Проблемы налогообложения транснациональных IT - компаний - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Проблемы налогообложения транснациональных IT - компаний

Сангаджиев М.М. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время значимость IT-компаний тяжело переоценить. Данная отрасль пронизывает все сферы общественной жизни упрощая и автоматизирую множество процессов, что открывает перед человечеством много новых возможностей. В связи с этим она оказывает огромное влияние на мировую экономику, что мы можем видеть по объему денежных средств в данной сфере. Этот показатель также подтверждает обильное количество разработок в сфере IT.

Высокотехнологичные компании занимают значимую доли в ВВП ведущих развитых стран, и с каждым годом увеличивают данную долю. Это становится неотвратимой тенденцией, так как IT позволяет увеличивать производительность и удобство традиционных секторов экономики, увеличивает количество рабочих мест, сопутствует в поисках научных открытий, а также создает новые отрасли и сектора экономик мира.

Благодаря IT, меняется не только экономическая, а еще и социальная, культурная и геополитическая. Она позволила увеличить потенциал тех стран, которые по случаю судьбы были лишены природных ресурсов.

Возымев изменения во всех сферах общественной жизни, IT также и повлияло на традиционные отрасли, которые, как думали многие, останутся неизменными. В особенности право, которое под влиянием новых общественных отношений, начало меняться. Цифровизация и перенос общественных отношений в «облако» существенно повлияло на законодательство многих стран, которые еще не сформировалось в окончательном виде, так как трансформация происходит постоянно.

Но также стоит заметить, что высокотехнологичные компании, начав обладать властью и богатством стали скрывать свои доходы от государств, и тем самым, ущемлять интересы тех государств, на территории которых были заработаны данные деньги.

Стимулирующие механизмы государств

Для противодействия уклонению от налогов крупнейших IT-компаний страны по всему миру решили данную проблему сначала по-своему. Расчет производился по принципу «если не можешь остановить движение, возглавь его». Для этого были разработаны различные меры стимулирующие компании легально платить налоги, которые к тому же стимулируют рост цифровой экономики и цифровизацию общества, необходимые для улучшения уровня жизни.

Создание гибких стимулирующих механизмов среди всех созданных и способных оказать реальное влияние условно можно разделить на две группы: особые экономические зоны и IP Box.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) представляет собой территорию с особым юридическим статусом, позволяющий компаниям, зарегистрированным в ней, получать налоговые выгоды от инвестиционной деятельности в инновационные сектора экономики. Помимо этого, можно выделить минимальные административные барьеры, таможенные преференции, сниженные цены на аренду и выкуп земли, а также содействие в развитии инвестиционных проектов на первоначальной стадии. Среди наиболее популярных ОЭЗ можно выделить ОЭЗ США и Китая.

В США свои функции исполняет Силиконовая долина, которая располагается в штате Калифорния. Здесь располагается 80 % крупнейших высокотехнологичных компаний, зарегистрированных в США. Ее основным преимуществом является налоговые льготы для ввоза импортных товаров для переработки. Помимо это существенный вклад в развитие технологий вкладывают освобождение от налогов на частную собственность, а также дополнительные скидки на некоторые налоги, которые даются в зависимости от ситуации в стране и уровню конкуренции между штатами.

В Китае ситуация развита не менее качественно, если не лучше. Помимо большего количества ОЭЗ, они еще и делятся на различные виды, позволяющие находить специализированный подход для каждой разновидности высокотехнологической деятельности. К основным мерам можно отнести: уменьшение ставок по налогу на прибыль, частичное или полное освобождение от уплаты налога а прибыль в течении 5 лет, понижение ставки по налогу на недвижимость. Помимо этого, стоит учитывать создание специальных налоговых преференций, рассчитанных под определенные проекты Китая, связанные с определенными секторами экономики, в том числе IT-направленности.

Помимо ОЭЗ следует изучить IPBox. Он представляет собой особый налоговый режим, дающий возможность снизить налоговую нагрузку для транснациональных высокотехнологических компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения, патентов и технические решения. Основным отличием от ОЭЗ здесь является не факт регистрации в определенной юрисдикции, а попадание под определенные критерии. Это мера является наиболее гибкой, однако предъявляет более строгие условия применения налоговых льгот.

Ярчайшим представителем IPBox является Кипр. Здесь не облагается налогом 80 % от прибыли от квалифицируемого дохода. Остальные 20 % дохода облагаются по ставке 12,5 %. То есть общая налоговая нагрузка будет составлять 2,5 % от квалифицируемых доходов компании. Основным требованием для применения данного налогового режима является получение доходов от квалифицированных нематериальных активов (патенты, ПО, полезные модели и иные объекты интеллектуальной собственности). Помимо этого, важным фактором будет являться существенное присутствие бизнеса на территории Кипра.

