УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУДН - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУДН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Студенты, которые едут учиться за границу — особенные люди. Они выбирают не только знания, но и другой язык, новую страну, незнакомый контекст. Все это ужасно увлекательно, но вызывает много стресса, к которому надо быть готовым. На эмоциональное состояние студента могут повлиять не только контрольные и изнурительная сессия, но и высокие ожидания родителей, большие требования от профессоров и от самого себя. Все в комплексе может привести к выгоранию. Термин «выгорание» еще не изучен до конца: впервые его ввел Герберт Фройденбергер в своей книге «Выгорание: высокая цена высоких достижений» в 1974 году. Однако, уже сегодня исследователи выделяют основные симптомы, которые могут проявляться у каждого человека индивидуально [5].

В рамках выпускной квалификационной работы нами была поставлена цель: определить уровень эмоционального выгорания иностранных студентов РУДН.

Для достижения цели исследования возникла необходимость последовательного решения нижеперечисленных задач:

1. Провести теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания иностранных студентов РУДН.

2. Провести эмпирическое исследование уровень эмоционального выгорания иностранных студентов РУДН.

На первой задаче нами был проведен анализ литературных источников по факторы, влияющие эмоциональное выгорание иностранных студентов, субъективные и объективные показатели эмоционального выгорания. Это психическое состояние, связанное с нервной системой, вызванное химическими изменениями, которые по-разному связаны с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия.

Выгорание понимается как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Выгорание характеризуется тремя аспектами:

1) Чувством энергетического истощения или истощения.

2) Увеличением чувства усталости от своей работы или чувством негативизма, связанного с работой.

3) Снижением профессиональной эффективности.

Синдром выгорания может проявляться очень многообразно, это зависит во многом от личностных характеристик и факторов среды, в которых находится человек. В работе M. Burisch ссылка указаны наиболее встречающиеся проявления синдрома выгорания. Также важно понимать, что некоторые симптомы могут взаимно исключать друг друга. Проявления синдрома индивидуальны, и не каждый человек проходит все стадии. Хронология симптоматики не является обязательной, она также очень индивидуальна.

Первым термин «эмоциональное выгорание» (от англ. burnout) ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Он обобщил изменения, который видел среди специалистов, занятых в психиатрии. Одним из ведущих современных исследователей проблемы выгорания является Кристина Маслач, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. По классификации Маслач, выгорание напрямую связано с постоянной деятельностью: именно это отличает синдром от других эмоциональных изменений.

Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это установки, модели поведения, черты характера и убеждения, которыми человек руководствуется в своих решениях. Внешние условия могут повлиять, когда у человека уже есть внутренние предпосылки для выгорания.

Внешние факторы:

Среда: нагрузки сверх нормы, напряженный график работы.

Отсутствие удовлетворяющей оплаты труда.

Дедлайны, отвлекающие факторы: невозможно погрузиться в работу, все время что-то вырывает из процесса.

Нелюбимая работа.

Рабочие конфликты, нездоровая атмосфера, давление или изоляция в коллективе.

Стресс больших городов и культ успешности создают сильное давление на современного человека, говорит Константин Почтенный, бизнес-тренер, психолог, педагог: «С одной стороны, люди в больших городах сейчас испытывают много стресса. С другой — есть современный тренд на то, что нужно постоянно и во всем себя сильно мотивировать. Это двойной удар по человеку, он постоянно находится в зажиме».

Внутренние факторы:

Гиперответственность: «должен сделать правильно, вовремя, идеально».

Давление авторитета: престижное место работы, ответственность перед рекомендателем.

Убеждения: «я должен много работать», «отдохнем на пенсии», «если я буду мало работать, у меня не будет денег, я погибну от голода и нищеты».

Ощущение, что работа это сверхценность, она всегда на первом месте.

Долженствования: «я должен быть успешным\выглядеть состоявшимся\доказать кому-то что-то».

Страх подвести.

Эмоциональному выгоранию подвержены специалисты, чья деятельность подразумевает частое и интенсивное взаимодействие с людьми (образование, медицина, юриспруденция и т.д.).

