Развитие способности к самоуправлению у обучающихся подросткового возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие способности к самоуправлению у обучающихся подросткового возраста

Токарева Е.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие самоуправления волновало общество на протяжении всего периода существования. Однако, современное поколение, вступив в новое тысячелетие, открыло ящик Пандоры, наполненный иными правилами, нормами, ценностями, информацией, полной противоречий. Время стало неумолимо мчаться, затягивая все вокруг словно космическая черная дыра. Это потребовало от людей глобальной, быстрой и качественной перестройки взглядов, мнений, переосмысления своего места в государстве и отношения к себе и окружающим. Именно в этот период самоуправление, как способность эффективно бороться с внутренними переживаниями, агрессиями извне, вычленением из стихийного потока разрозненной информации главного, необходимого и достаточного, становится определяющим на пути к достижению ближних и дальних целей, а также залогом успеха.

Столяренко Л.Д. охарактеризовал способность самоуправления как свойство личности, обеспечивающее процесс целенаправленного изменения, в котором человек сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Неоценимый вклад в изучение данного вопроса внесла Казанская психологическая школа под руководством Н.М. Пейсахова. По мнению ученого, самоуправление является творческим процессом, связанным с созданием нового, с необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей. Н.М. Пейсаховым разработана научная концепция самоуправления.

Анализируя указанную выше концепцию, Н.А. Вагапова приходит к выводам, о том, что самоуправление – явление уникальное, имеющее своеобразную неповторимость в каждом индивидууме, в силу того, что именно творческий подход к решению проблемы и достижения цели порождает для каждого свою оптимальность ее решения.

Выдающийся классик отечественной психологии Л.С. Выготский уделял большое внимание вопросам возрастной психологии и развития личности. Научные исследования, проведенные под его началом, стали на долгие годы основой для многих трудов, рассматривавших, в том числе способность, к самоуправлению.

Данное явление изучали Б.Г. Ананьев, Л.А. Коростылева, Г.Ш. Габдреева, Л.Д. Столяренко и др.

Однако, несмотря на то, что за последние годы феномен самоуправления стал чрезвычайно актуален для общества, его изучение среди учащихся подросткового возраста остается довольно скудным. Темпы внедрения в образовательный процесс все новых и новых предметов, усложнения и разнообразия школьной программы требуют от учеников быстрого и качественного ее усвоения, постоянного самосовершенствования и достижения более высоких целей.

Развитие способности к самоуправлению – ключ от всех дверей на пути к достижению поставленных целей и задач. Такого рода помощь учащимся подросткового возраста позволит сформировать более четкие взгляды на дальние перспективы, сконцентрирует силы в настоящем, научит грамотно распределять свое время, расставлять приоритеты и эффективно бороться, а возможно даже отсекать мысли об ассоциальном поведении. По сути, данная работа направлена на раскрытие внутреннего потенциала подростков, которые в силу возраста и присущих ему кризисных явлений, не способны самостоятельно правильно сформировать и использовать его в максимально выгодной для себя позиции.

На основании анализа психолого-педагогической теории и практики мы выделили следующие противоречия:

- между ежегодно усложняющейся школьной программой, высокими требованиями к усвоению материала и малому количеству времени, уделяемому развитию способности к самоуправлению среди обучающихся подросткового возраста;

- между возрастающей ролью самостоятельного изучения предметов, самоподготовке, креативному подходу к решению сложных задач, в том числе, приобщению к активной школьной жизни и за ее пределами и явлению самоуправления, остающимся на прежнем уровне, не дающим возможности раскрыть подросткам свой внутренний потенциал.

Однако, несмотря на то, что за последние годы феномен самоуправления стал чрезвычайно актуален для общества, его изучение среди учащихся подросткового возраста остается довольно скудным. Темпы внедрения в образовательный процесс все новых и новых предметов, усложнения и разнообразия школьной программы требуют от учеников быстрого и качественного ее усвоения, постоянного самосовершенствования и достижения более высоких целей.

Развитие способности к самоуправлению – ключ от всех дверей на пути к достижению поставленных целей и задач. Такого рода помощь учащимся подросткового возраста позволит сформировать более четкие взгляды на дальние перспективы, сконцентрирует силы в настоящем, научит грамотно распределять свое время, расставлять приоритеты и эффективно бороться, а возможно даже отсекать мысли об ассоциальном поведении. По сути, данная работа направлена на раскрытие внутреннего потенциала подростков, которые в силу возраста и присущих ему кризисных явлений, не способны самостоятельно правильно сформировать и использовать его в максимально выгодной для себя позиции.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью системного подхода к учебному процессу. Развитие способности к самоуправлению у обучающихся подросткового возраста должно стать неотъемлемым связующим элементом, дающим возможность к наиболее качественному усвоению предметов и заинтересованности в них.

Список литературы:

Вагапова, Н. А. Саморегуляция и самоуправление как базовые механизмы социальной адаптации личности / Н.А. Вагапова // Вестник экономики, права и социологии. – 2010. – № 3. – С. 142 – 145.

Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука. – 2001. – 192 с.

Пейсахов, Н.М., Шевцов, М.Н. Практическая психология (научные основы) / Н. М. Пейсахов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. – 1991. – 121 с.

Прыгин, Г.С. Психология самостоятельности: Монография / Г.С. Прыгин. – Набережные Челны: Институт управления. – 2009. – 408 с.

Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс. – 1997. – 736 с.

Просмотров работы: 117