Вальдорфская школа - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Вальдорфская школа

Иванов Е.А. 1
1Государственный университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире существует большое количество методик преподавания, однако не все из них в полной мере учитывают функциональные и возрастные особенности человека. Повышенное эмоциональное давление, высокие учебные нагрузки приводят к увеличению стрессовых ситуаций, утомлению и негативно сказываются на психологическом состоянии учащегося. В условиях постоянно развивающегося общества традиционные методы обучения становятся менее продуктивными, что приводит к поиску новых, инновационных методов преподавания, в чем и заключается актуальность данной темы. Несмотря на большое разнообразие образовательных методик в настоящее время большое распространение получают системы обучения, направленные на формирование свободной и творчески развитой личности. Так, например, для улучшения отечественной системы образования были предприняты попытки адаптации некоторых методик обучения от зарубежных педагогов. Одной из таких методов обучения является Вальдорфская педагогика Рудольфа Штейнера, которая доказала свою плодотворность в Европейской системе образования и существует уже более 100 лет.

Цель работы: изучить основные принципы Вальдорфской педагогики.

Задачи работы:

изучить историю возникновения Вальдорфской школы;

изучить основные элементы Вальдорфской педагогики;

рассмотреть достоинства и недостатки Вальдорфской педагогики.

Глава 1. История становления Вальдорфской школы

Первая Вальдорфская школа была открыта еще в прошлом столетии, а точнее 7 сентября 1919 года в немецком г. Штутгарт и с самого начала была доступна всем. Школа была открыта при фабрике Вальдорф-Астория, чтобы готовить будущих работников его предприятия. Стоит отметить, что это была, можно сказать, первая единая общеобразовательная школа в Германии. Создание школы было связано с негативной реакцией философской мысли на рационализм западноевропейского модерна. Помимо этого, в конце 19 века происходило немало дискуссий по проблемам человека, его воспитания, а также образования. Это привело к появлению множества концепций и течений в общественно-педагогической мысли, которые стремились к изменению характера деятельности школ. Основной идеей было создание школы с подготовкой инициативных, самостоятельных и деловых людей, которые умеют творчески использовать свои знания, полученные в школе, в профессиональной деятельности. На данный момент времени насчитывается порядка 1100 Вальдорфских школ. Из них порядка 20 школ расположены на территории России [6, 9].

Основы педагогической методики в Вальдорфских школах были заложены австрийским философом Рудольфом Штейнером, философия которого легла в формирование его педагогических взглядов. В теоретический базис Вальдорфской педагогики легла антропософская концепция, так называемая философия свободы Р. Штейнера. Под антропософией понимается учение о духовной жизни человека, исходящего из сверхчувственного познания мира через самопознание человека как духовного космического существа. В рамках данной концепции выделяется 4 ступени индивидуальной жизни, это: восприятие, чувствование, мышления наряду с представлениями, а также понятийное мышление (является высшей ступенью, где мышление не зависит от восприятия). Развитие человека в антропософской концепции представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира. В телесной сфере рассматривается тело в его становлении и развитии. В душевной сфере рассматривается переживание мира человеческих чувств и жизни. Тут же рассматриваются представление и воля, а также их становление в органах тела. В духовной сфере рассматривается состояние сознания (сон, бодрствование). Помимо этого, рассматривается способности познания на различных уровнях, поиски собственного «Я», а также вопросы о существе человеческого духа и духовного развития. Задачей педагога, по мнению Штейнера, является формирование особой атмосферы, в которой осуществимо свободное воплощение духа воспитанника, достигнутое путем устранения преград перед ним к новым граням мира [5, 7, 14].

Глава 2. Основные элементы Вальдорфской педагогики

Основным принципом Вальдорфской школы является понятие «свободы». Ощущение свободы является побуждающим фактором для созидания учащегося. Ощущение загнанности в рамки пагубно воздействует на становление личности воспитанника, так как действия вне его воли приводят к выполнению учебных заданий по обязательству, возложенными учителем. Именно поэтому очень важна детальная проработка по составлению учебного плана, учет возрастных характеристик обучающегося, с целью гармоничного сочетания действия и внутренней потребности в данном действии ребенка [8].

Учебный план в Вальдорфской школы основан на следующих принципах [7]:

ориентация на человека и его развитие;

ориентация на мир и культуру;

ориентация на ребенка и конкретную ситуацию;

ориентация на познание и практические упражнения.

