Актуальность: В условиях современного обучения особенно широко применяются технологии, использование которых влечет за собой нагрузку на зрение, характеризующееся существенными изменениями в характере и условиях зрительной работы, связанной с использованием электронных устройств.
В связи с уменьшением подвижности, цифровизацией и ростом объема информации, более половины учащихся студентов страдают теми или иными формами нарушения зрения. Тенденция роста этих нарушений не уменьшается.
Объект исследования: профилактика нарушений органов зрения.
Предмет исследования: распространенность нарушений органов зрения.
Цель исследования: описать состояние органов зрения студентов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профилактики органов зрения студентов.
2. Описать распространенность нарушений органов зрения среди студентов.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, классификация, сравнение.
Эмпирические методы: анкетирование.
Методы статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты возможно использовать в работе тьюторов и в целом при организации образовательного процесса
База исследования: медицинский институт РУДН.
В рамках решения первой задачи было выявлено, что нарушениями органов зрения страдают более 50% учащихся. Самыми частыми из этих нарушений являются: близорукость (миопия), астигматизм и дальнозоркость (гиперметропия). К нарушениям органов зрения можно отнести все, что вызывает функциональное и органическое поражение зрительного анализатора, ограничивающее возможность видеть.
Факторы, влияющие на органы зрения разнообразны. К ним относятся, как и физические нагрузки, так и умственные. В силу своей деятельности, студентам чаще всего приходится сталкиваться со вторым вариантом. Учебная деятельность требует большой самоотдачи и часто вызывает у обучающихся состояние академического стресса. Стресс в свою очередь может повлечь появление другого фактора – вредных привычек.
Табак и алкоголь оказывают пагубное воздействие на нервную систему, частью которой являются и зрительные органы. Кровеносная система так же подвергается удару, что в итоге сказывается на функциональности всего зрительного аппарата.
Под понятием гигиены зрения можно объединить комплекс мер профилактики против таких факторов как: плохая освещенность, зрительные раздражители, работа в неправильном положении.
Студентки порой сталкиваются с проблемой низкокачественной косметики. Она может провоцировать заболевания воспалительного характера, которые впоследствии способны вызывать осложнения офтальмологического характера.
Но самым важным фактором является использование электронных устройств. Доступность информации и удобство электронных носителей повлекло за собой повсеместную эксплуатацию цифровых средств. Студенты не являются исключением, поэтому их зрение подвергается усиленной нагрузке, ведь помимо учебной деятельности, большинство используют электронные устройства и во внерабочее время.
Профилактикой в случае взаимодействия с электронными устройствами являются: дозированное взаимодействие с электронными устройствами, перерывы, правильное освещение и положение.
Разработаны нормативы, которые позволяют регулировать нагрузку учащихся. Максимальный объем нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая и внеаудиторные занятия. При очной форме обучения учебное учреждение само устанавливает объем аудиторных занятий. При очно-заочной, вечерней, форме обучения, объем занятий не должен быть менее 10 часов. Заочная форма обучения предусматривает возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год. Каникулярное время в общем объеме составляет 7-10 недель, с обязательными двумя неделями в зимний период.
В рамках решения второй задачи, ознакомившись с теоретическими данными, нами было проведено исследование на основе анкетирования. В исследовании приняли участие 30 человек. Они все являются студентами 4-го курса медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело», 25 женщин и 5 мужчин. Средний возраст испытуемых 21 ± 1 год.
Для проведения исследования нами был выбран метод анкетирования, который наиболее эффективно собрал всю необходимую информацию для последующего анализа данных.
Анкета предназначается для выявления распространенности нарушений органов зрения среди студентов медицинского института РУДН.
В первом блоке вопросов мы выясняем паспортные данные респондентов, их пол и возраст. Вторым блоком следуют вопросы о факторах, пагубно влияющих на органы зрения. И третий блок – соблюдение респондентами норм профилактики.
