Основы применения методов математической статистики при распознавании вида распределения изучаемой величины - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Основы применения методов математической статистики при распознавании вида распределения изучаемой величины

Лысенков К.А. 1, Чесноков М.Д. 1, Федоровских Е.С. 1
1Уральский Государственный лесотехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассмотрим данные роста студентов, обучающихся в Уральском государственном лесотехническом университете. Все множество студентов представляет собой генеральную совокупность. Количество студентов достаточно велико, поэтому для исследования возьмем случайным образом часть студентов в объеме 30 человек, которая называется выборочной совокупностью. Пустьизучаемый признак Х – рост студента (см). Определим вид распределения генеральной совокупности с помощью критерия Пирсона (критерия согласия ꭓ-квадрат).

Прежде выполним ряд дополнительных рассуждений, позволяющих выдвинуть предположение о виде распределения.

По выборке получено следующее эмпирическое распределение:

xi

162

166

168

170

171

172

173

174

175

176

179

180

182

186

ni

1

2

1

2

2

2

1

2

3

4

5

2

1

2

Перейдем к соответствующему интервальному вариационному ряду. Для этого по формуле Стерджесса найдем количество интервалов: .

Получим .

Так как наибольший рост равен 186 см, а наименьший – 162 см, то вся выборка попадет в промежуток (162; 186).

Величина интервала вычисляется по формуле

.

За начало первого интервала примем x0 =xmin = 162 см, а конец первого интервала– х1 =xmin+ h = 166 см. Получим последовательность интервалов: [162; 166), [166; 170), …, [182; 186]. Таким образом, интервальное распределение будет иметь вид:

[xi ; xi+1)

[162; 166)

[166; 170)

[170; 174)

[174; 178)

[178; 182)

[182; 186]

ni

1

3

7

9

7

3

Геометрическим представлением интервального распределения является гистограмма частот.

Рисунок. Гистограмма частот

Вид гистограммы частот напоминает график плотности функции нормального распределения непрерывной случайной величины Х [1]. Поэтому есть основания предполагать, что распределение генеральной совокупности также имеет нормальное распределение.

Сделать правильный вывод о виде распределения нам поможет критерий Пирсона (критерий согласия ꭓ-квадрат). Данный критерий позволит ответить на вопрос о том, является ли различия между выборочным и теоретическим распределениями столь незначительными, что они могут быть приписаны лишь случайным факторам [2].

Введем гипотезы:

H0: генеральная совокупность имеет нормальное распределение.

H1: генеральная совокупность не распределена по нормальному закону.

Выберем уровень значимости α=0,05.

Выберем статистику .

Вычислим точечные оценки параметров нормального распределения.

Для этого определим середину каждого интервала в интервальном распределении.

xi

164

168

172

176

182

186

ni

1

3

7

9

7

3

(см) – средний рост студентов выборочной совокупности;

выборочная дисперсия:

(см2).

Тогда исправленное выборочное среднее квадратическое отклонение:

или (см).

Далее заполним следующую таблицу:

интервал

эмпирическая частота

 

теоретическая частота

     

-∞; 166

1

0,01425

0,4275

1,637

2,6798

0,2862

166; 170

3

0,07585

2,2755

170; 174

7

0,222

6,66

174; 178

9

0,3285

9,855

-0,855

0,7310

0,0742

178; 182

7

0,2443

7,329

-0,329

0,1082

0,0148

182; +∞

3

0,1131

3,393

-0,393

0,1544

0,0455

 

30

0,998

29,94

   

0,4207

Искомые вероятности попадания значений признака Х в i-й интервал определим по формуле .

Используя таблицы значений функции Лапласа, находим:

;

;

;

;

;

.

В ходе заполнения таблицы мы объединили некоторые теоретические частоты, чтобы их суммарная частота была больше или равна 5. Соответствующие им теоретические частоты также нужно объединить.

Тогда =0,4207 (см. последний столбец таблицы).

6) Определим критическое значение критерия Пирсона по заданному уровню значимости α =0,005 и числу степеней свободы ν=4-3=1, то есть или

(0,05; 1)=3,8 по таблице «Критические точки распределения Пирсона ».

Так как , то нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу, то есть гипотеза о нормальном распределении роста студентов согласуется с опытными данными при уровне значимости α =0,005.

Таким образом, нами был рассмотрен алгоритм проверки гипотезы о нормальном распределении на примере роста студентов по критерию Пирсона

Библиографический список

Агишева Д. К., Матвеева Т.А., Светличная В.Б., Зотова С.А. Методические указания, контрольные работы по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» [Электронный ресурс]: методические указания / Д. К. Агишева,Т. А. Матвеева, В. Б. Светличная, С. А. Зотова // Сборник «Методические указания». Выпуск 4. – Электрон. текстовые дан.– Волжский: ВПИ (филиал) ВолгГТУ, 2012.

Демин С.Е., Демина Е.Л. Математическая статистика : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. : С. Е. Демин, Е. Л. Демина ; М-во образования и науки РФ ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). — Нижний Тагил : НТИ (филиал) УрФУ, 2016. — 284 с.

Просмотров работы: 69