Онлайн образование - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Онлайн образование

Крайнюк Т.А. 1
1Государственный университет «Дубна»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современное общество идет по пути цифровизации — широкого внедрения во все сферы деятельности технологий последнего поколения (информационных, коммуникационных, робототехники, искусственного интеллекта и т.п.). Не остается в стороне от этих процессов и такая консервативная область, как образование [7].

Дистанционное обучение (ДО) — образовательный процесс с применением совокупности телекоммуникационных технологий, имеющих целью предоставление возможности обучаемым освоить основной объём требуемой им информации без непосредственного контакта обучаемых и преподавателей в ходе процесса обучения (который может проходить как в синхронной, так и в асинхронной форме), и могущий являться как самостоятельной формой обучения, так и дополнением к другой более традиционной форме обучения (очной, очно-заочной, заочной или экстернату), при необходимости давая возможность человеку изучить курс подготовки, переподготовки или повышения квалификации по требующимся ему дисциплинам, не слишком меняя привычный для него образ жизни [1].

Цель работы: изучить основные принципы онлайн образования.

Задачи работы:

рассмотреть задачи, инструменты, информационные средства, методы прокторинга в онлайн образовании;

ознакомиться с виртуальной лабораторией;

изучить модель Андерсона;

выделить плюсы и минусы ДО.

Глава 1. Теоретическая часть

В России онлайн образование представлено в основном в 3 видах: дистанционное образование (преимущественно для заочников и было распространено для студентов очной формы во время COVID-19), также в виде онлайн-площадок, которые предоставляют дополнительные образовательные курсы, с предоставлением сертификатов и онлайн-образование, представляющее собой дистанционное репетиторство с помощью использования различных платформ связи, например скайп. Таким образом, дистанционное образование активно используется, но очная форма получения знаний все же занимает лидирующие позиции [12].

Задачи онлайн-образования

Перед преподавателем, применяющим в образовательном процессе активные и интерактивные методы обучения и ИКТ, стоят две задачи:

создать контент и методики, направленные на выполнение проблемных, поисковых заданий в рамках существующих регламентов для основной массы студентов;

применять активные и интерактивные методы обучения и демонстрировать результаты работы.

Привычные самостоятельные работы и семинары необходимо адаптировать к условиям информационного общества. Потребность современных людей искать информацию в интернете и пользоваться гаджетами – объективная реальность. Очевидно, что задания, система оценки результатов работы должны заставить обучающихся думать, побуждать к действиям [13].

Инструменты онлайн-образования

В набор инструментов по подготовке онлайн-заданий входят:

подготовка материалов для самостоятельных работ и семинаров в форме форума, тематика и содержание заданий не должны повторять темы или вопросы темы дисциплины, задания должны быть запоминающимися и направленными на выявление причинно-следственных связей, общего и особенного, на проведение сравнительного анализа;

определение объема самостоятельной работы и выступления в форуме, а объем должен быть небольшим и оговорен в требованиях к выполнению заданий (например, самостоятельная работа 1,5–2 страницы, одно выступление в форуме – 0,5 страницы), это объективно ограничивает процесс поисков материала из интернета, побуждает студента к отбору информации и дает преподавателю больше возможностей для оценки выполненного задания;

разработка методических указаний по выполнению заданий, методические указания могут быть как включены непосредственно в задание, так и сформулированы в виде инструкций по выполнению самостоятельной работы или работы студента в виртуальном семинаре, являющимся более рациональным, так как обучающийся получает опыт, который может перенести на другие виды своей деятельности;

подготовку, порядок действий при оформлении короткого эссе или публичного выступления, умение задавать вопросы и отвечать на вопросы коллег;

формирование системы мотивации обучающихся, критерии оценивания должны быть четко сформулированы, применение балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний позволяет указать, сколько баллов начисляется за содержание, выполнение работы в срок, наличие ссылок, привлечение дополнительных материалов, выражение обоснованного собственного мнения студента, неоднократные выступления в виртуальном семинаре;

подготовка контента онлайн-обучения, это могут быть электронная версия учебника или учебного пособия, электронный курс, электронный учебник, в контент также входят видео-лекции и презентации, уместно, чтобы презентации были представлены в виде схем и таблиц для наглядности, так как графическая информация лучше запоминается студенту [8, 9].

В онлайн-обучении активные и интерактивные методы успешно реализуются в учебном проектировании, в ходе выполнения студентами индивидуальных и коллективных творческих заданий.