Главным лицом в Вальдорфской школе является классный учитель. В его задачу входит разработка и ведение всех основных предметов. План учителя не является строгим, а «прочитывается» им непосредственно в каждом ученике в процессе обучения. Учитель должен способствовать формированию тела и души воспитанников, чтобы дух смог стать их хозяином. Стоит отметить, что учитель не должен затрагивать собственного «Я» воспитанника. Помимо этого, учитель преподает таким способом, что развитие происходит без физической усталости учащихся, а наоборот с исцеляющим импульсом, что представляет собой одну из основных функций Вальдорфской школы – здоровьесберегающую. Здоровьесберегающие технологии в Вальдорфской школе это не лечебно-профилактические меры, а педагогические действия, учитывающие психофизиологические и возрастные особенности каждого учащегося, задача которых состоит в формировании и развитии человека. При обучении уделяется внимание именно развитию познавательных способностей, а не заучиванию материала. Помимо этого, роль учителя состоит в том, чтобы нивелировать недостатки характера учащихся и даже преобразовать их в противоположность. Роль учителя не ограничивается лишь одной функцией ведения урока, он также остается собеседником для ученика во внеучебное время для обсуждения изучаемого материала и других сфера жизни. При этом большую роль играет родители (не только с финансовой точки зрения), которые также помогают в развитии своим детям, создавая благоприятные условия [2, 8, 11, 14].

В начальной Вальдорфской школе на телесном уровне формируются основы характера, темперамента, памяти, а также основы психосоматического здоровья детей. Учитывается жизненный мир ребенка каждого возраста (физической и эмоциональной сфер) и то, как он видит мир. Помимо этого, закладываются основы личности воспитанника, такие как: нравственные наклонности и совесть. С телесными процессами также связаны эмоциональные и познавательные переживания, которые влияют на характер сна и пищеварения. При этом в учителе воспитанники видят некого авторитета, который поддерживает и понимает ребенка, а также показывает ему знания о мире. Методы преподавания нацелены на пробуждение активности детей и направлены на развитие эмоций ребенка, его образного мышления. Получение знаний происходит опосредованно с помощью рассказов и образов. Пробуждение активности детей достигается с помощью рисования, считалочек, упражнений для развития мелкой моторики, изучения иностранных языков, переживания и не только. Для обучения используют художественные элементы, что приводит к качественному усвоению материала и его пониманию. К художественным элементам относятся такие предметы, как: живопись, рисование, лепка, музыка, рукоделие, эвритмия. Отсутствует цель усвоения большого количества знаний. Ребенок развивает именно ту деятельность, которую он может освоить на данном этапе своего развития, без внутреннего сопротивления организма, что не уничтожает его стремление и интерес к знаниям. С ростом обучающегося, соответственно, изменяется содержание обучения, но принципиальным остается подход природосообразности методов обучения, а также соответствие ритму жизни учащегося, его возрасту и психологическим особенностям. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении, а также создание условий для творческого роста и успешного развития детей. Стоит отметить, что Вальдорфская школа основана не только на принципе природосообразности, но и на принципе педоцентризма. Это предполагает отбор наиболее адекватного потребностям детей определенного возраста, развития, знаний, умений, этапа обучения содержания материалов учебного процесса [3].

С начала 6 класса на место образного обучения приходит научное, то есть происходит постепенный переход от художественного переживания явлений природы к интеллектуальному осмыслению их закономерностей. В научном преподавания используется феноменологический подход. Это способствует усвоению теоретического материала и развитию самостоятельного познания, которое ориентировано на разнообразие мира. Теоретическая часть учебного материала построена с целью создания проблемной ситуации, чтобы у воспитанников появлялись вопросы, которые побуждают их на дискуссии и дебаты, тем самым активизируя самостоятельное мышление. А само представление у учащихся появляется в результате личного постижения материала [1, 7].

В Вальдорфской школе делается упор на применение первоисточников, сборников текстов, собственных рабочих записей, а не стандартизованных учебников. Стоит отметить, что Вальдорфская педагогика ориентирована именно на личность ребенка, а не его интеллект. Возрастные этапы в педагогике рассматриваются как этапы некого высвобождения уникальной человеческой личности для творческой работы. Понятия даются в такой форме, чтобы в дальнейшем они росли вместе с ребенком, увеличивая свой объем, разнообразие и глубину. Каждый ребенок развивается в естественном, своем темпе, а образование расценивается не только с точки зрения получения знаний и навыков, но и выработке твердой этически-моральных и нравственных основ жизни. Целью обучения предметов не является создание из ученика математика, физика или музыканта, а пробудить и воспитать способности, укрепить веру в себя, развить собственную инициативу и внутреннюю ответственность, а также получить опыт для реализации жизненных задач. Помимо этого, важную часть урока занимают ритмические паузы и физкультминутки. В соответствии с утверждаемыми ежегодными праздниками проводятся экскурсии и выезды на природу. Обучение проходит методом «эпох», то есть преподавание предметов большими учебными периодами. Ученики в свою очередь создают свою собственную «книгу» для каждого предмета, так называемую эпохальную тетрадь. Она представляет собой сшитые нелинованные листы формата А4, на которой учащиеся в свободной форме излагают полученный от учителя материал. Оформление тетради по эпохе является самостоятельной творческой работой воспитанника, в которой он фиксирует результаты изучения учебного предмета. Эпохальная тетрадь демонстрирует учебные достижения ученика, и они же являются некими создателями своих собственных, индивидуальных учебников, где отражаются опыт и знания. Также стоит упомянуть об отсутствии системы оценивания учащихся, так как оценки, как положительные, так и отрицательные являются неким вмешательством в естественное развитие ученика. Ожидание похвалы или порицания оказывают на учащегося внешнее давление, что негативно сказывается на его развитии. Стоит отметить, что отсутствует сравнение детей между собой, так как мир и предрасположенность каждого учащегося индивидуальны. Вместо оценок каждый ученик в конце учебного года получается характеристику от каждого учителя, в которой описываются проблемные места в обучении, отмечается прогресс в изучении предмета, а также формируются задачи на следующий год [1, 4, 8, 12].

