Кризисные ситуации в спорте - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Кризисные ситуации в спорте

Плахина О.В. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (САФУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: Термин «кризис» пришло к нам не так давно, как явление, кризис у спортсменов стал изучаться не так давно, в конце 90хх годов прошлого столетия. XX век выдался неспокойным, переломным для всех слоев населения, кризис личности стал понятием повседневным и распространенным [3]. Кризис, согласно определению, — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы [6].

Цель работы- рассмотрение базовых сведений о кризисе в спорте. Их виды и характеристика.

Выделим семь кризисов-переходов спортивной карьеры:

1.          Кризис начала спортивной специализации;

2.          Кризис перехода к углубленной спортивной специализации;

3.          Кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений;

4.          Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт;

5.          Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт ;

6.          Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры;

7.          Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере.

Проанализируем основные противоречия, характерные для каждого из этапов. Эти противоречия необходимо знать для того, чтобы у спортсменов и тренеров была возможность спрогнозировать нежелательные кризисные ситуа­ции, заранее к ним приготовиться [8].

Кризис начала спортивной специализации.

Этот кризис связан с поступлением в спортивную школу или началом за­нятий в группе специализации у профессионального тренера [7]. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основные противоречия:

1. Несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировоч­ному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации. Можно выделить три аспекта «обмана ожиданий»:

·          между типичным для детей представлением о спорте как празднике (по­черпнутом из просмотра телепередач, посещения соревнований) и реальной «черновой работой» спортсмена;

·          между представлением будущего спортсмена, заключающемся в том, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражне­ний вида спорта, и традиционным акцентом на общей подготовке в начале обу­чения;

·          между привычкой детей (особенно дошкольников и младших школьни­ков) руководствоваться в двигательной деятельности «принципом удовольст­вия» и реальным требованием спортивной тренировки работать «через не могу» и «не хочу»;

2. Необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленно­сти, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способности к виду спорта;

3. Необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревно­ваниях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, напри­мер, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревно­вательной разминки, настройке на выступление.

Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи [4]. Здесь впервые реша­ется вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации. Преодолевшие кризис переходят к углубленной тре­нировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно переориен­тируются на другой вид спорта или другие виды деятельности [7].

Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта.

Этот кризис начинается с появлением новой установки – работать «на ре­зультат». Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, неуклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значитель­ного увеличения физических нагрузок, повышается ранг соревнований, а зна­чит, и уровень конкуренции в них. На данном этапе выделяют новые проблемы спортсмена[1]:

·          необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагруз­кам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланиро­ванных результатов [8]. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического перенапряжения (перетренировки), заставляя спортсмена «при­обретать» опыт лечения, реабилитации и «возвращения в строй»;

·          обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование тех­ники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;

·          возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта пораже­ний, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;

·          требование надежности и стабильности соревновательных выступле­ний, что психологически связано с формированием спортивно важных психи­ческих свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;

·          сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).

О выходе из данного кризиса свидетельствует достижение первых боль­ших успехов в соревнованиях, по сути поднимающее спортсмена на уровень спорта высших достижений. Спортсмены, не преодолевшие кризис, но сохра­няющие высокую мотивацию, либо остаются в массовом спорте (продолжают тренироваться «для себя»), либо выбирают профессию, связанную со споротом, и начинают подготовку к ней. Значительная же часть спортсменов на этом этапе уходит из спорта [6].

Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый тесно связаны друг с другом, так как спорт­смен, вышедший на уровень спорта высших достижений, обычно как бы авто­матически начинает участвовать во взрослых соревнованиях независимо от своего возраста [4]. На данном этапе кульминации спортивной карьеры спортив­ные цели становятся главными жизненными целями, что определяет необходи­мость перестройки образа жизни в целом. Более конкретно перед спортсменом встают следующие проблемы:

·          необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например); соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям спортивной карьеры;

·          необходимость перехода от подражания кому-либо к переориентации на творческий поиск индивидуального пути в спорте, новых резервов повыше­ния спортивных результатов, включая фундаментальную теоретическую подго­товку, обобщение собственного опыта, формирование индивидуального стиля деятельности;

·          «пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, не­обходимость распределения сил на весь сезон, что связано психологически с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях;

·          необходимость завоевания престижа – авторитета в собственной ко­манде, среди соперников, судей, зрителей; испытание славой и необходимость выработки адекватного отношения к ней;

·          возможность кризиса взаимоотношений тренер-спортсмен, а также отно­шений внутри спортивной команды.

