Изучение взаимосвязи продолжительности сна школьников и качества усвоения ими учебного материала - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Изучение взаимосвязи продолжительности сна школьников и качества усвоения ими учебного материала

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровый сон физиологически необходим любому человеку, являясь важным условием здоровья. Качество и количество сна значительно влияет на активность днём. Особенно серьезные проблемы при нарушениях биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна могут возникнуть у детей и подростков, так как их организм и нервная система находятся в состоянии формирования. Недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы, которая является основным видом деятельности данной возрастной группы.

Объектом исследования является продолжительность сна у школьников. Предметом исследования является взаимосвязь продолжительности сна школьников и качества усвоения ими учебного материала.

Цель исследования:изучить взаимосвязь продолжительности сна и качества усвоения материала учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи продолжительности сна на качество усвоения учебного материала учащимися средней школы.

Провести изучение взаимосвязи продолжительности сна и усвоения учебного материала учащихся 5-9 классов средней школы НЧУ ОО СОШ «Карьера».

Разработать рекомендации для улучшения качества и количества сна, влияющих на качество усвоения учебного материала учащимися 5-9 классов

Поставленные цель и задачи были достигнуты.

По первой задаче нами был проведен анализ проблемы продолжительности сна у школьников и качества усвоения учебного материала. Физиологическая роль сна до сих пор не до конца исследована, но очевидно, что обе фазы сна являются важными для успешной активности нашего мозга. Во-первых, сон способствует удалению накопившейся за день ненужной информации и эмоциональной перестройке, проявляющейся в снижении возбудимости очагов мотивационного возбуждения. Во-вторых, сон делает возможным более глубокую и качественную обработку полученной за день информации и быстрый перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.

При недостатке сна у подростка возникают серьезные проблемы с памятью, запоминанием и обработкой полученной информации, способностью концентрироваться и выполнять поставленные задачи.

Память и внимание – это взаимосвязанные функции мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно запомнить необходимый материал. Обобщённо, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его хорошей памяти.

Усвоение информации является сложным психологическим процессом, зависящим от множества факторов. Но, несмотря на сложность данного процесса, существует множество способов систематизации его уровней, а также критерии и шкалы, которые помогают его оценить.

В рамках решения второй задачи нами была разработана анкета. Иследование было организовано на базе НЧУ ОО СОШ «Карьера» среди учеников 5-9 классов. Выборка составила 48 учащихся, возрастом от 10 до 16 лет (средний возраст 13). Респонденты прошли анкетирование из 23 вопросов о возрасте респондентов, времени отхода ко сну и его продолжительности, о наличии ночных кошмаров, качестве сна, знаниях содержания понятия «гигиена сна», а также о субъективной оценке функционального состояния своего организма при недосыпании во время учебы. Анкетирование проходило онлайн, с помощью сервиса Google Forms.

По результатам анализа результатов анкетирования, треть респондентов (33,3%) ложатся спать в промежуток с 22:30 до 23:30 часов, при этом 75% респондентов отходят ко сну до полуночи. Продолжительность сна у 19% учащихся составляет менее 5 часов, 48% учащихся спит в среднем 5,5-7 часов и 33% учащихся спит 8 и более часов. Высыпаются при этом только 22,9% респондентов, 52,1% не высыпаются и 25% сомневаются в ощущениях или в разные дни чувствуют себя по-разному. С беспокойным сном и ночными кошмарами сталкивается 22,9% учеников. С понятием «гигиена сна» не знакомы 68,8% учеников. При недосыпании 45,8% опрошенных отмечают снижение внимания, 56,3% замечают снижение активности на уроках, снижение концентрации у 37,5% детей, плохое настроение у 62,5%, 14,6% обучающихся испытываютухудшение памяти, и только 12,5% респондентов не испытывают трудностей в обучении при недосыпании.

Корреляционный анализ был выполнен для следующих показателей: возраст респондентов; время отхода ко сну; наличие ночных кошмаров; наличие ощущения недосыпания; наличие проблем на уроках в общем; наличие проблем со вниманием; наличие проблем с активностью на уроке; наличие проблем с настроением; знание понятия «гигиена сна»; применение правил гигиены сна; средний балл по английскому языку. Среди значимых результатов в корреляционном анализе было выявлено, что с увеличением возраста увеличивается и время отхода ко сну (rэмп.=0,49 > rкрит.=0, 46 при р=0,001). Взаимосвязь между использованием правил гигиены сна rэмп.=0,38 > rкрит.=0,37 (р=0,01) со временем отхода ко сну демонстрирует то, что респонденты, знающие основы гигиены сна, понимаю важность необходимой длительности сна и ложатся раньше.

При недосыпании достоверно возникают проблемы с настроением rэмп.=0,30 > rкрит.=0,29 (р = 0,05). Респонденты, страдающие из-за недосыпа, чаще всего имеют пллохое настроение и сниженное внимание на уроке rэмп.=0,29 = rкрит.=0,29 (р = 0,05), также взаимосвязаны настроение и активность на уроке rэмп.=0,44 > rкрит.=0, 37 (р = 0,01). Успеваемость на уроках английского языка хуже у респондентов, поздно ложащихся спать (страдающих от недосыпа) – rэмп.=0,34 > rкрит.=0, 29 (р = 0,05). Также были выделены пары параметров, где rэмп. находится в диапазоне 0,20-0,28, что ниже rкрит =0,29 (p=0,05), но они представляют интерес с точки зрения будущих исследований.