Творческая атмосфера создается особым наполнением помещения класса. Используются только натуральные материалы и сдержанная цветовая гамма. Помимо этого, некоторые уроки проводятся не только в классах, но и на природе, чтобы задействовать чувства и эмоции учащихся. Стоит сказать, что полностью отрицается использование телевизоров, компьютеров и других электронных гаджетов, которые оказывают негативное влияние на развитие учащихся, на их образное мышление, воображение и не только. Вальдорфские игры сделаны исключительно из природных материалов. Стоит отметить, что игрушки не имеют определенной функции. Функции объекта полностью зависят от ребенка, то есть он сам выбирает, как его использовать. Например, деревянный брусок с точки зрения ребенка может быть элементом для строительства домика, грузом для грузовой машины или даже неким персонажем [12].

Обязательном в образовательном процессе обучающихся Вальдорфской школы является изучение языков. Задания и вопросы на иностранном языке, по мнению педагогов Вальдорфской школы, в условиях личностно-ориентированного подхода стимулируют у учеников личностную, интеллектуальную и речевую активность. В процессе урока создаются ситуации выбора, что является одним из условий индивидуальности учащегося. Это формируется с помощью предоставления ученику осознанного и желаемого выбора, что помогает им формировать свою неповторимость и индивидуальность через творческую реализацию. Помимо этого, изучение иностранных языков порождает этническую толерантность и открытость к другим культурам и людям. Весь теоретический материал записывает в эпохальную тетрадь, а в конце года готовится небольшая театральная постановка на иностранном языке, где учащиеся самостоятельно выбирают изученный материал. Стоит отметить, что постановки оказывают оздоровительную функцию, то есть снимают с учащихся эмоциональное напряжение. Изучение иностранных языков является необходимым фактором формирования познавательной активности и самостоятельности обучающихся [13].

Особенностью Вальдорфских школ является включение в занятия ритмических и рифмованных текстов с движения, так называемая эвритмия. По мнению Штейнера, эвритмия дает основы «видимой речи» и «видимой музыки» с помощью звуков. Посредством эвритмии задействуются сразу 3 органа чувств учащегося, это: слух, зрение, а также тактильные движения. Это позволяет улучшить социальную адаптацию, взаимодействие внутренних органов учащихся, развитие крупной моторики [10].

Таким образом, основными элементами Вальдорфской школы являются [14]:

ориентация учебного плана на возрастные духовно-душевные потребности учеников, которые обеспечивают их развитие;

классный учитель ведет свой класс с 1 по 8 класс. Он же является для ребенка важнее предмета;

мальчики и девочки обучаются совместно. Отсутствует разделение по социально-материальному признаку;

организация обучения ритмичное и ориентируется на ритмы дня, недели, года. Учет жизненных биологических ритмов ребенка;

изучение учебного материала эпохами. Один предмет изучается на первом сдвоенном уроке в течении 3-4 недель;

в преподавании используется метод противоречий, например, между черным и белым. Также используется принцип дуализма (учение, признающего равноправие двух начал);

использование методов изучения объектов через переживание их чувствами. Понимание сущности вещей через чувственное восприятие и физическое ощущение;

отрицание шаблонов (то есть близость к природе). Так, например, дети до 14 лет чертят линии без линеек.

в учебных программах делается акцент на художественных элементах и практической деятельности. При этом нет разделения по гендерному признаку. Обучение работе по дереву или металлу проходят как мальчики, так и девочки. Из художественных предметов в учебный план входят: живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие и не только;

устный рассказ учителя происходит в специально отведенное время урока. А сам рассказ строится из басен, сказок, легенд о святых, мифологии, биографии, а также библейской истории;

наличие театральны постановок по сюжетам древней и средневековой истории;

отсутствие оценок, а также возможностей остаться на второй год. А также отсутствие разделения учеников на хороших и плохих. Каждый развивается свободно без давления;

обязательное изучение 2 иностранных языков с первого класса;

еженедельные конференции учителей для того, чтобы постоянно обновлять учебный процесс.

