Стратегии совладающего поведения у учащихся 9-10 классов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Стратегии совладающего поведения у учащихся 9-10 классов

Заиченко М.В. 1, Волкова М.Н. 1
1МГУ им. Г.И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных социально-экономических условиях люди сталкиваются с трудными ситуациями, которые побуждают их преодолевать препятствия или приспосабливаться к ним. На сегодняшний день, одной из актуальных в современной психологии, является проблема изучения способов разрешения личностью повседневных трудностей, стрессовых и экстремальных ситуаций. Способность эффективно совладать с трудными ситуациями имеет своим предназначением приспособление человека к тем задачам, которые ему нужно решить. Каждый человек индивидуально выбирает способы разрешения неблагоприятных трудных ситуаций и от его выбора зависит психологическое благополучие как отдельно взятого человека, так и в целом общества.

В зарубежной психологии работы, посвященные изучению копинг-поведения, появляются со второй половины двадцатого века. Термин «bewaltigung» (преодоление) используется в работе немецких авторов. В работах отечественных исследователей понятие «копинг-поведения» определяется как совладающее поведение, что подразумевает индивидуальный способ совладания с трудной жизненной ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни индивида, опираясь на имеющиеся ресурсы, которые определяют поведение человека .

В разных психологических школах понятие «копинг» интерпретируется по разному.

Первый подход определяет совладающее поведение как качества личности, которые позволяют использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. Р. Моос и А. Биллингс выделили три способа совладания со стрессовой ситуацией:

Копинг, направленный на проблему, - совладающее поведение, целью которого является модифицирование, уменьшение или устранение стресса.

Копинг, направленный на оценку - попытка определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: когнитивная переоценка, логический анализ и др.

Копинг, направленный на эмоции - совладание со стрессом, включающее в себя поведенческие, когнитивные усилия, при помощи которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

Во втором подходе копинг является динамическим процессом, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. С. Фолькман и Р. Лазарус объясняют психологическое преодоление как поведенческие и когнитивные усилия личности, которые направлены на снижение влияния стресса. Активное преодоление - активная форма копинг-поведения, которая направлена на устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации. Пассивное преодоление – это пассивное копинг-поведение, которое подразумевает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, направленных на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Лазарус Р. выделяет три типа стратегий совладающего поведения в стрессовой ситуации: прямое действие-нападение или бегство, которое сопровождается страхом или гневом; механизмы защиты эго; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности .

Мурфи, исследователь копинга, говорит, что копинг как процесс не может быть сведён к автоматизированным адаптационным механизмам как, например, рефлексы, так как включает определенные усилия. Автор, основываясь на своих исследованиях в поведении животных и маленьких детей, высказывает предположение, что по мере развития человека, его когнитивные механизмы и символизация становятся все более распространенными в функционировании, а роль примитивных механизмов становится менее значимой в связях с копингом .

Третий подход - неопсихоаналитический. В данном подходе копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, которые направлены на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. В учении Эриксона эго процесс - это организационный принцип, который связан с биологическими и социальными процессами и обеспечивает непрерывное существование индивида как цельной личности, которая характеризуется тождеством себе и цельностью в отношении внутреннего опыта и актуальности для других. В функционировании копинг-процессов предполагается использование моральных, когнитивных, мотивационных и социальных структур личности в процессе совладания с проблемой. Если личность не способна к адекватному преодолению проблемы, включаются защитные механизмы. Понятие «психологическая защита» сформировалось в психоаналитических трудах З. Фрейда, после чего было более подробно рассмотрено Анной Фрейд. В психоаналитическом подходе «психологическая защита» это механизм, направленный на снижение напряжения и тревоги в ситуации интрапсихического конфликта с целью сохранения адаптации и цельности личности. Эти механизмы характеризуются двумя основными критериями - непроизвольностью и бессознательностью.