Выработанная стратегия по уходу от налогов

Однако, несмотря на все меры, направленные на удобства и выгоду высокотехнологичных компаний со стороны различных государств, крупнейшие IT-компании все равно пытаются всеми возможными способами уклоняться от налогообложения и способствуют сокрытию доходов и их дальнейшему перераспределению. И это не выдумка, мы можем видеть это на примере резонансных дел последнего десятилетия с участием самых крупных IT-компаний мира (Google, Apple, Facebook и Amazon).

Это произошло благодаря тому, что всегда занимали более выгодное положение по отношению к транснациональным компаниям других отраслей. Если посмотреть на компании, занимающие консервативные направления деятельности, то можно увидеть, что они вынуждены оплачивать налоги по месту осуществления сделки, то есть по месту регистрации дочерних предприятий и представительств. Они, конечно же, могут перенести свои «головные офисы» в места с более мягким налоговым законодательство, однако, это будет применимо лишь к тем деньгам, которые будут привлечены со своих структур по всему миру через дивиденды, перемещение капитала внутри компании, трансфертное ценообразование и другие схемы. В любом случае придется заплатить налоги в стране сбыта. По-другому обстоят дела с IT-компаниями.

Продукция высокотехнологичных компании очень специфична и не отвечает стандартным признакам. Тем более, что в настоящее время уменьшается ее содержание на физических носителях, и увеличивается в онлайн. Ничто не мешает компании Apple продать фильм определённой киностудии, с которой заключен договор об использовании авторских прав, из любой точки мира. Клиенту просто понадобится закачать его на свой девайс с сервера или получить безлимитный доступ с исходника. Не имеет значение местонахождение клиента, так как продавцом в данном случае будет выступать не филиал компании, головной офис. С юридической точки зрения, прибыль формируется по месту регистрации такой компании, из этого следует, что платить налоги с этой прибыли надо именно там.

Наиболее рационально размещать данные «головные офисы» в офшорах, а лучше, если зарегистрировать их в статусных государствах с мягким и гибким налогообложением. В качестве примеров можно привести: Ирландия, Нидерланды и США (штат Делавэр). Именно так и поступила так называемая группа GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon).

В 2007 году Apple договорился с правительством Ирландии об установлении для ее подразделения налога на прибыль в размере 1,9 %. Стоит ли говорить об экономической целесообразности данных действий, когда налог на прибыль в США составляет 35 %. На лицо злоупотребление правом и уклонение от уплаты налогов причем сразу с двух сторон: страны реального управления действиями компании и страны на территории которой находился клиента, то есть страна осуществления сделки. Помимо этого, смущает тот факт, что Правительство Ирландии само пошло на сделку обеспечив Apple столь низкую налоговую ставку, в то время как корпоративный налог в Ирландии составляет 12,5 %, что и без того является одной из самых низких ставок в ЕС.

Аналогичным образом поступили и такие компании как Google и Facebook. Примечательно то, что они также договаривались с Ирландией. В цифрах, в 2014 году реальная ставка налогообложения налога на прибыль, полученная с европейцев, составляет 0,0005 %. Кроме Ирландии, отличились и Нидерланды, однако, стоит заметить, что здесь речь идет об особенностях законодательства. А именно, во-первых, низкий корпоративный налог по сравнению со странами, в которых крупнейшие IT-компании зачастую и зарегистрированы, во-вторых, облагается только мизер, то есть деньги, оставляемые на счетах, для демонстрации жизнеспособности. В представлении многих – «налоговый рай», помимо ухода от налогов применяется еще и как транзитная страна с внушающим статусом.

Свет в конце туннеля

Реакция со стороны государств не заставила себя долго ждать. В силу влияния властей ЕС Ирландия была вынуждена разорвать подобные соглашения с лидирующими IT-компаниями, к тому закрыв использование популярной схемы налоговой оптимизации «двойная ирландская с голландским сэндвичем».

Это стало отправной точкой в борьбе с цифровыми гигантами. Однако, данная ситуация не была первым проектом в борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и уклонением от уплаты налогов, еще в 2013 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начала продвигать первые инициативы, которые, в частности, были нацелены на «обходные пути» высокотехнологичных компаний.

В 2018 году власти Европейского союза предложили ввести трехпроцентный налог на часть доходов IT-компаний, получаемых в определенных сегментах: от рекламы в интернете, заработка соцсетей и онлайн-магазинов и выручки от продажи данных пользователей. Однако, США выступили против таких инициатив, обосновав это ущемлением интересов американских компаний, и объявив ответные меры, что подразумевает под собой «торговую войну». Данную позицию стило ожидать, так как законодательство США нацелено на защиту и гарантию прежде всего прав и законных интересов американцев и американских компаний. В итоге некоторые санкции были наложены на Великобританию, Австрию, Италию, Испанию, Индию и Турцию.