В рамках решения третьей задачи нами были составлены рекомендациидля улучшения качества и количества сна, влияющих на качество усвоения учебного материала учащимися 5-9 классов. Педагогам рекомендуется обращать внимание на настроение учеников, их активность на уроке, устойчивость внимания – ухудшения могут быть признаками недосыпания, описываемая взаимосвязь была раскрыта в ходе исследования. Также была обнаружена взаимосвязь между знанием респондентами правил гигиены сна и их отходом ко сну в рекомендуемое правилами время, что позволяет избегать недосыпания. В связи с этим, рекомендуется проводить классные часы на тему «Гигиена сна» для всех учащихся 5-9 классов.

Таким образом, мы можем сказать, что взаимосвязь продолжительности сна и качества усвоения материала учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы изучена и доказана. Данное исследование будет полезным для будущих школьных медсестер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антипов, В.А. Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов / В.А. Антипов, А.В. Климов. // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 123-125.

Гордеев, К.С. Физиология сна и его влияние на работу мозга человека // Современные научные исследования и инновации / К.С. Гордеев, Е.Л. Ермолаева, А.А Жидков, Е.С. Илюшина // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». – 2018. – № 12. – С.44-48.

Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии человека / И. Д. Зверев. — М. : Просвещение, 1983. — 287 c.

Наймарк, Е. Наука о власти сна. / Е.Наймарк // Что нового в науке и технике. — 2005. – №7,8. – С.25-31.

Алмаева, О. Влияние продолжительности сна на умственную активность учащихся. [Электронный ресурс] / Интернет портал «Алые паруса» : – Электрон. дан. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/ library/drugoe/2016/03/19/vliyanie-prodolzhitelnosti-sna-na-umstvennuyu-aktivnost-uchashchihsya (дата обращения: 23.11.2022).

Выготский, Л.С. Память, её функции и методы изучения / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев. [Электронный ресурс] / Интернет-портал StudFiles – Электрон. дан. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/1741854/ (дата обращения: 20.11.2022)

Гигиена сна [Электронный ресурс] / Интернет портал StudFiles – Электрон. дан. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/5765377/page:23/ (дата обращения: 20.11.2022)

Ивойлова, И. А. Международное исследование показало, сколько в России неуспешных учеников [Электронный ресурс] / «Российская газета» интернет-портал – 1999–2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/02/08/mezhdunarodnoe-issledovanie-pokazalo-skolko-v-rossii-neuspeshnyh-uchenikov.html (дата обращения: 22.11.2022).

Лапина А. Исследователи выяснили, сколько в России отличников, хорошистов и троечников/ [Электронный ресурс] / Интернет-портал Skillbox media – Электрон. дан. - Режим доступа: https://skillbox.ru/media/ education/issledovateli-vyyasnili-skolko-v-rossii-otlichnikov-khoroshistov-i-troechnikov/ (дата обращения: 20.11.2022).

Лекция 3. ПАМЯТЬ [Электронный ресурс] / Интернет-портал StudFiles – Электрон. дан. - Режим доступа: https://stud-file.net/preview/16672860/ (дата обращения: 20.11.2022)

Определение и критерии оценки качества усвоения материала. [Электронный ресурс] / Педагогическая энциклопедия – Электрон. дан. - Режим доступа: https://didacts.ru (дата обращения: 22.11.2022).

Подакина, В. В. Как недосып влияет на мозг, психику и здоровье: знать, чтобы избегать [Электронный ресурс] / Medaboutme – Электрон. дан. - Режим доступа: https://medaboutme.ru/articles/kak_nedosyp_vliyaet_na_ mozg_psikhiku_i_zdorove_znat_chtoby_izbegat/ (дата обращения: 22.11.2022).

Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам / К. А. Чернякова. [Электронный ресурс] / НЧУ ОО СОШ «Карьера» – Электрон. дан. - Режим доступа: https://noukarera.mskobr.ru/info_edu/all_docs/ (дата обращения: 22.11.2022).

Прокопьева, Н. В. Результаты обучения. Уровни усвоения учебного материала [Электронный ресурс] / «Институт развития образования» – Электрон. дан. - Режим доступа: https://elearn.irro.ru/upload/files/personal-folders/5/taksonomiya.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

Режим сна школьника [Электронный ресурс] / Интернет портал Здоровая семья. Клиника с нуля – Электрон. дан. - Режим доступа: https://s0.clinic/publ/view/222 (дата обращения: 20.11.2022)

Романова Л.В. Важность сна для школьника. / Л.В. Романова [Электронный ресурс] / Интернет-портал Чудовской детской библиотеки – Электрон. дан. - Режим доступа: https://ok.ru/chudovobiblioteka/topics (дата обращения: 20.11.2022)

Усвоение материала: методики повышения эффективности. — [Электронный ресурс] / GeekBrains – Электрон. дан. - Режим доступа: https://gb.ru/blog/usvoenie-materiala/ (дата обращения: 20.11.2022).

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / Консультант–плюс. – 1999–2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121895/ (дата обращения: 15.12.2022).

Просмотров работы: 57