На основании психоаналитических теорий юность является как этапом психосексуального развития, в котором энергия либидо должна быть компенсирована защитными механизмами «Я». В возрастающем беспокойстве и увеличении конфликтных ситуаций проявляется борьба тенденций со стороны Оно и Я. Напротив Э. Шпанглер считал, что юность это такой период, в котором индивид врастает в культуру, «в объективный и нормативный дух данной эпохи». Психосоциальная теория Э. Эриксона считает, что в юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, в условиях множественности выборов (партнеров, ролей, групп общения и т.п.) создания непротиворечивого образа самого себя. Как определенный этап социализации, переход от зависимого детства к ответственной и самостоятельной деятельности юность рассматривают социологические теории. И наконец, психологические теории считают важнейшей задачей субъективную сторону, самосознание взрослеющего индивида, его участия в собственном взрослении. В области юношеской психологии исследователи из-за разнообразия индивидуальных переходов к взрослости используется понятие задачи развития. Связи со своей социальной группой укрепляются, с некоторыми людьми появляется чувство интимности, возрастает потребность в сотрудничестве. Расхождение системы взросления и образовательной системы суть кризиса юности. Во всех сферах (чувства, отношения, поиск смысла жизни и т. д.) устанавливается психологическая независимость. Повышение уровня саморегуляции и самоконтроля отличает юношеский возраст от подросткового. Старшеклассники становятся чрезмерно критичны к окружающим, при этом сами очень ранимы к оценке своих способностей и внешности со стороны других.

В юности уровень когнитивного развития - это формально-операциональное мышление и формально-логическое (теоретическое, абстрактное, гипотетико-дедуктивное мышление, которое не связано с конкретными условиями внешней среды в данный момент). Юноши приобретают метакогнитивные умения (саморегуляцию и самоконтроль). Владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза совершенствуется, аргументирования и доказательства, теоретического обобщения и абстрагирования. Систематичность, самостоятельная творческая деятельность, устойчивость и критичность мышления, установление причинно-следственных связей становятся характерными для юношей и девушек. Когнитивные структуры приобретают в юности индивидуальное своеобразие и очень сложное строение. Эти изменения когнитивных структур являются предпосылкой к рефлексии и способности к интроспекции. Становится возможным создание идеалов и попытки их реализации.

Решение проблем определяет содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров. В ведущей тематике общения юношей обнаруживается ценностно-смысловая доминанта: взаимоотношения людей, планов на будущее, своего прошлого, отношений с родителями и учителями, своего развития.

По Л.С. Выготскому в этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира чувств, мыслей и переживаний. Они кажутся неповторимыми и оригинальными самому субъекту. Желание познать себя как личность приводит к углубленному самоанализу, к рефлексии. Юноша, размышляя о своих достоинствах и недостатках, может начать всматриваться в других людей, отыскивать сходство и непохожесть, сопоставлять собственные свойства поведения и личности с другими, что приводит к постановке задач самосовершенствования. В ценностных ориентациях выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение и готовность руководствоваться им в деятельности. Создаются благоприятные условия для психического образования, смысла жизни. Сфера чувств в юности активно развивается. Рассвет интеллектуальных и физических возможностей, открывающиеся горизонты наполняют юношей и девушек повышенным жизненным тонусом и оптимистическим самочувствием. В юности эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию повышается, что часто сочетается с прямолинейностью оценок окружающего и категоричностью, может наблюдаться демонстративное отрицание нравственных аксиом. Это может говорить о стремлении критически переосмыслить истины и принять их ни как чужие, а как свои выстраданные и содержательные .

Одним из важнейших в жизни человека является юношеский возраст. Сформированные качества личности и принятые решения в этом возрасте могут оказывать влияние на дальнейшую судьбу человека. Однако в каждом индивидуальном случае общая характеристика юношеского возраста отражает в различной мере их психологические особенности.

Основными задачами развития в юности являются переход к самостоятельности, самоопределение, формирование морального сознания, мировоззрения и самосознания, совершенствование стратегий преодоления трудностей.

