ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕРАПИИ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕРАПИИ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Белан П.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных задач воспитания детей в социально-реабилитационных центрах является психосоциальная помощь в развитии и умении способности реализовать свой потенциал в реальной жизни.

Имея дело с ребенком, находящимся СРЦН, сотрудники всегда должны помнить, что: в результате психотравмы, то есть отсутствия одного из родителей в жизни воспитанника или из-за неблагоприятной семейной ситуации на каком-то этапе жизни, такой ребенок обычно отстает в психоэмоциональном развитии, физическом и может даже перейти в деформированное развитие.

В результате те, кто окружает такого ребенка - родители, опекуны, воспитатели, учителя - сталкиваются с проблемой взаимодействия с ним. То есть как правильно реагировать на его индивидуальные особенности, потребности, в общем, на его отличия. Для этого необходимо применить методы психосоциальной работы с воспитанниками

Задача взрослого - всегда помнить, что жизненный опыт ребенка был отягощен многими вещами, осознавать, что этот ребенок похож на "другого", с внутренним миром, который нам непонятен, реакциями на различные жизненные ситуации. По-другому развивается ребенок из семьи, соответственно, он по-другому ведет себя, по-другому общается, руководствуется другими законами жизни, мыслит по-другому.

Система образования и воспитания, созданная в СРЦН имеет возможность включать детей в доступные виды деятельности с учетом их индивидуальных возможностей, таким образом занимающихся вопросами социализации и их реабилитации.

В психосоциальной работе с детьми применяются формы арт-терапевтических методов, которые можно выделить, как устойчивый коммуникативный процесс, организованный особым образом, с целью формирования мотивации развивающейся личности к познанию и творчеству.

Воспитанники -это несовершеннолетние дети, которые находятся в социально-реабилитационном учреждении, выросли изолированными от общества и испытывают недостаток общения и социального опыта.

Психосоциальная работа специалистов учреждения направлена ​​на решение ряда проблем, включая неспособность видеть ситуацию с чужой точки зрения, трудности с пониманием эмоций, склонность избегать ситуаций взаимодействия с реальными людьми и сверстниками.

Одним из методов, применяемых в работе с несовершеннолетними, является метод библиотерапии. Литература и искусство в наше время становятся более доступными и перспективными в психологической работе с детьми, будучи источником симуляционного опыта.

Библиотерапия – это использование специально подобранного материала для чтения в качестве терапевтического инструмента для решения личных и коммуникативных проблем, проблем нормализации или оптимизации психологических процессов. Психотерапевтический эффект чтения для воспитанников проявляется в том, что описанные в произведении ситуации, особенности их восприятия персонажей (эмоции, связанные с ними, переживания, желания, мысли) усваиваются ребенком, восполняются отсутствие образов, опыта и идей.

При выборе книг требуется тщательный учет личностных особенностей пациента, социального опыта, образовательного и культурного уровня. Основными целями этого метода являются лучшее понимание проблем пациента, расширение возможностей выражения этих проблем и включение их в контекст социально выработанного опыта.

Применение данного метода арт-терапии может быть обусловлено многими причинами. Библиотерапия используется для:

1) проявления индивидуального самосознания;

2) улучшения понимания человеком своего поведения или мотивации;

3) способствованию формированию адекватной самооценки;

4) помощи в определении своих интересов и склонностей.

5) способ показать ребенку, что он не первый, кто сталкивается с такой проблемой;

6) поиска разносторонних решений проблемы;

7) планирования правильного хода действий для решения проблемы

8) вступить на путь самосознания, самореализации и, в конечном счете, самореализации (А. Маслоу), достичь психологической зрелости.

Существует несколько шагов применения библиотерапии. На базе СРЦН разделяют следующие этапы:

I. Подбор литературных произведений, позволяющий найти причину явлений, событий, моделей поведения воспитанников. Лаконичный, точный язык необходим для разнообразия жизненных ситуации, создающие реальную идею «каким может быть социальный мир ребенка согласно его собственному

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей (в основном это дети с 7 до 13 лет). Принципы выбора литературного произведения: степень доступности изложения, герой должен быть ребенку «по плечу», сходство ситуации в книге с ситуацией, которая происходила или происходит в жизни ребенка.

