ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Медицинские сестры ежедневно контактируют с разнообразными факторами стресса, которые влияют на психоэмоциональное состояние и работоспособность. Актуальность проблемы представлений медицинских сестер об обращении за профессиональной психологической помощью обусловлена тем, что большинство медсестер сталкивается со стрессовыми ситуации во время работы и не многие из них понимают важность своевременного обращения за психологической помощью.

Непосредственными причинами возникновения психоэмоционального напряжения является вовремя не снятый стресс, невозможность обратиться за психологической помощью в следствии нехватки времени или недоверия к психологической помощи и психологам.

В рамках научно-исследовательской работы нами была поставлена цель: описать представления медицинских сестер о необходимости обращения за профессиональной психологической помощью.

Достижение цели исследования определяет необходимость последовательного решения нижеперечисленных задач:

Провести теоретический анализ проблемы оказания профессиональной психологической помощи медицинским работникам.

Провести эмпирическое исследование представлений медицинских сестер одной из детских городских поликлиник Москвы об обращении за профессиональной психологической помощью.

Поставленные цели и задачи были реализованы в этой статье.

По первой задаче нами было проведено изучение понятия психологическая помощь и выбрано подходящее определение для нашего исследования.

психологическая помощь — это практическое применение психологии, ориентированное на повышение социально-психологической компетентности людей.

Были приведены итоги изучения исследования психологических проблем медицинских сестер хосписа. Исследование показало склонность к тревожности, агрессии и ригидности у 16% сотрудников. 76% сотрудников склонны к высокому уровню воздействия стрессовых факторов. Так же эти сотрудники могут подвергнуться риску возникновения «синдрома эмоционального выгорания».

Изучив данное исследование, нам стало интересно провести свое исследование, опросив медицинских сестер другого профиля на предмет их представлений о психологической помощи. Мы планируем выяснить представления о психологической помощи медсестер других областей медицины, что бы понять, являются ли они достаточными, что бы медицинские сестры смогли своевременно предотвратить последствия, которые коснулись медицинских сестер хосписа.

Так же было проведено исследование интернет-источников на предмет поиска вариативности психологической помощи. Психологическая помощь может быть оказана посредством разных видов взаимодействий психолога и клиента.

Разновидности психологической помощи:

психодиагностика: психолог диагностирует психоэмоциональные проблемы клиента и рассказывает свое видение ситуации. Психолог несет ответственность за подлинность информации, а также за форму ее сообщения. Задача клиента самостоятельно определить, как относиться к этой информации и как использовать ее;

психологическое консультирование: Психолог, использующий в своей практике психологическое консультирование должен обеспечить клиента продуктивным существованием в определённых обстоятельствах его жизни. Человек в будущем, после прохождения курса психологического консультирования, должен будет самостоятельно находить большее число вариантов поведения, большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры;

психотерапия: психотерапия представляет собой совокупность методов лечения. Клиенту психотерапевта требуется организованное воздействие на его психическую реальность как со стороны медикаментозной помощи, так и со стороны воздействия на психоэмоциональное состояние психологом с целью восстановления или реконструкции его психического мира.

Было проведено более подробное описание психологического консультирования, так как этот вариант психологической помощи медицинским сестрам, может быть, одним из лучших способов психоэмоциональной разрядки после любых возникших кризисных ситуаций во время работы или в личной жизни медицинской сестры.

Принципы психологического консультирования. Психолог должен:

1. Дружелюбно и непредвзято относиться к клиенту: консультант соблюдает не только общепринятые нормы поведения, но и умеет внимательно слушать, оказывать психологическую поддержку, не осуждать, стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентироваться на нормы и ценности клиента: Психолог должен ориентироваться на принципы и идеалы жизни клиента, но не на социальные нормы и правила общества.

3. Не давать советов:Жизнь каждого клиента уникальна и непредсказуема. Во время консультации консультант полностью уберет все, что не способствует развитию личности клиента и научит адекватному отношению к действительности.

4. Уважать анонимность клиента: любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия каким-либо общественным или государственным органам, в том числе близким людям.

5. Разграничивать личные и профессиональные отношения: тесная связь между консультантом и клиентом недопустима, так как в противном случае они, как и люди, начинают удовлетворять потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для решения проблем клиента.

Осуществляя решение второй задачи, было выбрано онлайн анкетирование респондентов. Разработана анкета для сбора представлений медицинских сестер об обращении за профессиональной психологической помощью, стажа их работы и возраста. Выбрана база исследования: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Детская городская поликлиника. Департамента здравоохранения города Москвы".Было проведено эмпирическое исследование медицинских сестер. Удалось опросить 40 человек, проанализировать их ответы на разработанную анкету и обсудить результаты исследования.

