Актуальность исследования. Смешанная форма обучения приводит к низкому уровню физической активности. На здоровье студентов негативно влияет малоподвижный образ жизни. В первую очередь, это касается осанки. Это может привести к ряду патологических состояний, в том числе и к нарушению осанки.
Считается, что осанка напрямую зависит от эмоционального состояния человека. Когда студенты получают много заданий, студент начинает волноваться, потому что боится не успеть выполнить их в срок. По мнению некоторых людей, согнутая спина говорит о давлении невидимого груза на человека.
Объект исследования: нарушение осанки у студентов.
Предмет исследования: профилактика нарушений осанки у студентов в условиях смешанной формы обучения.
Цель исследования: описать методы профилактикинарушений осанки у студентов в условиях смешанной формы обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ проблемы нарушений осанки у студентов.
Провести эмпирическое исследование профилактики нарушения осанки у будущих бакалавров медицинского института РУДН в условиях смешанной форму обучения.
По первой задаче нами был проведен анализ литературных источников. В ходе которого было выявлено, что сниженная двигательная активность для студента может стать источником патологических изменений внутренних органов и целых систем организма, в том числе костно-мышечного аппарата. Основными негативными факторами в снижении двигательной активности и возрастании патологий позвоночного столба можно выделить чрезмерную учебную нагрузку, длительное время препровождение в неудобных позах за электронными девайсами и письменным столом, а также отсутствие регулярных физических активностей в виде занятий физической культурой и спортом.
К нормативным характеристикам осанки студентов можно отнести типы осанки по Ф. Штаффелю:
- Первый тип – физиологические изгибы позвоночника.
- Второй тип осанки – плоская или плосковогнутая спина.
- Третий тип осанки – круглая спина.
- Четвёртый тип осанки – сутулая спина.
Деформация позвоночника может быть врожденной или приобретенной.
По локализациям деформация бывает: в шейно-грудном; грудном; грудопоясничном; поясничном и пояснично-крестцовом отделе.
Поскольку патологии позвоночника довольно обширны, чаще всего у студентов наблюдаются такие искривления как: лордоз, кифоз, сколиоз, в связи с долговременной сидячей позой и малоподвижным образом жизни. Именно поэтому студентам необходимо повышение двигательной активности.
Без сомнения, можно сказать, что осанка является одним из важнейших показателей здоровья человека. Недиагностированные и незамеченные отклонения от нормы могут привести к серьезным заболеваниям и проблемам в будущем, начиная от тяжелых пороков развития опорно-двигательного аппарата.
Методы профилактики нарушений осанки должны быть комплексными. Необходимо постоянно следить за своим положением тела.
Кто длительное время проводит сидя, выполнять упражнения, которые разгружают позвоночник и мышцы спины.
Чтобы улучшить осанку, рекомендуется спать на жесткой постели.
В процессе выполнения домашних заданий необходимо опираться о стул спиной. Сидеть прямо, не опуская голову или верхнюю часть туловища.
Заниматься разными видами физической культуры.
Основным методы профилактики является двигательная активность, которая помогает человеку поддерживать себя в форме.
В рамках решения второй задачи нами была разработана анкета, которая состоит из 13 вопросов. Первый два вопроса были направлены на сбор паспортных данных, остальные вопросы на непосредственное выявление нарушения осанки. Анкетирование проводилось в январе 2023 года онлайн с помощью Google Forms. В нашем исследовании приняло участие 32 студента 4 курса, обучающихся по программе бакалавриата направления подготовки «Сестринское дело». Средний возраст респондентов 21,7 ± 4,6 года, среди них 75% женщин и 25% мужчин.
Проанализировав данные анкетирования, были получены следующие результаты, что 25% респондентов занимаются физической культурой 1-2 раза в неделю; 12,5% занимаются более 3 раза в неделю; 12,5% занимаются 1 раз в неделю; остальные респонденты не занимаются физической культурой.
25% респондентов предпочитают заниматься физической культурой в тренажёрном зале; 21,9% занимаются плаваньем; 12,5% предпочитают ходьбу; 12,5% занимаются гимнастикой дома; 9,4% предпочитают бегать; 3,1% предпочитают заниматься под присмотром врача; 3,1% предпочитают заниматься йогой, 3,1% предпочитают заниматься танцами и пилатесом; остальные респонденты не занимаются физической культурой.
25% респондентов еще не поняли изменений в позвоночнике после занятий физической культурой; 18,8% увидели изменения; 9,4% не увидели изменений; остальные респонденты не занимаются физической культурой.
Таким образом, мы выявили, что у 37,5% респондентов имеются искривления позвоночника.
50% опрашиваемых не посещают врачей для профилактики заболеваний позвоночника, но остальные 50%, следят за своим здоровьем и для его профилактики занимаются физической культурой: тренажёрный зал, плаванье, ходьба, бег, занятия под присмотром врача, домашняя гимнастика, йога, пилатес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бородина, К.М. Особенности нарушений и деформации позвоночника у студентов. / К.М. Бородина, А.В. Воробьева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. [Электронный ресурс]. / elibrary.ru - научная электронная библиотека. – 2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_47321932_15312936.pdf.
Гаврюшкин, А.Н. Правильная осанка – здоровая спина. /А.Н. Гаврюшкин, А.М. Кутимский // E-Scio. – 2021. – №11. – С.439-445 [Электронный ресурс]. / Киберленинка. – 2012 – 2022. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravilnaya-osanka-zdorovaya-spina.