Информационные средства

Информационно-коммуникационная среда онлайн-обучения включает LMS, социальную сеть «ВКонтакте», wiki-страницы, облачный сервис хранения данных Google Диск (Drive), а также поисковые системы, электронную почту, мобильные приложения к телефону для общения.

Если рассматривать онлайн-обучение не как перенос традиционных форм в виртуальную среду, в стратегии электронного обучения организации и в регламентах по организации и управлению учебным процессом вуза должны быть отражены применение современных методик, активных и интерактивных методов обучения, новых ИКТ (социальные медиа, облачные сервисы, массовые открытые онлайн-курсы, мобильные технологии) и способы оценки работы преподавателя, внедряющего актуальные педагогические и информационные технологии [12, 13].

А для студентов прикладных дисциплин, например, естественных наук для получения практических умений студентам предлагается освоение виртуальных лабораторий, позволяющие провести эксперимент в ускоренном режиме с совокупностью всех имеющих данных.

Прокторинг

Прокторинг система — это надежный и удобный способ сдачи аттестации. Прокторинг исключает любую заинтересованность учебного центра в результате экзаменов, так как проктор — это не экзаменатор, а независимое лицо. Он не участвует в учебном процессе, но принимает экзамен и следит, чтобы он прошел по всем правилам. Проктором может быть как специально обученный специалист, так и независимый преподаватель из другой учебной организации или частной компании [2].

Для снижения вероятности нарушений предлагают использовать наказания, например, отчисление с курса, исключение из программы.

Высокая тревожность перед экзаменами взаимосвязана с низкими результатами в случае прокторинга. В связи с этим рекомендуется проводить пробные тесты и обучать экзаменуемых дополнительным методам саморегуляции. Также рекомендуется как можно раньше сообщать о формах и процедурах итоговой оценки и методах выставления итоговой оценки.

Дистанционная оценка знаний имеет большое количество противников, уверенных в низкой эффективности данного метода, в то время как сторонники онлайн-оценки настаивают на ее результативности при условии адекватного использования [5].

Глава 2. Виртуальная лаборатория

Цифровая онлайн лаборатория состоит из компьютеров, с программным обеспечением, позволяющим установить взаимодействие между компьютером обучающегося и компьютерами, находящимися в лаборатории (Microsoft Teams, Zoom, Discord и др.), а также специального программного обеспечения, необходимого для изучения предмета (дисциплины), например Roboguide, Kuka Sim Pro, Robot Studio, Tia Portal.

Рисунок 1. Виртуальная лаборатория KUKA.Sim Pro [15]

Суть метода заключается в следующем: преподаватель организует собрание с группой обучающихся в одной из удобных программ Microsoft Teams или Zoom, или Discord или др., объясняет теоретическую часть выполнения практической (лабораторной) работы. После чего преподаватель объединяет студентов в группы по 1–2 человека и предоставляет онлайн доступ к компьютерам лаборатории. Обучающиеся выполняют практическую (лабораторную) работу в специальном программном обеспечении, установленном на лабораторных компьютерах. Преподаватель следит за ходом выполнения работы и при необходимости отвечает на вопросы студентов. По окончании занятия преподаватель отключает студентов от компьютеров лаборатории.

Данный метод позволяет повысить эффективность дистанционного обучения. При его реализации у студента появляется доступ к специальному программному обеспечению, установленному в лаборатории, а также появляется возможность выполнения практических (лабораторных) работ в независимости от технических характеристик домашнего компьютера [3, 6].

Данный метод был отработан [3] во время введения режима самоизоляции и дистанционного формата обучения в 2020 году преподавателями инженерных наук в ГБПОУ МГОК. По опыту проведения подобных занятий с применением дистанционных технологий можно сказать следующее: студенты, находясь на самоизоляции/карантине и т.д., получают все необходимые практические и теоретические навыки, у них появляется возможность работать в специальном программном обеспечении, симулирующем работу на промышленном оборудовании, более детально изучить настройку, наладку и программирование оборудования и все это в достаточно удобном формате цифровой онлайн лаборатории.

Глава 3. Модель обучения Андерсона

Модель Андерсона основана на концепции трех различных «присутствий»: когнитивного, социального и обучающего.

