ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ШОКОВЫМ СОСТОЯНИЕМ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ШОКОВЫМ СОСТОЯНИЕМ

Драговоз Е.А. 1, Гулакова Е.А. 1, Долженкова И.Г. 1
1ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе все большее внимание уделяется симуляционному обучению. Студенты выпускных курсов различных факультетов, имея огромный багаж знаний, зачастую не могут в полной мере использовать наработанный ресурс [1]. Работая в группе, «мозговым штурмом» можно прийти к верному решению той или иной проблемы. В практической деятельности особую роль играет умение работать в команде, проявлять лидерские качества, но немало важным является способность справиться с волнением, суметь определить приоритетные этапы оказания первой помощи в экстренных условиях, когда ты действительно один, когда помощи ждать не от кого [2]. Диагностика шоковых состояний и на данный момент времени является достаточно проблематичной в виду сложности патогенетических звеньев, вовлечения в патологических процесс декомпенсаций соматической патологии, «стирая» классические проявления заболевания, описанные в литературе. Поэтому акцентирование внимания обучающихся на дифференциальной диагностике является приоритетной в образовательном процессе [3]. Цель данного исследования – провести анализ эффективности обучения студентов выпускных курсов с использованием современных комбинированных интерактивных технологий у пациентов с шоковым состоянием.

Материалы и методы. Для решения поставленной задачи проводился тренинг среди студентов 6 курса лечебного факультета. Всего прияло участие 48 студентов, из них было сформировано две группы по 24 человека. Первая группа проходила тренинги с использованием комбинированных интерактивных технологий. Во второй группе проводились стандартные тренинги. Все студенты перед началом обучения проходили тестирование по теме: «Дифференциальная диагностика шоковых состояний» с целью определения уровня подготовленности. Проходной балл составил 70 % и более. На первом этапе проводили брифинг. Каждого обучающегося знакомили с симуляционным и медицинским оборудованием. В учебной комнате для работы использовали высокореалистичный робот HAL, кардиомонитор с установленными параметрами: давления заклинивания легочной артерии, сердечный выброс, общее периферическое сосудистое сопротивление, артериальное давление, частота дыхательных движений, частота сердечных сокращений, сатурация, пульсовая волна, температура тела, ритм сердца во II стандартном отведении; инфузомат с лекарственным средством. Второй этап тренинга отличался в группах. В первой группе предполагалось использование «кризисной комнаты» [4]. Каждый студент должен был в течение 5 минут осмотреть комнату с симуляционным и медицинским оборудованием, мог запросить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, при этом возможности взаимодействовать непосредственно с пациентом не мог. Вторая группа (контрольная) наоборот, использовала только собственный физикальный осмотр манекена. По завершении времени тренинга каждый участник должен был поставить предварительный диагноз. В последующем был дебрифинг. Первая группа на данном этапе использовала при этом предварительно подготовленные карточки с характеристикой той или иной клинической картины, например, низкий уровень сердечного выброса, сатурация 90 %, давление заклинивания легочной артерии низкая, фракция выброса левого желудочка снижена, усиление легочного рисунка и т.д. Во второй группе проходил дебрифинг по общепринятой методике. Обсуждали эмоциональную составляющую тренинга, возникающие сложности в процессе обучения, недочеты и т.д.

Результаты. Оценку эффективности использования комбинированных интерактивных технологий осуществляли по практическим навыкам, оценочных листов станции «экстренная медицинская помощь» первичной аккредитации специалистов по специальности «лечебное дело». При этом оценивали правильность постановки диагноза, лечения [4]. Также по завершению смотра пациента по системе ABCD обучающиеся должны были назначить план ведения пациента. Результативность первой группы сравнивалась с контрольной. Основными ошибками второй группы были: положение Тренделенбурга у пациентов с кардиогенным шоком в 16,6 %, поднятие ножного конца кровати у больных с обструктивным шоком 12,5 %, недостаточный объем инфузионной терапии 25 %, превышение волемической нагрузки 20,8 % и постановка неправильного диагноза 16,6 %. В первой группе 8,33 %: 4,16 %: 4,16 %: 8,33 %: 4,16 % соответственно.

При этом удовлетворенность студентов процессом обучения с использованием комбинированных интерактивных технологий был выше на 20,83 % по сравнению с группой у которой проводились стандартные тренинги. Студенты контрольной целевой аудитории отмечали (58,33 %) неполное соответствие клинических проявлений в тренингах с паспортами станции «Экстренной медицинской помощи» первичной аккредитации специалистов, что затрудняло в стрессовой ситуации постановку диагноза. В результате чего были недочеты в лечении и плане обследования пациента.

Таким образом, привлечение «интерактивной игры» позволило систематизировать имеющиеся знания студентов, обратить внимание на важные звенья патогенеза, а также в большей мере заинтересовать обучающихся при выбранном подходе обучения.

Список литературы:

Драговоз, И.С. Анализ эффективности обучения с использованием «критической комнаты» в образовательном процессе / Драговоз, И.С., Пучкова, Е.Л. // Анализ эффективности обучения с использованием «критической комнаты» в образовательном процессе : мат. 86-ой Международной научной конференции студентов и молодых ученых, посвященной 86-летию КГМУ. В 3-х томах. – Курск, 2021. - Т-III. – С. 264-266;

Бокарев, А.И. Оценка управления образовательным процессом высших учебных заведений по результатам подготовки и выпуска специалистов: теория и практика // ИТС. 2021. №1 (102).

Галстян Н.В. Терминальные состояния // Галстян Н.В. / Тенденция развития науки и образования. – 2021. - № 79-1. – С. 14 – 16;

Драговоз, И.С. "Критическая комната" - анализ эффективности использования в образовательном процессе //Драговоз И.С., Пучкова Е.Л. Долженкова И.Г., Григорьян М.Ф. / Виртуальные технологии в медицине. – 2021. - № 3. – С. 194;

Толоковая, А.А. Объективные данные подготовки выпускников к первичной аккредитации // FORCIPE. 2019. №Приложение.

Просмотров работы: 11