II. «Развивающая система чтения» (чтение взрослым, чтение ребенком, чтение по очереди, чтение по ролям, прослушивание записи). Важно, чтобы читал не только педагог, но и дети включались в действие, тем самым мысленно проникаясь в произведение.

III. Внешний анализтекста. Обсуждение личностей персонажей, запоминающихся эпизодов, анализ и отношение к поступкам.

VI. Внутренний анализ текста. На этом этапе важно достижение чувства «я могу это сделать». Соавтор новый рассказ «Что было дальше...» или «Если бы эта история случилась у меня во дворе…», «А что, если бы?..» и т. д. Свободный или тематический дизайн. На заключительных стадиях лечебный эффект оказывает метод «Реверсия», когда вносятся забавные неточности и воспитанник должен эти неточности выявить и исправить. Эта техника повышает уверенность детей в себе.

VI.Завершающий этап – перечитывание, которое углубляет эмоциональные переживания, способствует более глубокому осознанию эмоций и их социальных потребностей, которые позволяют пересмотреть свои представления о жизни. 

Важный момент при работе с детьми специалист центра уделяет обсуждению прочитанных детьми книг с пояснениями, где главная цель – помочь в восприятии содержания, в понимании основной мысли автора, обращая внимание на то, какими лексическими средствами выражено. В ходе беседы задаются вопросы, побуждающие детей выражать свое отношение к прочитанному: Что это за книга? Она тебе нравится? Почему; И кто там лучший? А плохое? Почему этот герой сделал это? Вы бы тоже так сделали? Почему книга так называется? и т.п.

Обсуждение после прочтения лучше вести не сразу, а когда стихнут первые впечатления, если только ребенок не захочет сразу поделиться своими ощущениями после прочтения.

При проведении данных мероприятий можно сделать вывод, что чтение стимулирует нормальные и защитные психические реакции, способствует умеренности, снижению стресса и эмоций. Отождествление воспитанников с героями произведений способствует развитию рефлексии, осознанию внутренних ситуаций, причин, следствий познания личностных качеств, проблем и ресурсов.

Таким образом, использование библиотерапии в психосоциальной работе с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра стало еще одним средством создания социальной среды для детей, в которой они имеют возможность сформировать необходимые навыки для оптимальной жизни в социуме.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Поликашаева Н. В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования // Теория 15 и практика современной педагогики : материалы междунар. заоч. науч.- практ. конф. Новосибирск : «ЭНСКЕ», 2011. Ч. 1.

2. Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / отв. ред. Н.Л. Карпова, редкол.: Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. ‒ М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. ‒ 272 с.

3. Босов Д.В. Технология арт-терапии в социальной работе: учебное пособие для студентов программ бакалавриата и магистратуры: [16+] / Д.В. Босов, Л.Ю. Беленкова. – М.:Директ-Медиа, 2022. – 277 с.

4. ДрешерЮ.Н.Библиотерапия: теория и практика: учебное пособие / Ю.Н. Дрешер. –СПб.: Профессия, 2010. –282 с.

5. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями:учебное пособие по коррекционной педагогике: [16+] / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк [и др.]. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 186 с.

6. Сидор, Т. В. Роль библиотерапии в социокультурной реабилитации детей с ОВЗ в условиях семейного чтения / Т. В. Сидор : научный руководитель О. А. Маркевич // Школа ответственного родительства : материалы всероссийской научно-практической конференции ( Владимир, 3 –6 октября, 2019 г.) / [ответственный редактор А. А. Панфилов]. –Владимир :ВлГУ, 2019. –С. 403-407.

7. Маркевич О.А. Технология библиотерапии в социальной работе с семьей: учебное пособие: [16+] / О.А. Маркевич. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2020. – 86 с.

Просмотров работы: 56