Глава 3. Достоинства и недостатки Вальдорфской педагогики

Как и у все современные методы обучения Вальдорфская педагогика имеет ряд достоинств и недостатков.

Рассмотрим основные достоинства Вальдорфской школы, это [4]:

из-за отсутствия системы оценивания, создается более благоприятная среда для развития детей;

уклон делается на развитие творческих способностей обучающихся;

гармоничное развитие личности обучающихся из-за индивидуального подхода учителя к каждому ученику;

методы обучения позволяют раскрыть скрытые таланты ребенка;

каждый ребенок имеет свой темп и развивается в зависимости от своего возраста;

отсутствие электронных гаджетов;

комфортная среда обучения;

по итогу обучения выпускники имеются высокий эмоциональный интеллект.

К недостаткам Вальдорфской можно отнести следующее [4]:

уклон в обучении делается на гуманитарные предметы;

если родители не готовы принимать участие в развитии ребенка из-за нехватки времени (например, вследствие загруженности на работе или другим причинам), то ребенку будет сложно адаптироваться;

дети всегда должны быть чем-то заняты, что приводит к утомлению и потери интереса;

выпускники Вальдорфских школы слишком миролюбивы;

в Вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком.

Заключение

Подводя итоги работы можно сказать о том, что основными элементами Вальдорфской педагогики является свобода, природосообразность и педоцентризм. Ученики развиваются в естественном для своего возраста темпе без внутреннего сопротивления. Отсутствие разделения учеников по успеваемости, гендерному, социально-материальному признакам улучшает их психологическое состояние, а также исключает внешнее давление, что приводит к гармоничному развитию личности. Роль учителя и родителей заключается в создании всех возможных условий для развития учащегося. Несмотря на высокую популярность Вальдорфских школ в зарубежных странах, в отечественной практике данный метод обучения не получил высокой популярности среди разных слоев общества. Стоит отметить, что в школе закладываются основы этнической толерантности и открытости к другим культурам и людям, что достаточно актуально для нашей многонациональной страны. С другой стороны, данный метод преподавания требует большого вовлечения родителей в жизни ребенка, что достаточно сложно представить на современном этапе развития общества. Несмотря на все вышесказанное, Вальдорфская педагогика является одним из перспективных альтернативных методов обучения с уклоном на индивидуальные способности каждого ребенка и, соответственно, определенным подходом, что не может обеспечить традиционная школа.

Список литературы

Алексеева Н. И. Формы организации познавательной деятельности учеников в Вальдорфской школе // Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы. – 2019. – С. 51-54.

Ботя А. В., Брикунова С. С. Основные направления деятельности Вальдорфской педагогики по формированию культуры здоровья у учащихся // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – С. 235-239.

Долгопол Т. И., Шестакова Т. Н. Вальдорфская педагогика как альтернатива традиционной системе обучения // Вестник непрерывного образования. – 2014. – С. 13-17.

Жабина С. Г., Патрушева З.В. Специфика Вальдорфской школы // Студенческая наука Подмосковью. – 2022. – С. 240-242.

Иудин В. Д., Малинин М. В. Антропософская концепция Р. Штейнера как основа самоуправления в Вальдорсфкой школе // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – С. 87-89.

Калашников И. А. Вальдорфская школа: к осмыслению педагогических идей и опыта // Электронное научное издание «Альманах, Пространство и Время». – 2018. – Т. 16. – С. 1-25.

Козлова Е. В. Особенности построения учебного плана начальной Вальдорфской школы // Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном мире. – 2017. – С. 186-191.

Лаврищев И. В. К вопросу об основных принципах Вальдорфской педагогики // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2018. – С. 149-152.

Морковин А. М. Зарубежный опыт функционирования Вальдорфских школ на современном этапе // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – С. 150-152.

Олейникова А. В. Вальдорфская педагогика // Научные исследования разработки 2018. – 2018. – С. 436-437.

Сергеева Е. Ю. Реализация принципов Вальдорфской педагогики в условиях ФГОС // Педагогические и психологические проблемы современного образования. – 2015. – С. 52-58.

Синенко М. В. Как Вальдорфская педагогика способствует развитию творческого мышления младших школьников // Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. – С. 64-67.

Филатова Н. И., Вишнякова Э. А. Особенности обучения иностранным языкам в Вальдорфской школе // Наука сегодня: проблемы и пути решения. – 2017. – С. 154-155.

Хуторский А. В. Методика обучения в Вальдорфской школе // Вестник института образования человека. – 2016. – С. 1-17.

Просмотров работы: 122