Иностранные студенты приезжают учиться в новую, незнакомую среду преподавания и обучения. Хотя эта среда может внешне напоминать среду их отечественного учебного заведения из-за программ мобильности, перевода кредитов и интернационализации учебных программ, все еще могут быть различия в том, как организовано преподавание и обучение. Следовательно, иностранные студенты должны учиться в новом мире. В то время как иностранные студенты имеют собственный опыт обучения в своих родных странах и разработали стратегии, которые могут быть успешными или подходящими в этом контексте.

Для решения второй задачи нами была выбрана методика К. Маслач. Нами были проанализированы полученные по методике результаты, что позволило сделать следующие выводы: Исследование проводилась на базе РУДН. Участниками нашего исследования стали 30 иностранных студентов 3-4 курса РУДН, была разработана анкета. Эмпирическое исследование проводилось в декабре 2022 года онлайн с помощью Google Forms. В исследовании приняли участие 21 женщин (70%) и 9 мужчин (30%). Средний возраст респондентов составил 23 ± 2 года.

Мы выяснили, что 26,6% иностранных студентов РУДН крайне высоко и 26,6% высоко эмоционально истощены. Средние показатели эмоционального истощения обнаружены у 43,3% опрошенных, у одного респондента низкий показатель эмоционального истощения.

Так же выяснили, что крайне высокий показатель деперсонализации обнаружен у 13,3% иностранных студентов. У 26,6% респондентов выявили высокий а, у 43,3% респондентов – средний уровень деперсонализации, возникающий из-за защиты подавляющих эмоциональных состояний путем обращения с одногруппниками как с объектом, т.е. рассматривание человека только как работника, а не личности. И у 16,6% опрошенных иностранных студентов РУДН низкий уровень деперсонализации.

Уровень редукции личных достижений у 1 респондента высокий и у 1 респондента крайне высокий, который обусловлен пониманием чувств коллег, легкостью общения с ними, многочисленными планами на будущее и верой в их осуществление.

Средний уровень редукции личных достижений показали 46,6%, проявляется это в переживании недостаточной компетенции и неудовлетворенности своей деятельностью. Низкие показатели редукции личных достижений наблюдаются у 36,6%, крайне низкие показатели у 10% опрашиваемых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. – М.: Наука, 1976. – 272 с.

Алмаев, Н.А. Оценка психометрических свойств методики «Индекс жизненного стиля» / Н.А. Алмаев. – Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 95– 105.

Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз / А.Ф. Ануфриев – М.: Ось–89, 2006. – 192 с.

Захаров, С. Синдром выгорания у врачей – стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С. Захаров [Электронный ресурс] / Дискуссионный клуб «Здоровое общение». – 2000 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://forums.rusmedserv.com/showthread.phpt=8748 (дата обращения 30.09.2021).

Карпинский, К.В. Проблема смысла жизни в современной зарубежной психологии: теоретические и эмпирические подходы / К.В. Карпинский // Психологическая служба. – 2004. - №3. - С. 110 – 115. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/YSeG8 (дата обращения 06.10.2021).

Овдей, С.В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика. / С.В. Овдей. – М.: Новопринт, 2016. – №6. – С. 38-42.

Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.

Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. – СПб.: СОЮЗ, 2013. – 271 с.

Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко [Электронный ресурс] / Энциклопедия психодиагностики. - 2009-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: http://psylab.info.

Опросник выгорания Маслач [Электронный ресурс] / Энциклопедия психодиагностики. – 2009-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: http://psylab.info/Опрос-ник_выгорания_Маслач (дата обращения: 20.12.2022).

Asikainen, H. (2019). Learning profiles and their relation to study-related burnout and academic achievement among university students. Learn. Individ. Differ. 78:101781

Beerkens, M. (2016). Similar students and different countries? An analysis of the barriers and drivers for Erasmus participation in seven countries. J. Stud. Int. Educ. 20, 184–204

Cheung, K. (2020). Differences in study workload stress and its associated factors between transfer students and freshmen entrants in an Asian higher education context. PLoS One 15:e0233022.

Dyrbye, L. N. (2009). The learning environment and medical student burnout: a multicentre study. Med. Educ. 43, 274–282.

Просмотров работы: 67