Было выявлено, что 82,5% респондентов имеют однозначное позитивное отношение к психологической помощи. Один из респондентов (2,5%) имеет негативное отношение к психологической помощи. Два человека (5%) отметили нейтральное отношение к психологической помощи. Четыре человека (10%) отметили положительное отношение к психологической помощи.

37,5% не отмечают значительного влияния работы на психоэмоциональное состояние. 5% опрошенных считают, что их работа никак не сказывается на их психоэмоциональном состоянии. Так же, 10% опрошенных отметили негативное влияние работы на психоэмоциональное состояние.

57,5% респондентов считают, что медицинские сестры нуждаются в психоэмоциональной разрядке после смены посредством психологической помощи в совокупности с любыми методами психоэмоциональной разрядки и считают это отличным способом снять нервное напряжение после рабочей смены. Так же большая часть опрошенных отмечает обособленную психологическую помощь хорошей психоэмоциональной разрядкой для медицинских сестер. И только 5% опрошенных отметили, что медицинским сестрам не требуется психоэмоциональная разрядка.

Медицинские сестры были опрошены на предмет предпочтений для снятия нервного напряжения после тяжелых рабочих будней. Половина опрошенных предпочитает проводить время с семьей (52,5%). Так же большое количество опрошенных выбирают отдыхать, занимаясь любимыми хобби (47,5%), уединяться за чтением книг или прослушиванием музыки (42,5%) или встречаться с друзьями (37,5 %). Меньшее количество опрошенных выбрали спортивный зал (5 %) или уборку дома (5 %).

47,5% респондентов, задумывались об обращении к психологу, но так и не обращались за помощью к специалисту. Так же, почти четверть опрошенных (22,5 %) отмечают, что не было мыслей о посещении психолога, но обладают желанием прибегнуть к психологической помощи.

17,5 % опрошенных так же отметили, что не задумывались над посещением психолога и не стали бы обращаться за его помощью. Наименьшее количество анкетируемых (12,5 %) ответили, что регулярно обращаются за помощью психолога.

61,5 % обременены нехваткой времени на поход к специалисту. 17,9% ответили, что самостоятельно могут справиться со своими проблемами и не нуждаются в посторонней помощи специалиста. 10,2 % опрошенных отметили, что не доверяют психологам, или не считают это нужным.

Так же мы собрали единичные ответы анкетируемых о том, почему они откладывают поход к психологу. По нашему мнению, они дополняют результаты нашего исследования и дают более полную картину оценки отношения медицинских работников к психологической помощи и психологам, как таковым.

Не нашел хорошего специалиста, к которому мог бы обратиться.

Не хватает сил для психологической помощи, так как я считаю, что буду слабым в глазах людей, если я решусь на это на это.

Не задумывался над посещением.

Не расцениваю психологическую помощь как способ снятия нервного напряжения.

Наши респонденты относятся к своим психологическим проблемам не серьезно. Об этом говорит низкий процент опрошенных, которые регулярно посещают психолога - 12,5%.

Таким образом представления медицинских сестер об обращении за профессиональной психологической помощью не являются точными, и достаточными для того, чтобы своевременно обращаться за психологической помощью и предотвратить последствия, которые коснулись медицинских сестер хосписа

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абрамова, Г.С. Практическая психология. / Г.С, Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.

Алешина, Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — 208 с.

Гольева, Г.Ю. Психологическое консультирование. Учебное пособие / Г.Ю. Гольева. - Челябинск: Цицеро, 2016. – 112 с.

Гришунина, Е.В. Психологическая помощь как понимание. / Е.В. Гришунина, Г. Ю. Гришунин. // Сибирский психологический журнал. – 2015. - № 55. - С. 72-96. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n /psihologicheskaya-pomosch-kak-ponimanie (Дата обращения 23.10.22).

Комолкина, О.И. Особенности эмоционального выгорания личности медицинских сестер разного профиля. / О.И. Комолкина // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2016. - №16. – С. 14-22. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennos ti-emotsionalnogo-vygoraniya-lichnosti-meditsinskih-sester-raznogo-profilya (дата обращения 24.10.22).

Липатова, Е.Е. Психологическое здоровье медицинской сестры стационара / Е.Е. Липатова, Э.Н. Ахмадеева. // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». - 2018. - №20. – С. 58-61 [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyb erleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-meditsinskoy-sestrystatsionara (дата обращения 13.10.22).

Немов, Р.С. Психологическое консультирование: учебник для вузов / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2023. — 440 с.

Шилова, Т.Т. Психологические проблемы медсестер хосписа / Т.Т. Шилова, Е.М. Медведева. // Медицинская сестра. - 2011. - №3 – С. 46-47. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-medsester-hospisa. (дата обращения 25.10.22)

Шнейдер, Л.Б. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова. / М.: Ижица. - 2002. — 224 с. [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека – 2016-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0296/2_0296-6.shtml#book_page_top (дата обращения 15.10.22).

Просмотров работы: 27