Актуальность: специалисты констатируют неуклонное падение уровня физического и психического здоровья у молодёжи, которое вызвано цифровизацией учебного процесса, высокими учебными нагрузками и несоблюдением правил здорового образа жизни. Все это приводит к ухудшению психического здоровья молодежи.
Объект исследования: физическая активность молодёжи.
Предмет исследования: взаимосвязь физической активности и психического здоровья студентов молодёжи.
Цель исследования: выявить взаимосвязь психического здоровья и физической активности молодёжи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы физической активности молодёжи.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи физической активности и психического здоровья молодёжи.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, классификация, сравнение.
Эмпирические методы: анкетирование.
Методы статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты можно использовать для профилактики нарушений психического здоровья и улучшения физической формы молодёжи.
База исследования: медицинский институт РУДН.
В рамках решения первой задачи было выявлено, что наиболее часто встречаемые последствия отсутствия физической активностиу молодёжи: апатичность, повышение уровня агрессии, переменчивое настроение, чрезмерная рефлексия, социальная депривация и другие психические расстройства.
Постоянная физическая нагрузка помогает в борьбе с болезнями сердечно-сосудистой системы и профилактике неинфекционных заболеваний. Кроме того, наличие физической активности в жизни человека помогает сохранять нормальный вес тела и снизить нагрузку на психику, которая в наше время достаточно высока.
У людей, которые недостаточно физически активны, на 20-30% выше риск смертности по сравнению с теми, кто уделяет достаточно времени физической активности.
Физическая активность является действительно мощным инструментом в борьбе с депрессией, апатией и другими психическими нарушениями. Примечательно то, что физическая активность стимулирует высвобождение нейротрансмиттеров, которые влияют на улучшение настроения. С точки зрения непрофессионала, физические упражнения также могут отвлекать от негативных мыслей, быть более спокойными.
Для оценки психического здоровья мы использовали следующие критерии: способность контролировать свой гнев, самокритичность, способность изменять своё поведение в зависимости от жизненных обстоятельств, перепады настроения без объективных причин.
Физическая активность благотворно и разносторонне влияет на организм человека, помогая справляться с вредным воздействием внешней среды на человеческий организм. К примеру, у людей, чей организм натренирован, наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания, в отличие от нетренированных.
В рамках решения второй задачи, ознакомившись с теоретическими данными, нами было проведено исследование на основе анкетирования. В исследовании приняли участие 71 человек - студент медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело», а именно, 37 женщин и 34 мужчины в возрасте 22.2 ± 1 года.
Для проведения исследования нами был выбран метод анкетирования, который наиболее эффективно собрал всю необходимую информацию для последующего анализа данных.
Суть анкеты заключается в том, чтобы выявить взаимосвязь между физической активностью и психическим здоровьем молодёжи медицинского института РУДН.
Первый блок вопросов анкеты направлен на получение паспортных данных, второй блок - на оценку физической активности и третий блок вопросов - на оценку психического здоровья молодёжи медицинского института РУДН.
Для выявления взаимосвязи между физической активностью и психическим здоровьем мы использовали коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты исследования: эмпирическое исследование взаимосвязи физической активности и психического здоровья среди молодёжи медицинского института РУДН показало:
У респондентов состояние психического здоровья на удовлетворительном уровне (3.3 балла по 5-балльной шкале).
Взаимосвязи между занятиями физической активность и психическим здоровьем молодёжи медицинского института РУДН нами не выявлено: rэмп = -0,01 < rкрит = 0,28 при р = 0,05.
У респондентов в нашем исследовании удовлетворительный уровень физической активности (15,5% никогда не занимаются физической культурой, а 33,8% участников исследования занимаются ей около 1 раза в неделю).
На основании результатов исследования мы сделали вывод, что для улучшения показателей психического здоровья респондентам необходимо качественно отдыхать, отказаться от вредных привычек и убрать вредные раздражители, например, громкую музыку или постоянный сёрфинг в интернете.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 1998. – 148 с.
Захаревич, А.С. Оздоровительно-развивающее воздействие дыхательных психотехнологий на психические состояния человека. / А.С. Захаревич. – М.: Лесгафта, 2003. - 354 с.
Нуруллин, И.Ф. Роль спорта в жизни студентов. / И.Ф Нуруллин, З.Ф. Курмаев. – М.: Юком, 2017. – 92 с.
Попова, А.Д. Влияние физических нагрузок на нервную систему человека. / А.Д. Попова, Л.М. Лукьянова. // Сетевой научный журнал «Наука-2020». - 2021. - №8 (53). [Электронный ресурс] / Научная библиотека Киберленинка. – 2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: Влияние физических нагрузок на нервную систему человека (cyberleninka.ru) (дата обращения 25.10.2022).
Ревякин, Ю.Т. Основы психологической подготовки спортсмена: учебно-методическое пособие. / Ю.Т. Ревякин, Т.В. Карбышева. — Томск.: ГОУ ВПО ТПУ, 1999. — 156 с.
Томаев, Э.Х. Физическое воспитание как необходимое условие поддержания психического здоровья современных студентов. / Э.Х. Томаев, Ф.Б. Хозиев. // Сетевой научный журнал «Педагогические науки». - 2019. - №3. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Киберленинка. – 2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: Физическое воспитание как необходимое условие поддержания психического здоровья современных студентов (cyberleninka.ru) (дата обращения 22.10.2022).