Результаты исследования: проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод, что респонденты имеют проблемы со зрением, а именно – 73,3%, что является большинством.
46,7% отмечают, что зрение ухудшилось во время занятий в ВУЗе.
96,7% респондентов признались, что по окончанию рабочего дня продолжают использовать электронные устройства, в том числе для выполнения домашних заданий.
При этом 80%, по собственным утверждениям, ознакомлены с правилами оснащения рабочего места.
Ровно половина, 50% респондентов, признались, что проводят за электронными устройствами дольше 6 часов. 36,7% ответили, что пользуются электронными устройствами до 5 – 6 часов. Утомление и ухудшение остроты зрения начинается после 4 часов. В сумме это 86,7%, такой же показатель, как и количество пренебрегающих профилактической гимнастикой глаз.
Несмотря на ухудшение зрения, более половины исследуемых не выполняют гимнастику для глаз – 86,7%. Этот показатель, в целом, соответствует количеству респондентов, имеющих проблемы со зрением. Он немного выше, что можно объяснить молодым возрастом студентов или хорошей наследственностью, но пренебрежение профилактикой органов зрения зачастую приводит к их ухудшению.
Опрошенные осознают значимость данного вопроса, и поэтому 96,7% отмечают, что в ВУЗе надо обучать упражнениям или приемам по профилактике заболеваний органов зрения. Можно заключить, что методы профилактики в виде гимнастики для глаз важны и могут быть встроены в обучающий процесс ВУЗа. Это, впоследствии, возможно, улучшит показатели здоровья зрения студентов.
Распространенность нарушений можно оценивать как высокую, так как больше половины респондентов страдают различными заболеваниями органов зрения. Это совпадает и с результатами теоретического анализа.
Ахматгатин, А.А. Сравнительная характеристика физического здоровья студентов в вузах различных ведомств/ А.А. Ахматгатин, А.Н. Толстихин, Д.П. Отиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. - № 7 (149). – С. 11-15
Добренко, А.М. Профилактика нарушений зрения у студентов. / А.М. Добренко / Техносферная безопасность. - 2020. - С. 125-130. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека Elibrary. - 2000-2022. - Электр. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibra ry_44107936_76955850.pdf (дата обращения 21.10.22).
Кетова, Н.А. Сравнительный анализ вовлеченности в спортивные секции студентов медицинских и немедицинских вузов. / Н.А. Кетова, Е.О. Курочкина // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. -№ 2 (17). – С. 31-36.
Кибардин, Г. Эффективные упражнения по сохранению зрения у детей и взрослых / Г. Кибарин. - М.: Амрита-Русь. - 2016. – 224 с.
Козина, Е.В. Состояние остроты зрения и рефракции глаз у студентов медицинского вуза / Е.В. Козина // Сибирское медицинское обозрение. - 2015. - №3. - С. 10-15.
Кошиц, И.Н. Функционирование исполнительных механизмов аккомодации и развитие теории аккомодации Гельмгольца / И.Н. Кошиц – СПб.: Университет имени И. И. Мечникова, - 2014. - 355 С.
Мартынова, З.Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся / З.Е. Мартынова // Транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - №15. - С. 25-30.
Назмутдинов, Б.Р. Профилактика нарушений зрения в системе вузовского образования. / Б.Р. Назмутдинов, З.М. Хасанова, Л.А. Хасанова / [Электронный ресурс] / Издательский дом «Среда». - 2022. - Электр. дан. - Режим доступа: https://phsreda.com/e-articles/11/Action11-10985.pdf (дата обращения 20.10.22).
Сидоренко, Е. И. Офтальмология: учебник / под ред. Е.И. Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 656 с.
Слепота и нарушения зрения. / [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - 2022. - Электр. дан. - Режим доступа: https:// www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blindness-and-visual-impairment - (дата обращения 10.10.2022).
Шкарлова, С.Н. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм / С.Н. Шкарлова, В.Е. Романовский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 200 с.