Общее состояние сферы образования в последние годы вызывает большой поток критических замечаний, который исходит практически от всех заинтересованных лиц, начиная с работодателей, обучающихся, представителей различных учебных заведений, академии наук и заканчивая законодательной и исполнительной властью. Поскольку дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка являются пожизненным продолжением процесса обучения специалистов, то они соответственно также несут в себе эти перманентные проблемы, а также противоречия, возникающие в части обеспечения квалифицированными кадрами постоянно изменяющегося бизнеса и экономики страны в целом и тщетных попыток формирования инновационного пути развития.
К счастью, поскольку система дополнительного профессионального образования и повышения квалификации всегда была ближе к интересам работодателей, то ей удалось избежать многих проблем вузовского образования, связанных с отрывом учебного процесса и преподавателей от реальных потребностей работодателей. В основном преподаватели в системе профессионального образования и повышения квалификации являются специалистами, практикующими в своей сфере деятельности, непосредственно связанными с данными направлениями профессиональной деятельности и постоянно повышающими уровень своей квалификации.
Однако и в этом направлении в Российской Федерации по прежнему присутствует разрыв между спросом и предложением. Работодатели готовы платить за квалифицированные кадры, но система образования пока еще недостаточно ориентирована на потребности современного рынка труда в целом и бизнеса в частности. Далеко не все учебные центры способны на тесное взаимодействие с бизнесом для развития своих образовательных программ.
В настоящее время работодатели в недостаточной степени вовлечены в процесс разработки программ как высшего, так и дополнительного профессионального образования, что не лучшим образом отражается на качестве профессионального образования.
Как правило, во всем мире, да и в современной РФ также, дополнительное профессиональное образование решает задачи карьерного роста специалиста и повышения его квалификации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, с учетом того, что этот процесс должен быть непрерывным в течение всей профессиональной карьеры специалиста.
Происходящая в последние годы тенденция самоорганизации профессиональных сообществ во многих отраслях экономики тянет за собой и повышение требований к уровню квалификации специалистов, ее обязательное соответствие требованиям профессиональных стандартов, обеспечение постоянного повышения квалификации в соответствии с изменяющимися под воздействием внешних и внутренних факторов условиями деятельности специалиста. Благодаря развитию саморегулирования в стране постепенно формируется система общественно-профессиональной аккредитации. И здесь влияние работодателя, бизнеса на обеспечение процесса и результата дополнительного профессионального образования должно играть ведущую роль в организации эффективной системы обеспечения специалистов знаниями, навыками и постоянном повышении их квалификации. В этом случае учебным заведениям отводится роль квалифицированных посредников, обеспечивающих как сам процесс обучения, так и эффективное взаимодействие работников и работодателей.
Министерство образования и науки РФ обозначило смену парадигмы образования в РФ – уход от контрольных цифр приема абитуриентов в вузы и переход на работу системы образования по запросам рынка и бизнеса. Перспективы дальнейшей работы в данном направлении как в сфере высшего профессионального образования, так и системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации выражаются в более активном привлечении работодателей к разработке и аттестации образовательных программ.
Данное направление работы проходит при активной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, общественных организаций бизнес-сообщества, основных бизнес-структур и должно обеспечить системе образования мобильность и живой отклик на изменения рыночной конъюнктуры и потребностей работодателей. Естественно, обучающиеся по программам, созданным при сотрудничестве с представителями профессионального сообщества и бизнеса, получают наиболее востребованные знания и навыки, необходимые на практике на современном этапе, что должно положительно сказаться на взаимодействии работодателей и работников, а также обеспечить практическую направленность профессиональных стандартов и обеспечить качественную аттестацию работников.
Конечно, на фоне этих процессов выделяются образовательные учреждения, идущие на шаг впереди, отдающие приоритет современным формам бизнес-образования и развивающие направления международных профессиональных сертификаций, а также практическую направленность образовательного процесса.
Естественно, дальнейшее развитие системы образования в таком русле потребует от учебных заведений, объединений работодателей и профессиональных объединений проведения на постоянной основе мониторинга потребностей рынка в специалистах соответствующего профиля и изменения требований к их квалификации, а также совместной работы работодателей и представителей бизнеса по подготовке технических заданий и профессиональных стандартов, определяющих структуру и состав образовательных программ, привлечение к этому процессу ведущих ученых и специалистов отрасли для подготовки программ и соответствующих методик, более эффективного использования технических средств в образовательном процессе, формирования механизмов общественно-профессиональной аккредитации. И тогда, по прошествии нескольких лет можно будет рассчитывать на создание качественных, своевременно обновляемых образовательных программ, удовлетворяющих интересы общества и бизнеса в соответствии с общими потребностями рынка. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что прошел период массового профессионального обучения, который осуществлялся в режиме «ликвидации безграмотности», и теперь наступают времена целевого профессионального обучения с учетом индивидуальных возможностей специалистов, в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями конкретных работодателей, а также развития системы «корпоративных университетов» с системами обучения, основанными на модульном принципе образовательного процесса.
Список литературы
Алешина, С. А. Педагогика профессионального образования : учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория профессионального образования» / А. С. Алешина [и др.]. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013.
Бессонов, Б. Н. Философия и история образования / Б. Н. Бессонов. — Москва, 2015.
Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязов. — Москва : Логос, 2011.
Кукушин В. С. Общие основы педагогики : учебное пособие / В. С. Кукушкин. — Москва, Ростов-на-Дону : МарТ, 2006.
Педагогика профессионального образования : учебное пособие / под редакцией В. А. Сластёнина. — Москва : Издательский центр «Академия», 2004.