К счастью, это не помогло. К данной повестке стали присоединяться страны, не связанные с ЕС и ОЭСР. И уже к 2021 году их насчитывается 50.

Анализируя введенные цифровые налги, стоит сказать, что облагаются не все высокотехнологичные компании, а только те, которые удовлетворяют двум критериям: глобальная выручка – не менее 750 млн евро в год и доходы в конкретной стране – от 5,5 до 20 млн евро в год. Но стоит учитывать, что это средние значения, ведь национальное законодательство разных стран существенно разнится в данном отношении. К тому же стоит упомянуть мягкий характер международного права, которое зачастую имеет рекомендательный характер.

Параметры различий цифровых налогов тоже существенно разнятся. Например, минимальный размер доходов компании в Индии составляет 260 тысяч долларов, когда в Кении он просто отсутствует. То же самое можно сказать и о ставках налогообложения: Франция, Италия, Испания – 3 %, Великобритания – 2 %, а Турция – 7,5 %. Аналогичная ситуация с налоговой базой: в Австрии доходы только от интернет – рекламы, а в Польше — выручка от видеохостингов и онлайн-кинотеатров.

Но не стоит делать выводы раньше времени. Существует уйма юридических проблем: основание определения страны, в которой необходимо уплатить налог, перенос данных налогов разряд косвенных, которые просто лягут на плечи потребителей, а также постоянная изменчивость законодательства разных стран в IT-сфере.

В июне 2021 года на саммите «Большой семерки» договорились о стандартизации налогообложения транснациональных корпораций, в частности высокотехнологичные корпорации. Новый налог коснется все ТНК с рентабельностью (показатель, равный частному от деления чистой прибыли на выручку) бизнеса не менее 10 %. Размер налога будет составлять 15 % от прибыли. И по словам Бруно ле Мэр: «15 процентов станут лишь «отправной точкой» перед последующими повышениями». По мнению экспертов МВФ, это мера позволит облегчить долговое бремя мировой экономики, увеличившееся за счет «коронокризиса».

В Российской Федерации озадачились подобной проблемой. Владимир Путин спустя неделю после согласования единого налога поручил премьер – министру РФ ввести подобный налог в России. Нечто подобное уже внедрялось, был введен так называемый «налог на Google».

Долгожданный успех, но нет

Высокотехнологичные компании играют весомую роль в экономики большинства стран мира. Решение проблемы налогообложения IT-гигантов свидетельствует о сложности во взаимодействии стран в решении данной проблемы. Исходя из пройденного, можно сделать вывод, что отсутствие выработанной стратегии одинаковой для всех государств, оставляют ситуацию нерешенной, так как в связи с разницей налоговой ставки, компании будут перебираться из одной юрисдикции в другую. В связи с последними соглашениями и принятыми мерами, кажется, что эта проблема, усиленная влиянием кризиса коронавирусной инфекции, будет в скором времени решен.

Однако, в 2021 году, при согласовании стратегии проекта ОЭСР по налогообложению политики поторопились. По сообщениям известных новостных издательств, Bloomberg и The Wall Street Journal, налоговая реформа переносится и не реализуется раньше 2024 года. Это могло бы пополнить бюджеты стран на 150 миллиардов долларов ежегодно. Однако, в бюджетах стран остается дефицит, а проблема остается нерешенной.

Источники

Donald Hok. Digital Services Tax: Why the World is Watching [Электронныйресурс] URL: https://bio.spbu.ru/science/scienceinfo/el_resourse.php (Датаобращения: 21.12.2022)

Алексей Афонский. Час расплаты. Apple, Google и Facebook годами уходили от налогов. Как 130 стран мира заставят их заплатить миллиарды ? [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2021/07/08/digital_tax/?ysclid=lbrwm1jjgj977104871 (Дата обращения: 21.12.2022)

GSL Consulting. Как использовать иностранную IT-компанию в налоговом планировании [Электронный ресурс] URL: https://gsl.org/ru/press-center/press/kak-ispolzovat-inostrannuyu-it-kompan/ (Дата обращения: 21.12.2022)

Алексеев А. С. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ IT-КОМПАНИЯМИ - СУБЪЕКТАМИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-primeneniya-nalogovyh-rezhimov-it-kompaniyami-subektami-tsifrovoy-ekonomiki (Дата обращения: 21.12.2022)

Андрей Злобин. Мировую «налоговую революцию» для транснациональных корпораций отложили до 2024 года [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/finansy/471197-mirovuu-nalogovuu-revoluciu-dla-transnacional-nyh-korporacij-otlozili-do-2024-goda (Дата обращения: 21.12.2022)

Любовь Маврина. Россия учится брать налоги с международных цифровых компаний [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/10/19/843839-rossiya-nalogi (Дата обращения: 21.12.2022)

Просмотров работы: 46