РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Жиглов И.М. 1, Зайченко М.С. 2
1Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске
2Уральский филиал Российского государственного университета правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мир XXI века стал чрезвычайно хрупки, незащищенным и уязвимым благодаря развитию средств вооруженного насилия, методов политического, информационного, психологического противоборства. С развитием современного общества требуется и развитие армии, физических, моральных и психологических возможностей воинов. Новые виды оружия, требующие высокой концентрации сил, привели современную армию актуализировали проблему организации психологической помощи военнослужащим, формирования у них морально-психологической устойчивости. Это в свою очередь актуализировало необходимость развития военной психологии как одной из важнейших отраслей современной психологии, цель которой качественная профессиональная подготовка военных специалистов в области ведения боевых действий и защита Отечества. В процессе организации и осуществления психологического обеспечения разных видов воинской деятельности военнослужащих ведущая роль принадлежит военному психологу, специалистам психологической работы воинской части, психологам-управленцам в органах военного управления, психологов-исследователей и методистов в центрах психологической работы Вооруженных сил, военных округов и флотов. 

В настоящее время военно-психологическая служба меняется благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Главного управления воспитательной работы, учебно-образовательных структур подготовки и переподготовки психологов, научных подразделений Вооруженных сил РФ, направленной на создание и развитие психологической службы в войсках [1, с. 10]. Важнейшим фактором формирования и развития боевого духа является научно обоснованная психологическая работа с военнослужащими, направленная на формирование у них психической устойчивости к мощным стрессорам современного боя и их психологической готовности к эффективному решению боевых задач.

Работа психологической службы в направлена на организацию профессионально-психологического отбора, пунктов психологической и консультационной помощи и реабилитации военнослужащих. На базе ведущего военного гуманитарного вуза — Военного университета МО РФ, а также в других вузах страны организуется профессиональная подготовка специалистов для психологической службы ВС РФ, содержание которой разрабатывается с учетом современных тенденций в области военно-профессионального образования психологов. В последнее время растет понимание значимости военного психолога, поэтому большое внимание уделяется развитию психолого-педагогической компетентности. Психологическая работа становится одним из важнейших элементов системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военнослужащих, которое осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом организационных уровнях.

Следует отметить, что становление и развитие психологической службы в вооруженных силах происходило постепенно, с ориентацией на достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела.

Анализ изученной литературы позволил нам выделить следующие этапы развития психологической работы в Российских Вооруженных силах.

Первый этап (вторая половина Х1Х в. — 1917 г.) связан с накоплением фактического и исследовательского материала в психологической науке и практике военного дела. Исследования А. Агапеева, Н. А, Корфа, А. П. Нечаева, Н. Н. Головина, Ф. Гершельмана, П. И. Изместьева, М. И. Драгомирова и др. посвящены изучению особенностей боевой деятельности, выявлению факторов, способствующих повышению ее эффективности, формированию требований к личностным качествам воинов. Примечательно, что на данном этапе начинают создаваться психологические научно-исследовательские учреждения, проводятся экспериментальные исследования, результаты которых публикуются в военных изданиях («Военно-медицинский журнал», газеты «Русский инвалид» и «Психиатрическая газета» и др.), развивается система оказания психиатрической помощи воинам, пострадавшим вовремя воин. Большой вклад в развитие военной психологии этого периода внесли известные российские психологи и врачи В.М. Бехтерев, М.И. Аствацатурова и Г.Е. Шумкова, изучающие психофизиологические явления в условиях боя, психологию воинской деятельности в мирное временя и боевой обстановке. Кроме того, они были организаторами психологической подготовки военнослужащих.

Для второго этапа (1920-1930-е гг.) характерным является организация психологической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обосновать необходимость проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний, создается система психологических лабораторий. Наиболее известными среди психологов и военных ученых того времени становятся П.И. Изместьев, С.Е. Минц, А.А. Таланкин, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организации и проведения психологической работы в войсках [1, с. 209-211].