В связи с актуальностью целью работы явилось исследование стратегий совладеющего поведения у учащихся 9-10 классов, в котором приняли участие 15 юношей и 15 девушек в возрасте 15-16 лет. Работа выполнена с применением метода опроса.При исследовании стратегий совладающего поведения использовались следующие методики: методика «Коппинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера (адаптированный вариант Т.А. Крюковой), опросник «Проактивное совладающее поведение» Е.С. Старченковой, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, методика «Коппинг-механизмы» Э. Хэйма.

По результатам исследования совладающего поведения у учащихся 9-10 классов были сформулированы следующие выводы.

В трудных и стрессовых ситуациях учащиеся 9-10 классов способны подключать все структуры своей личности: поведенческие, когнитивные, эмоциональные. Они предпринимают усилия по формированию ресурсов, которые облегчают достижение важных целей и способствуют личностному росту. Большинство из них способны представлять и размышлять об альтернативном поведении, которое эффективно при выполнении того или иного действия, что также предполагает генерирование предполагаемого плана действий, предвидение исхода деятельности и выбор её выполнения. Большинство учащихся 9-10 классов способны предвосхищать появление потенциальных стрессоров. В период возникновения сложной, трудноразрешимой ситуации учащиеся прибегают к помощи своих близких, друзей, родственников, которые заслуживают уважения в их глазах. Большинство из них готовы разделять свои чувства и эмоции с окружающими людьми, скорее всего из близкого окружения. Данные результаты исследования подтверждают положения отечественных ученых о процессах развития самосознания и рефлексии в юношеском возрасте.

В трудных и стрессовых ситуациях учащиеся 9-10 классов используют как адаптивные, так и неадаптивные когнитивные копинг-механизмы. В стрессовых и сложных ситуациях они, с одной стороны стараются сохранить самообладание, осуществляют проблемный анализ, устанавливают собственную ценность, анализируют возникшие трудности и возможные пути выхода из них, верят в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Вместе с тем, в сложных ситуациях так же могут использовать неадаптивные когнитивные копинг-механизмы (растерянность, смирение, диссимуляцию и игнорирование), пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы.

В эмоциональной сфере в стрессовых и сложных ситуациях учащиеся 9-10 классов используют как адаптивные, так и неадаптивные копинг-механизмы «подавление эмоций». Испытывают эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и выходу из сложных ситуаций. Либо подавляют эмоции, прибегая к вариантам поведения, характеризующимся подавленным эмоциональным состоянием, состояниям безнадежности и недопущением других чувств, возложением вины на себя и других. Если ситуация оказывается оцененной, как не решаемая в данный момент, старшеклассники могут использовать неконструктивные формы поведения: отрицание либо полное игнорирование проблемы, пассивность, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей.

В поведенческой сфере юноши и девушки используют адаптивные и относительно-адаптивные копинг-механизмы. В трудной ситуации они могут попросить помощи у других, сотрудничать со значимыми (более опытными людьми), искать поддержки в ближайшем социальном окружении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание / Р. Бернс, пер. с англ. – Москва: Прогресс, 1986. – 421 с.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. - №4. – 172 с.

Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс / В.А Бодров // Психологический журнал. – М., 1996. – Т. 17 - №4. – 27с.

Волкова М.Н. Деятельностный поход и категория деятельности в психологии: Учеб. Пособие. – Владивосток: Мор.гос. Ун-т, 2007. – 78 с.

Волкова Н.В. Копинг-статегии как условие формирования идентичности / Н.В. Волкова. – М. : Мир психологии, 2004. – 78 – 91 с.

Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – Москва: Логос, 1989. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 480 с.

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова. – М. : Наука. Институт психологии РАН, 2010. – 18 с.

Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом ( определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань. – М. : - Казанская Государственная Медицинская академия, 2003. – С. – 98-112.

Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л Журавлёва, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 474 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон пер. с англ. – Москва: Погресс, 1996. 344 с.

Просмотров работы: 48