Их модель поддерживает разработку онлайн-курсов и смешанных курсов как активных учебных сред или сообществ, зависящих от преподавателей и студентов, которые обмениваются идеями, информацией и мнениями. Особо следует отметить, что «присутствие» является социальным явлением и проявляется через взаимодействие между студентами и преподавателями. Сообщество исследователей стало одной из наиболее популярных моделей онлайновых и смешанных курсов, которые предназначены для обеспечения высокой интерактивности среди студентов и преподавателей с использованием досок обсуждений, блогов, вики и видеоконференций [14].

Достоинством концепции Андерсона считается модель онлайн-обучения (рис. 2), включающая всех участников процесса онлайн обучения и его ключевые элементы: преподаватель, учащийся и знание.

Рисунок 2. Модель онлайн-обучения Т. Андерсона [8]

Такой подход позволяет определить взаимосвязи между различными элементами, а типологии форм онлайн-обучения, а каждая форма может представлять собой уникальный набор характеристик [8, 14].

Взаимосвязи между учеником и образовательной платформой

При создании онлайн-курса или использовании виртуальной площадки необходимо учитывать особенности платформы и ее возможности в реализации образовательных задач, в частности: доступное, четкое и максимально наглядное изложение материала, структурирование пространства, техническую специфику, возможности вовлечения учащихся.

Важно сохранять баланс и применять достаточный набор функций. При отсутствии инструментов возможно комбинирование платформ. Например, для вовлечения участников вебинара на площадке zoom попросить их перейти по ссылке на платформу sli.do [14].

На ней у них есть возможность предлагать идеи, за которые их одногруппники могут проголосовать. В настоящий момент многие такие сервисы работают над объединением контента, чтобы переключение между платформами было максимально удобным.

Все большее внимание привлекают адаптирующиеся системы (adaptive-learning system) и интерфейсы (adaptive user interface), которые организуют образовательную платформу с учетом особенностей восприятия и индивидуального стиля образования учащегося, что позволяет снять затруднения, связанные с использованием онлайн-площадки [14].

Взаимосвязи между учеником и другим обучающимся

Важным элементом образования является социализация. Обычно у учащихся не возникает проблем в установлении контактов с одногруппниками в онлайн-пространстве. Однако возникают вопросы относительно организации собственно образовательного обмена информацией или установления контактов между одногруппниками.

Методологи предлагают позаимствовать форму проектного смешанного обучения (project-based blended learning). Его суть заключается в том, что учащиеся разделяются на группы. Большую часть времени они работают самостоятельно, а онлайн-встречи с преподавателем носят эпизодический характер [14].

Каждая группа ведет работу над своим проектом в рамках изучаемой дисциплины или специальности, встречи же существуют для обсуждения промежуточных результатов, трудностей, мозгового штурма, знакомства с дополнительными материалами, проведения эксперимента [8].

Взаимосвязи между учеником и формой оценивания

При рассмотрении данной проблемы важно отметить, что в онлайн-формате существует несколько вариантов оценки полученных знаний: задания для самопроверки, задания учителя для оценки уровня понимания, задания для промежуточной оценки, взаимная оценка учащимися своих знаний, итоговое тестирование/экзамен.

Обычно такие задания даны после каждого смыслового компонента в рамках одной темы и включают в себя несколько несложных вопросов. Результаты самопроверки доступны учащемуся при самостоятельном изучении или могут быть назначены и проверены преподавателем, часто в анонимной форме, если работа проводится в группе, чтобы определить общий уровень понимания и необходимость дополнительных занятий и примеров [8].

В настоящий момент образовательные платформы самостоятельно либо при посредничестве сторонних компаний (TopHat, Indigo и др.) предлагают ряд методов для решения этой задачи. Такие решения включают блокировку экрана и Интернета на устройстве при выполнении проверочных заданий и процедуру наблюдения и контроля за дистанционным испытанием, включающий наблюдение, как за экзаменуемым, так и за его действиями, взглядом, положением рук и прочими аспектами, исключающими возможность сторонней помощи при выполнении тестов [8, 14].

Глава 4. Плюсы и минусы онлайн обучения

Эксперты во всем мире рассматривают возможность замены очного образованная на дистанционное, экспертное мнение разделилось по 3 позициям: взвешенной (осторожной), пессимистичной и оптимистичной.