Третий этап (1941 -1945 гг.) – это этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. Внимание психологов было направлено, прежде всего, на формирование морально-психологических качеств военнослужащих, необходимых для достижения победы над врагом, психологическую подготовку военнослужащих к ведению боя. В этот период военными и гражданскими психологами изучались причины страха, паники, определялись пути их преодоления и предупреждения; природа самоотверженности, смелости, мужества; условия ускоренного обучения военных специалистов — радистов, телеграфистов, летчиков, танкистов и т. д.; возможности восстановления физического и психического здоровья, утраченного после ранения.

На четвертом (послевоенном) этапе (1946-1992 гг.) большое внимание уделялось изучению, обобщению и распространению передового боевого опыта, организации и проведению психологической работы, повышению качества подготовки военных специалистов с учетом изменений в военно-техническом оснащении войск, а также изменениям стратегии и тактики ведения боя. В это время создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологическим обеспечением учебно-боевой деятельности; разворачиваются исследовательские лаборатории; вводится психологический отбор абитуриентов, поступающих в военные училища; развивается процесс становления системы психологической подготовки военных специалистов; разрабатываются методические приемы психологических тренировок; совершенствуется система психологического образования военных кадров, в военных вузах вводится учебная дисциплина «Военная психология и педагогика» [1, с. 16-17].

Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) тесно связан с процессом реформирования воспитательных структур Вооруженных сил РФ, развитием теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, потребностью в психологическом воздействие на личный состав. На этом этапе создается система психологической службы, формируется нормативно-правовая база психологической работы, которая становится одним из ведущих компонентов системы морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск, самостоятельным видом деятельности военных психологов. Становление психологической службы связано с введением штатной должности психолога, открытием центров психологической помощи и реабилитации, созданием подразделений профессионального психологического отбора и научно-исследовательской работы, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в условиях воинской деятельности.

Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психологической работы в войсках на протяжении последних десятилетий внесли такие специалисты в области военной психологии, как М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, А. Г. Караяни, К. К. Платонов, В. Н. Селезнев, А. М. Столяренко, В. В: Сысоев и многие др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по различным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В. С. Николин, И. В. Сыромятников, А. Ю. Федотов, А. Н. Харитонов и др.) [1, с. 18].

Следует отметить вклад российских военных спициалистов в развитие военной психологии в настоящее время. Так, А.Г. Караяни, автор учебников и учебных пособий по психологии раскрыл сущность понятия обеспечения социально-психологической устойчивости воинских подразделений. Развитие авиационной психологии связано с именем Д.В. Гандер, занимавшегося вопросами исследования методолого-теоретических основ обучения и воспитания авиационных специалистов [3, с. 6]. Создатель современной школы военной психологии является М.И. Дьяченко справедливо отмечал, что военная психология является отраслью не только психологической, но и военной науки и имеет специфические психологические закономерности.

В заключении отметим, что военно-психологическая наука на современном этапе развития общества достигла нового качественного более высокого уровня научно-психологической мысли, направленной на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим. Боеспособность нашей армии во многом зависит от морально-психологических качеств военнослужащих, развитие которых достигается путем изучения и внедрения новых методов военно-политической работы. Военная психология прошла длительный путь своего развития, приобрела исключительно важное значение для совершенствования вооруженных сил, начиная со второй половины XIX века и до настоящего времени. Этапы её развития свидетельствуют о кропотливой и тщательной работе отечественных ученых-психологов, труд которых позволил повысить качество работы Вооруженных сил Российской Федерации.

Список используемой литературы

1. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: ВУ, 2016. 500 с.

2.Утлик Э.П. Воин России: военно-психологическое исследование: монография. М.: Военный университет, 2022. 400 с.

3. Гандер Д.В., Шевченко С.И., Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Введение военно-авиационную профессию: учеб. пособие. М.: Издание ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 2008. 174 с.

Просмотров работы: 250