Введение: Термин «кризис» пришло к нам не так давно, как явление, кризис у спортсменов стал изучаться не так давно, в конце 90хх годов прошлого столетия. XX век выдался неспокойным, переломным для всех слоев населения, кризис личности стал понятием повседневным и распространенным [3]. Кризис, согласно определению, — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы [6].
Цель работы- рассмотрение базовых сведений о кризисе в спорте. Их виды и характеристика.
Выделим семь кризисов-переходов спортивной карьеры:
1. Кризис начала спортивной специализации;
2. Кризис перехода к углубленной спортивной специализации;
3. Кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений;
4. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт;
5. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт ;
6. Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры;
7. Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере.
Проанализируем основные противоречия, характерные для каждого из этапов. Эти противоречия необходимо знать для того, чтобы у спортсменов и тренеров была возможность спрогнозировать нежелательные кризисные ситуации, заранее к ним приготовиться [8].
Кризис начала спортивной специализации.
Этот кризис связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера [7]. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основные противоречия:
1. Несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации. Можно выделить три аспекта «обмана ожиданий»:
· между типичным для детей представлением о спорте как празднике (почерпнутом из просмотра телепередач, посещения соревнований) и реальной «черновой работой» спортсмена;
· между представлением будущего спортсмена, заключающемся в том, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражнений вида спорта, и традиционным акцентом на общей подготовке в начале обучения;
· между привычкой детей (особенно дошкольников и младших школьников) руководствоваться в двигательной деятельности «принципом удовольствия» и реальным требованием спортивной тренировки работать «через не могу» и «не хочу»;
2. Необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способности к виду спорта;
3. Необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.
Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи [4]. Здесь впервые решается вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации. Преодолевшие кризис переходят к углубленной тренировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно переориентируются на другой вид спорта или другие виды деятельности [7].
Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта.
Этот кризис начинается с появлением новой установки – работать «на результат». Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, неуклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повышается ранг соревнований, а значит, и уровень конкуренции в них. На данном этапе выделяют новые проблемы спортсмена[1]:
· необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов [8]. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического перенапряжения (перетренировки), заставляя спортсмена «приобретать» опыт лечения, реабилитации и «возвращения в строй»;
· обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;
· возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;
· требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что психологически связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;
· сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).
О выходе из данного кризиса свидетельствует достижение первых больших успехов в соревнованиях, по сути поднимающее спортсмена на уровень спорта высших достижений. Спортсмены, не преодолевшие кризис, но сохраняющие высокую мотивацию, либо остаются в массовом спорте (продолжают тренироваться «для себя»), либо выбирают профессию, связанную со споротом, и начинают подготовку к ней. Значительная же часть спортсменов на этом этапе уходит из спорта [6].
Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый тесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на уровень спорта высших достижений, обычно как бы автоматически начинает участвовать во взрослых соревнованиях независимо от своего возраста [4]. На данном этапе кульминации спортивной карьеры спортивные цели становятся главными жизненными целями, что определяет необходимость перестройки образа жизни в целом. Более конкретно перед спортсменом встают следующие проблемы:
· необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например); соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям спортивной карьеры;
· необходимость перехода от подражания кому-либо к переориентации на творческий поиск индивидуального пути в спорте, новых резервов повышения спортивных результатов, включая фундаментальную теоретическую подготовку, обобщение собственного опыта, формирование индивидуального стиля деятельности;
· «пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, необходимость распределения сил на весь сезон, что связано психологически с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях;
· необходимость завоевания престижа – авторитета в собственной команде, среди соперников, судей, зрителей; испытание славой и необходимость выработки адекватного отношения к ней;
· возможность кризиса взаимоотношений тренер-спортсмен, а также отношений внутри спортивной команды.
Следует отметить, что данные кризисы являются, пожалуй, самыми тяжелыми для большинства спортсменов. Именно здесь происходит разделение на «достигнувших среднего уровня» и «спортивную элиту». Выход из них связан с обретением не только спортивной, но и личностной зрелости.
Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт.
Этот вид кризиса является относительно новым для Российских спортсменов. По данным опроса у 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встающие перед ними проблемы [Ошибка! Источник ссылки не найден.]:
· необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины спортсмена, подчиненной условиям профессионального контракта;
· необходимость приобретения новых знаний (спортивных, юридических, экономических, иностранного языка и др.), требуемых для самостоятельной тренировочной работы и общей ориентировки в мире профессионального спорта [Ошибка! Источник ссылки не найден.];
· поиск новых выразительных средств, совершенствование исполнительского мастерства с учетом того, что профессиональный спорт в большой степени является спортом для зрителей и предъявляет высокие требования к зрелищности выступлений;
· поиск эффективных средств поддержания работоспособности, не связанных с применением допинга, что позволяет продлить жизнь спортсменов в профессиональном спорте;
· необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов;
О выходе из данного кризиса свидетельствуют стабильно высокие результаты в профессиональных турнирах, социальное признание и высокие гонорары спортсмена.
Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры наступает в связи с закономерной стабилизацией или снижением спортивных результатов после нескольких лет пребывания в спорте высших достижений или профессиональном спорте. Здесь обычно имеет место комплекс причин, которые заставляют спортсмена задуматься о завершении спортивной карьеры [6]. Однако большинство спортсменов хотят продлить этап финиша и отодвинуть момент ухода из спорта. Для этого им необходимо разрешить как минимум две проблемы:
- поиск новых резервов для повышения или поддержания высоких спортивных результатов, как правило, на основе индивидуализации всех сторон подготовки и максимального использования своих сильных сторон;
- подготовка к уходу из спорта, выбор новой профессиональной карьеры, что позволяет спортсмену снизить тревожность по поводу будущего и спокойнее сосредоточиться на решении чисто спортивных задач.
Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена [2]. В ходе адаптации после завершения спортивной карьеры перед спортсменом обычно встают следующие проблемы:
· необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры;
· формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения [1];
· создание собственной семьи или перестройка отношений в семье, если она была создана во время спортивной карьеры.
К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения спортивной карьеры [2]. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки [5]. Важным фактором является также разница между статусом спортсмена в спорте и статусом его после завершения спортивной карьеры. Чем она больше, тем при прочих равных условиях данный кризис протекает психологически тяжелее.
Подводя итог, можно отметить, что знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода спортивной карьеры, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь.
Такие полные описания кризисов-переходов спортивной карьеры, а также описания, учитывающие особенности спортивной карьеры в различных видах спорта, являются основой для прогнозирования возможных негативных ситуаций, возникающих на жизненном пути молодых и зрелых спортсменов.
Список литературы:
Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2002.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горбунов Г.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16830.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Ермаков В.А. Психология в индустрии спорта [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 616 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11093.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Электронный ресурс]: монография/ Загайнов Р.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2010.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9865.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений. Записки практического психолога спорта [Электронный ресурс]/ Загайнов Р.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2012.— 292 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9867.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978
Немчин Т.А. Состояния нервно–психического напряжения. – Л.; ЛГУ, 1983.