Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.
Профилактика алкогольной зависимости осужденных в местах лишения свободы не должна ограничиваться простым информированием о алкоголе, его влиянию на организм человека, а должна иметь четкие цели и задачи по направлению действий.
Социально - психологическая работа в отношении лиц, имеющих алкогольную зависимость, направлена на: [7, c.228]
профилактику повторных правонарушений и преступлений;
создание с помощью психологических и социальных мероприятий для зависимых осужденных, психологических предпосылок для восстановления, коррекции или формирования новых форм поведения, мотивационно-смысловой сферы;
профилактику возврата влечения к алкоголю, которое, в свою очередь, сопровождается отчуждением индивида от системы социально приемлемых связей и ценностей;
коррекцию неадекватных форм поведения через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром.
В уголовно исполнительной системе разработана психокоррекционная программа, целью которой является создание у осужденных страдающих алкогольной зависимостью психологических предпосылок для восстановления, коррекции или формирования новых форм мотивационной и эмоционально-волевой сфер, а также коррекция поведения через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Психологической лабораторией в рамках реализации проводится следующий комплекс мероприятий: просветительская, лекционная, консультативная и психокоррекционная работа (в индивидуальной и групповой формах). Путем проведения психодиагностических мероприятий отслеживаются и фиксируются изменения психоэмоциональной сферы лиц, проходящих курс.[2, c 44]
При проведении групповой психокоррекционной работы основной упор делается на когнитивно-поведенческую, эмоционально-волевую, мотивационно-смысловую сферы личности осужденных, склонных к употреблению алкогольных напитков.
Используются методы: арт-терапия, фильмотерапия; книготерапия, песочная терапия, разнообразные формы и техники психокоррекционной работы: ролевая игра, мини-лекция, групповая дискуссия, мозговой штурм, беседа, приемы релаксации; а также психологическое тестирование и анкетирование, наблюдение, анализ документов.
Начальник отряда и старший специалист группы социальной защиты осужденных проводят мероприятия, направленные на стимулирование осужденных к ведению здорового образа жизни, повышение уровня их образования, формирование и восстановление социально-полезных связей.
Врач психиатр-нарколог проводит просветительскую, лекционную работу, а также реализует мероприятия медицинского характера с лицами, взятыми на диспансерный учет.
Сотрудники оперативного отдела и отдела безопасности осуществляют контроль за выполнением осужденными распорядка дня, соблюдением ими правил внутреннего распорядка, организуют мероприятия, направленные на недопущение проникновения на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов и веществ.
Заместитель начальника центра трудовой адаптации осужденных обеспечивает привлечение осужденных к труду и профессиональному обучению с учетом медицинских показаний, а также приобретенных и сформированных навыков.
Организовано взаимодействие с волонтерскими организациями города в виде проведения ими лекционно-профилактической работы, предоставления информационно-агитационных плакатов, направленных на: осознание связи между употреблением алкоголя и возникновением проблем.[3, c.80]
Локальные участки отрядов и общежитие для проживания осужденных оснащены наглядной агитацией, в том числе пропагандирующей здоровый образ жизни, имеется инвентарь для занятия физической культурой.
Сотрудниками психологической лаборатории учреждения в работе с осужденными используются методы арт-терапии, кинотерпии, метафорические ассоциативные карты, сеансы видеорелаксации, игровые терапевтические приемы.
В результате реализации поставленных задач с 2012 по 2022 год в уголовно исполнительной системе показатель изъятых спиртных напитков промышленного и кустарного изготовления упал вдвое. Таким образом следует продолжать работу в этом направлении.
Внедрение ведомственной программы в профилактическую работу исправительных учреждений помогло достичь значительных результатов за сравнительно небольшой промежуток времени.[8, c.210]
Обобщая опыт использования социально-профилактической работы можно сделать следующие выводы. Условиями эффективности является следующее:
- обладание комплексом специальных знаний и умений, изменение установок, осужденных не всегда может привезти к желаемым результатам коррекции поведения. В связи с этим социально психологическая работа должна сочетать в себе разные обучающие методы и стили учитывая положительный и отрицательный опыт уже применимый на практике.
- подача информации во время профилактической работы должна быть объективной, доходчивой и честной. Запугивание и увеличение проблемы не дают должных результатов в работе с осужденными в исправительных учреждениях и приводит к недоверию со стороны заключённых.
Раскрытие проблем алкогольной зависимости с разных сторон рассмотрение плюсов и минусов дают значимый эффект, чем пустая агитация, учитывая культуру потребления спиртного и традиции, по которым алкоголь атрибут повседневной жизни.
В целом эффективность профилактической работы алкогольной зависимости в учреждениях уголовно исполнительной системе зависит не только от организации взаимодействия всех заинтересованных отделов и служб, но и от человека, который хочет избавиться от зависимости.
Список литературы
Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Издательский центр «Академия», 2012
Бутовский, А. Ю. Правовые основы профилактики алкоголизма : учебно-методическое пособие / А. Ю. Бутовский, Ю. А. Бутовская. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 44 с.
Владимирова, О.А., Ютяева, Л.Е. Социальная работа с осужденными: учебное пособие. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. - 80 с
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2013
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/А.А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2012
Саблин Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. Оренбург: ОГУ, 2012
Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. М.: 2012
Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА М, 2011