ОБОСНОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДИАГРАММ ARCHIMATE ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-СЕРВИСА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОБОСНОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДИАГРАММ ARCHIMATE ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-СЕРВИСА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебной работы, одним из основных организационных документов, определяющих работу всего учреждения в целом – администрации образовательного учреждения, обучающихся и преподавательского коллектива.

Несмотря на леность некоторых студентов в плане посещения занятий, получение образования является важным событием, от которого может зависеть будущая профессия. Из-за незнания расписания можно пропустить занятие, что в перспективе может привести к неудовлетворительным результатам аттестации и отчислению за неуспеваемость, поэтому студенту важно всегда иметь расписание занятий под рукой.

Для студента актуально своевременное получение расписания в удобном и читаемом формате, однако многие высшие учебные заведения, включая государственные университеты, выкладывают расписание в виде одного файла, содержащего длинную и запутанную таблицу с расписанием всех учебных групп определённого факультета и одного курса. Зачастую, чтобы ориентировать в расписании студентов, старосты выделяют в отдельный файл изображение расписания своей группы, однако данный процесс не является их прямой обязанностью и нельзя всегда полагаться на добросовестного старосту.

Для анализа проблем в донесении расписания занятий до студента и последующего определения возможного решения будем использовать архитектурный подход на основе единого языка представления архитектурных элементов бизнес-слоя и слоя ИТ-технологий – ArchiMate [1].

На рисунке 1 представлена модель архитектуры «Как есть» студенческой группы в части сервиса «Донесение расписания занятий» на языке ArchiMate, модель разработана в среде Archi 4.10. [2].

Рисунок 1 – Модель архитектуры «Как есть» студенческой группы
в части сервиса «Донесение расписания занятий»

Следуя архитектуре «Как есть» студенческой группы в части сервиса «Донесение расписания занятий» (рисунок 1) бизнес-сервис «Донесение расписания занятий» использует две бизнес-роли «Староста» и «Студент» соответственно для двух подсервисов «Расписание занятий всех групп факультета» и «Расписание занятий группы». «Студент» нуждается в получении расписания своей группы, «Староста» ищет и находит нужную информацию, пользуясь своими доступами к возможным источникам расписания. При этом «Студент» до получения расписания занятий своей группы от старосты может не знать о проводимых занятиях, или игнорировать их, ссылаясь на отсутствие у него расписания своей группы. «Староста» находит документ с общим расписанием всего факультета, используя, как правило, сервис поиска информации в интернете согласно технологическому слою и слою приложений архитектуры исследуемого сервиса. Необходимая для донесения группе информация представлена в виде PDF или Excel файлов, содержащих расписание всех групп факультета в одном файле. Из-за большого количества групп, входящих в факультет процесс поиска расписания нужной группы является достаточно неудобным, что вынуждает особо ленивых студентов не тратить время на поиск расписания самостоятельно, а ожидать, когда расписание отправит староста группы. В перспективе упущенное время на получение актуального расписания оборачивается в пропущенные часы занятий студентом, что в итоге приводит к неуспеваемости и отчислению из вуза.

Описанные проблемы оперативного донесения расписания студенту предлагается решить разработкой веб-сервиса предоставления расписания текущего дня.

На рисунке 2 представлена модель архитектуры «Как будет» студенческой группы в части сервиса «Донесение расписания занятий» на языке ArchiMate, модель разработана в среде Archi 4.10.0.

Рисунок 2 – Модель архитектуры «Как будет» студенческой группы
в части сервиса «Донесение расписания занятий»

Модель архитектуры «Как будет» студенческой группы в части сервиса «Донесение расписания занятий» (рисунок 2) можно увидеть, что после внедрения веб-сервиса, предоставляющего расписание на текущий день по названию группы, нет необходимости в действиях старосты, так как бизнес-процессы «Найти документ с расписанием факультета» и «Определить положение в документе расписания своей группы» из модели «Как есть» полностью заменяются сервисами «Ввод названия группы» и «Вывод расписания группы на текущий день», реализованными приложением «Веб-сервис предоставления расписания текущего дня/недели». Студент значительно экономит время на получение расписания своей группы за счет отсутствия необходимости ожидания действий от старосты группы таких как «Найти документ с расписанием факультета» и «Определить положение в документе расписания своей группы». Возможность использовать веб-сервис определяется соответствующим инфраструктурным сервисом, реализованным инфраструктурным узлом «Веб-Сервер» с установленной оболочкой веб-сервиса и базой данных учебных расписаний.

Таким образом представления архитектуры «Как есть» и «Как будет» студенческой группы в части сервиса «Донесение расписания занятий» на языке ArchiMate подтверждает целесообразность разработки веб-сервиса предоставляющего расписание занятий текущего дня.

Список используемых источников

Моделирование архитектуры предприятия. Обзор языка ArchiMate // Корпоративный менеджмент: сайт. – URL: https://www.cfin.ru/itm/standards/ArchiMate.shtml (дата обращения: 11.01.2023).

Зараменских, Е. П. Архитектура предприятия: учебник для вузов / Е. П. Зараменских, Д. В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян; под редакцией Е. П. Зараменских. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 410 с.

Просмотров работы: 33