Следует отметить, что данные кризисы являются, пожалуй, самыми тяже­лыми для большинства спортсменов. Именно здесь происходит разделение на «достигнувших среднего уровня» и «спортивную элиту». Выход из них связан с обретением не только спортивной, но и личностной зрелости.

Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профес­сиональный спорт.

Этот вид кризиса является относительно новым для Российских спортсме­нов. По данным опроса у 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встающие перед ними проблемы [Ошибка! Источник ссылки не найден.]:

·          необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины спорт­смена, подчиненной условиям профессионального контракта;

·          необходимость приобретения новых знаний (спортивных, юридиче­ских, экономических, иностранного языка и др.), требуемых для самостоятель­ной тренировочной работы и общей ориентировки в мире профессионального спорта [Ошибка! Источник ссылки не найден.];

·          поиск новых выразительных средств, совершенствование исполнитель­ского мастерства с учетом того, что профессиональный спорт в большой сте­пени является спортом для зрителей и предъявляет высокие требования к зре­лищности выступлений;

·          поиск эффективных средств поддержания работоспособности, не связан­ных с применением допинга, что позволяет продлить жизнь спортсменов в профессиональном спорте;

·          необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов;

О выходе из данного кризиса свидетельствуют стабильно высокие резуль­таты в профессиональных турнирах, социальное признание и высокие гонорары спортсмена.

Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры наступает в связи с закономерной стабилизацией или снижением спортивных результатов после нескольких лет пребывания в спорте высших достижений или профес­сиональном спорте. Здесь обычно имеет место комплекс причин, которые за­ставляют спортсмена задуматься о завершении спортивной карьеры [6]. Однако большинство спортсменов хотят продлить этап финиша и отодвинуть момент ухода из спорта. Для этого им необходимо разрешить как минимум две про­блемы:

- поиск новых резервов для повышения или поддержания высоких спор­тивных результатов, как правило, на основе индивидуализации всех сторон подготовки и максимального использования своих сильных сторон;

- подготовка к уходу из спорта, выбор новой профессиональной карьеры, что позволяет спортсмену снизить тревожность по поводу будущего и спокой­нее сосредоточиться на решении чисто спортивных задач.

Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере свя­зан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена [2]. В ходе адаптации после завершения спортив­ной карьеры перед спортсменом обычно встают следующие проблемы:

·          необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала но­вой профессиональной карьеры;

·          формирование нового образа жизни, включая приобретение не только но­вой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения [1];

·          создание собственной семьи или перестройка отношений в семье, если она была создана во время спортивной карьеры.

К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения спортивной карьеры [2]. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предва­рительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии ма­териальной и психологической поддержки [5]. Важным фактором является также разница между статусом спортсмена в спорте и статусом его после завершения спортивной карьеры. Чем она больше, тем при прочих равных условиях данный кризис протекает психологически тяжелее.

Подводя итог, можно отметить, что знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода спортивной карьеры, позволяет не только подгото­вить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую по­мощь.

Такие полные описания кризисов-переходов спортивной карьеры, а также описания, учитывающие особенности спортивной карьеры в различных видах спорта, являются основой для прогнозирования возможных негативных ситуа­ций, возникающих на жизненном пути молодых и зрелых спортсменов.

Список литературы:

Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2002.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горбунов Г.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16830.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Ермаков В.А. Психология в индустрии спорта [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 616 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11093.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Электронный ресурс]: монография/ Загайнов Р.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2010.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9865.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений. Записки практического психолога спорта [Электронный ресурс]/ Загайнов Р.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2012.— 292 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9867.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978

Немчин Т.А. Состояния нервно–психического напряжения. – Л.; ЛГУ, 1983.

Просмотров работы: 97