Психологическое здоровье медицинских сестер - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Психологическое здоровье медицинских сестер

Бжозовская Д.А. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отдельного внимания требует психологическое здоровье медицинских сестер. Они регулярно испытывают на себе социальные, профессиональные проблемы на рабочем месте [6]. В связи с тем, что условия и характер труда медицинской сестры требуют постоянного эмоционального напряжения, логично предположить, что они особенно уязвимы в плане психологического здоровья, так как многие значимые переменные стресса включены в эту должность до того, как конкретный человек будет на нее назначен [4].

Для того, чтобы понять, что такое психологическое здоровье, необходимо дать определение. Понятие "психологическое здоровье" возникло не так давно, однако уже активно изучается многими авторами и рассматривается в разных качествах. И.В. Дубровина одна из первых психологов, которая попыталась дать общепонятную характеристику психологического здоровья. В частности, психолог пишет: «термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов». [2].

По мнению В. Е. Пахальяна: психологическое здоровье – это состояние внутреннего благополучия человека, дающее ему свободно актуализировать свои личностные и возрастно-психологические способности [5].

К признакам нарушения психологического здоровья относят эмоциональные нарушения личности, т.е. связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Подобные нарушения могут провоцироваться различными видами нездоровья, например психическим или соматическим нездоровьем. Однако, если подобные нарушения отсутствуют у человека, то можно утверждать, что индивид психологически здоров. Основными критериями психологического здоровья являются благоприятное эмоциональное состояние, доброжелательное отношение к людям [1].

Используют ряд методик для измерения психологического здоровья. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Данная методика включает 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), отражающих три конкретные смысложизненные ориентации: цели, процесс, результат, а также два аспекта локуса-контроля: локус-контроля я и локус-контроля – жизнь [3].

Методика Satisfaction With Life Scale «шкала удовлетворенности жизнью» разработана профессором Э. Динером. На русский язык шкала была переведена и адаптирована Леонтьевым и Осиным.

Удовлетворенность жизнью — это понятие о психологическом комфорте человека, которое предполагает:

1. Заинтересованность жизнью.

2. Умение ставить цели.

3. Умение расставлять приоритеты.

4. Положительную оценку собственных качеств.

5. Приподнятый общий фон настроения.

Удовлетворенность жизнью в равной степени отражает состояние респондентов и их собственное социально-экономическое положение. [7].

Для эмпирического исследования психологического здоровья медицинских сестер нами был разработан инструментарий (тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера). С его помощью было проведено исследование, в котором приняло участие 262 респондента. Средний возраст 44 ± 7,85 лет.

Анализ результатов эмпирического исследования показал:

1. Показатель осмысленности жизни (тест смысложизненных ориентаций) всех групп респондентов находится на среднем уровне. У руководителей – 100.2 балла, у старших медицинских сестер – 94.8 балла, у медицинских сестер – 93.9 баллов. Мы полагаем, что это связано с тем, что респонденты знают, чего хотят от жизни, умеют ставить для себя цели, но размыто понимают, как будут их достигать – нет четкого понимания того, какие действия нужно проделать. Умеют оптимизировать свои психологические способности, чтобы жизнь была эмоционально насыщенна, но не в полную меру в силу жизненных преград. Отметим, что медицинские сестры не до конца верят в себя и свои силы, приходится тщательно выбирать как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, взаимодействуя с окружающим миром.

2. Результаты оценки шкалы удовлетворенности жизнью показывают низкие показатели (менее 40%). Такие респонденты часто винят в своих бедах других или полностью игнорируют свои ошибки и недостатки. В жизни люди могут быть не так счастливы, как бы им хотелось. Мы связываем это с высоким стрессом на работе, эмоциональным и физическим истощением.

3. Изучая психологическое здоровье медицинских сестер, мы пришли к выводу, что психологическое здоровье медицинских сестер находится на среднем уровне. Работа медицинских сестер насыщена как положительными, так и отрицательными эмоциями, с которыми они сталкиваются на рабочем месте. Высокий стресс на работе не позволяет им в полной мере быть счастливым, как бы им хотелось. Тем не менее, они стремятся ставить для себя достижимые цели, но не до конца понимают, как её достичь, в силу своего неверия в себя и обвинения в ошибках и бедах других людей. Медицинские сестры умеют оптимизировать свои психологические способности, чтобы жизнь была эмоционально насыщенна, но не в полную меру в силу жизненных преград, а также угнетающих трудностей, например, при работе со сложным пациентом, большого объема работы и обязанностей, недопонимания со стороны коллег.

ВЫВОДЫ:

1. Психологическое здоровье – это состояние внутреннего благополучия человека, дающее ему свободно актуализировать свои личностные и возрастно-психологические способности.

2. К признакам нарушения психологического здоровья относят эмоциональные нарушения личности, т.е. связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

3. Психологическое здоровье медицинских сестер находится на сред-нем уровне, так как работа медицинских сестер насыщена как положительными, так и отрицательными эмоциями, с которыми они сталкиваются на рабочем месте умеют оптимизировать свои психологические способности, чтобы жизнь была эмоционально насыщенна, но не в полную меру в силу жизненных преград, а также угнетающих трудностей, например, при работе со сложным пациентом, большого объема работы и обязанностей, недопонимания со стороны коллег.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь –М.: Мысль. – 1998. – 301 с.

2. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. / И.В. Дубровина – СПб.: ТЦ «Сфера». – 2004. – 592 с.

3. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова – М.: Смысл. – 2006. – 63 с.

4. Липатова, Е.Е. Психологическое здоровье медицинской сестры стационара / Е. Е. Липатова, Э.Н Ахмадеева, Л.Р Ахмадеева // Здоровье и образование в XXI веке. – 2018. – №7. – С.58-61.

5. Пахальян, Е.В. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / Е.В. Пахальян – СПБ.: Питер. – 2006. – 240 с.

6. Семионенкова, Н. В. Тревожно - депрессивные расстройства у работников здравоохранения / Н.В. Семионенкова, И.А. Аргунова, Н.Е. Титова, Н.В. Хлопьева. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2011. – №2. – С. 205–214.

7. Diener, E.D. Satisfaction With Life Scale / E.D. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, S. Griffin // Journal of personality assessment. – 1985. - №1. – P.71-75.

Просмотров работы: 80