Зеленская, Н.А. Функциональное состояние студентов с нарушением осанки в процессе физического воспитания на младших курсах медицинского вуза. / Н.А. Зеленская. // Диссертация. Москва - 2007. –137 с. [Электронный ресурс]./ DisserCat — электронная библиотека диссертаций. – 2009 – 2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/funktsionalnoe-sostoyanie-studentov-s-narusheniem-osanki-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniy?ysclid=lam939ois7712908332/read/read/pdf.
Иванова, Г.Д. Патологические состояния опорно-двигательного аппарата у студентов и их профилактика. / Г.Д. Иванова. // Концепт. - 2014. - №8. – С. 32 – 35. [Электронный ресурс]. / Киберленинка. – 2012 – 2022. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patologicheskie-sostoyaniya-oporno-dvigatelnogo-apparata-u-studentov-i-ih-profilaktika.
Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. / К. Ингенкамп – Педагогика. - 1991. - № 2. – С. 238.
Колокольцев, М.М. Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок. / М.М. Колокольцев, А.Ю. Баженов. // Вестник ИрГТУ. - 2014. №2. – С. 250-255. [Электронный ресурс]. / Киберленинка. – 2012 – 2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-dvigatelnoy-aktivnosti-studentov-vuza-i-stadii-izmeneniya-ih-povedeniya-svyazannogo-s-vypolneniem-fizicheskih-nagruzok.
Комарова, Н.А. Теоретические аспекты нарушения осанки студентов вуза / Н.А. Комарова, В.В. Цыбусова, О.А. Микаева. // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11. – С. 108-112.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. / Л.П. Матвеев. // Физкультура и спорт. 1991. — С. 543. [Электронный ресурс]. / Учеб. для интов физ. культуры. – 2021. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://bms7.ru/ custom/default/books/book1.pdf?ysclid=laseqxpvy0830620661.
Момот Т.Г. Выявление, профилактика и коррекция нарушений осанки у студентов медицинского училища. / Т.Г. Момот, Е.Ю. Шарайкин, Л.И. Новиков, С.И. Степанов. // Медицинская сестра. - 2013. - №7. - С. 47-48 [Электронный ресурс]. / Киберленинка. – 2012–2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-profilaktika-i-korrektsiya-narusheniy-osanki-u-studentov-meditsinskogo-uchilischa.
Нуруллаева, А.И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии. / А.И. Нуруллаева.// Вопросы студенческой науки. Май - 2020. - №5. - С. 54-57. [Электронный ресурс]./ Киберленинка. – 2012–2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-distantsionnogo-obucheniya-na-samochuvstvie-studentov-vo-vremya-pandemii/viewer.
Опалев, Р.Д. Двигательная активность в жизнедеятельности студентов. / Р.Д. Опалев.// РГППУ. - 2016. - С. 242 - 244. [Электронный ресурс]./ Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2014-2022. – Электрон. дан. - Режим доступа/: https:// elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/17047/1/vpz_2016_082.pdf?ysclid=la3 42g1298610182987.
Покатилов, А.Б. О тревожных тенденциях роста заболеваемости костно-мышечной системы у детей и подростков и перспективах их профилактики. / А.Б. Покатилов, А.П. Новак, С.В. Сарванова, И.П. Ярошенко.// Главврач Юга России. – 2020. - №1. – С. 19-22. [Электронный ресурс]. / Киберленинка. – 2012–2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-trevozhnyh-tendentsiyah-rosta-zabolevaemosti-kostno-myshechnoy-sistemy-u-detey-i-podrostkov-i-perspektivah-ih-profilaktiki.
Потехина, Л.М. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у студентов вуза. / Л.М. Потехина. // Екатеринбург: РГППУ. - 2018. - С. 470-473. [Электронный ресурс]. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2014-2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/23313.
Саньков, С.В. Изучение распространенности поведенческих факторов риска здоровью у старшеклассников. / С.В. Саньков, О.В. Тикашкина. // ЗНиСО. - №11. - С. 49-54. [Электронный ресурс]. / Киберленинка. – 2012–2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n/izuchenie-rasprostranennosti-povedencheskih-faktorov-riska-zdorovyu-u-starsheklassnikov.
Солодовник, Е.М. Современные аспекты нарушения осанки среди студентов ПетрГУ, подходы к коррекции и профилактике. /Е.М. Солодовник, Л.А. Неповинных. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №8. - С. 97-100. [Электронный ресурс] / Киберленинка. – 2012–2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-aspekty-narusheniya-osanki-sredi-studentov-petrgu-podhody-k-korrektsii-i-profilaktike.
Сохин, А.С. Физическая активность студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма в условиях дистанционного обучения. / А.С. Сохин, Л.В. Майорова. // Молодой ученый. — 2021. — № 30 — С. 118-123.
Хлестова, М.Н. Двигательная активность как составляющая здорового образа жизни. /М.Н. Хлестова. // [Электронный ресурс]. / Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. – 2019.- С. 248.– Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.yrazvitie.ru/wp-content/uploads/2019/02/2019-43.pdf.
Шайбакова, С.Н. Профилактика развития нарушений осанки у студенческой молодежи. / С.Н. Шайбакова, О.М. Пермяков. // Екатеринбург: РГППУ. - 2021. - C. 274-277. [Электронный ресурс]. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2014-2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/ handle/123456789/38189.
Эммерт, М.С. Общая физическая подготовка в рамках самостоятельных занятий студентов. / М.С. Эммерт, О.О. Фадина, И.Н. Шевелева, О.А. Мельникова. // Омск: ОмГТУ. - 2019. — С. 110. [Электронный ресурс]. / Юрайт. - 2019. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://mx3.urait .ru/uploads/pdf_review/97108850-CF6E-45C0-A823-3339B6EFC1E7.pdf.