Большинство экспертов принимает взвешенную (осторожную) позицию, которая включает в себя сочетание двух форм обучения. Гибридное образование, в котором рассматривается сочетание традиционных и онлайн форм. Одним из аргументов, который отрицает замену очного образования дистанционным, является аналогия заменой театра и кино телевизором. Одним из положительных аспектов является сочетание онлайн и офлайн образования, примером такого образования является факультативные вебинары, курсы и т.д., которые помогают обучающимся развить свои хобби и повысить уровень знаний. В концепции взвешенного обучения рассматривается сочетание двух форм обучения, которые в комплексе дополняют друг друга.

Оптимистическая позиция экспертов изменяется от умеренной до уверенной. Эксперты, предпочитающие дистанционное обучение, являются владельцами компаний и топ-менеджерами онлайн-сервисов. Они уверены, что в скором времени обучение такого типа заменит традиционное. Из плюсов они выделяют быструю проверку домашних заданий, тестов и других проверочных работ, а также возможность прослушать материал повторно, а известные обучающемуся модули можно пропускать, выбирать сроки обучения и дисциплины. В качестве исключения эксперты говорят о том, что метод подходит только для гуманитарных направлений, а прикладные нуждаются в очном формате обучения для изучения теории и ее закрепления.

Группы экспертов, принимающие пессимистическую позицию, весьма малочисленны. Одним из аргументов стало недоверие к данному формату обучения, стоит отметить и бесчисленное количество технических проблем, дополнительно возникает вопросов с выдачей документов. Другой аргумент — возникновение проблем в социальной сфере: при обучении в дистанционном формате, так как в дистанционном формате теряется контакт между реальными людьми. А самый главный минус — отсутствие мотивации обучающихся [4, 10, 11].

Заключение

Онлайн-образование, несмотря на свою относительную молодость, представляет из себя сложную структуру организации занятий и проверки, которая включает в себя разнообразные направления обучения.

В ответ пессимистической позиции экспертов, в учебный процесс ДО стремительно внедряются большое количество новейших технологий дополненной и виртуальной реальностей, с помощью которых обучающийся полностью погружается в образовательный процесс.

Сегодня работодателе необходимы «гибкие» сотрудники, которые непрерывно развиваются и получают дополнительные знания, такая тенденция называется «вечный студент», а онлайн-курсы способствуют получению быстрой и качественной информации.

Список литературы

Артюхов А. А. Некоторые аспекты теории и практики организации «дистанционного обучения» при изучении географии в основной школе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 5-4 (107). – С. 49-55.

Афанасьев, Н. С. Системы прокторинга для сдачи экзаменов онлайн и альтернативный метод использования 360-градусной камеры в системах прокторинга // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 6-1(74). – С. 20-25.

Баляжихин М. Р., Винарский А. С., Кучеренко И. И., Крадышев Н. А. Цифровая онлайн лаборатория как дистанционный метод обучения // Педагогическая наука и педагогическая практика. – 2021. – С. 5-6.

Готлиб А. С. Сможет ли онлайн-образование стать альтернативой традиционному университету? // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – № 1 (123). – С. 15-22.

Добровинский Д. С., Ловецкий И. В., Попов М. А. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2018. – Т. 2. – С. 27-32.

Евтеева Е. О., Переверзева Р. Р. Виртуальная лаборатория как методика дистанционного обучения // Редакционная коллегия. – 2021. – С. 12-15.

Кузнецов Н. В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. – 2019. – Т. 2. – № 1. – С. 19-25.

Лейбина А. В., Шукурян Г. А. Способы повышения эффективности онлайн-образования // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9. – № 3. – С. 21-33.

Романова Е. М., Шленкина Т. М., Шленкин К. В. Экологическое образование: основные направления развития // Инновационные технологии в высшем образовании. – 2018. – С. 250-255.

Сергеева И. В. Цифровой педагог в онлайн образовании // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2016. – № 6. – С. 117-122.

Стрелец Ю. С. Проблемы адаптации при дистанционной форме обучения студентов очного отделения // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 9. – С. 185-189.

Фомина А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 1. – С. 101-106.

Шохимов Ж. Ж. Дистанционное образование-новый этап обучения // Проблемы педагогики. – 2021. – № 3 (54). – С. 13-14.

Picciano A. G. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // A Guide to Administering Distance Learning. – Brill, 2021. – С. 79-103.

KUKA.Sim Pro – simulation and offline programming // RoboticsBook URL: https://roboticsbook.com/kuka-sim-pro-and-kuka-xpert-free-for-90-days/ (датаобращения: 17.12.2022).

Просмотров работы: 27