ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Уварова Н.А. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нынешнее поколение обучающихся на педагогических специальностях живет в меняющемся обществе, где в связи с постоянными изменениями социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повышается уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с профильным образованием, как к психологически здоровой и самоактуализовавшейся личности [1].

Цель исследования: проанализировать характеристики психологического здоровья студентов педагогических специальностей. 

Так как студенты относятся к социальной группе, которая имеет возрастные рамки – 16-24 года, у них происходит интенсивный умственный труд в процессе профессионального обучения, на первых курсах происходят биологические особенности, свойственные подростку, а также полностью формируются психическая и эмоциональная сферы, что значительно влияет на психологическое здоровье [4]. Поэтому только поступившим на первый курс студентам педагогических специальностей, важно поддерживать своё психологическое здоровье, так как им приходится с трудностями привыкать к новым системам обучения в колледжах и вузах, к формам отношений, в которых требуется ответственно относиться к своим словам и поступкам.

По мнению А. Г. Портновой и М. Г. Ивановой (2009) психологическое здоровье представляется, как сложное динамическое состояние, и как отражающий баланс между успешным функционированием человека как личности с проявлением регуляции и эмоциональными переживаниями, которые связанны с достижениями целей развития [3, с. 98].

Рассматривая данный феномен у студентов педагогических специальностей, стоит отметить, что психологическое здоровья является динамической совокупностью характеристик, которые довольно многогранно изучены авторами научной литературы.

Поэтому говоря о каждой из характеристик, стоит отметить, что:

Рефлексия у студентов именно педагогических специальностей не до конца изучена, так как с течением времени процесс рефлексии происходят иначе, в сравнении как было, а более современных изучений данного вопроса мало, также отсутствует большое количество информация,

В стрессоустойчивости затрагивается больше вопрос именно о стрессовых ситуациях в период экзаменов.

У саморегуляции студентов педагогических специальностях выделены важные профессиональные способности, которые не могут быть реализованы при низком показателе саморегуляции.

В жизнестойкости, которая является основной сферой для самореализации личности, отмечены основные параметры характерные для студентов педагогических специальностей на разных уровнях развития

Процесс адаптации у студентов, является не только целью, но и средством для осуществления основной задачи – сформировать профессиональные и личные качества будущего педагога,

Овладение компонентами эмоционального благополучия, способствуют приобретению опыта сопереживания, сотворчества, способность к диалогу и к саморегуляции собственных психических состояний, сохранению психического и психологического здоровья личности в современном образовательном пространстве.

Толерантность, является основной составляющей общественной культуры и гражданства людей,

Наличие позитивного образа «я» у студентов педагогических специальностей, положительно сказывается в позитивных установках и потребностях, мотивации профессионального становления специалиста.

Поэтому подводя итог стоит отметить, что проблема изучения психологического здоровья студентов педагогических специальностей как фактора сохранения детского психологического здоровья в будущем, требует специальной профилактической и коррекционной работы, осуществляемой на протяжении всего периода получения профессионального образования, таких как: психологические игры, семинары, беседы о способах и методах сохранения психологического здоровья, «круглые столы», конференции, методы релаксации, тренинги направленные на коррекцию отношения к себе, индивидуальные консультации со специалистами, арт-терапия, поведенческой терапии, социальной терапии и игровой [2,5].

Изучив научную литературу и проанализировав характеристики студентов педагогических специальностей практическая значимость проекта состоит в том, что выделенные аспекты могут быть использованы в качестве помощи в исследовательской, аналитической и проектной деятельности психологов, рассматривающего тему психологического здоровья.

Список литературы

Забелина, А. В. Проблема самоактуализации личности [Текст] / А. В. Забелина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого – 2013. – № 3 (7). – 26-32 с.

Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.

Портнова, А. Г. Психологическое здоровье и зрелость личности как цели Портнова, А. Г. Психологическое здоровье и зрелость личности как цели возрастно-психологического консультирования [Текст] / А. Г. Портнова, М. Г. Иванова. // Психология человека в современном мире. Т. 3 / отв. ред. А. Л. Журавлев и др. М., 2009. – 98-105 c.

Савинова, М. О. Оценка состояния здоровья студентов педагогического университете [Текст] / М. О. Савинова. – Рязаново: Урок.рф., 2020. – 58 с.

Сапегина, Т. А. Формирование коммуникативных способностей будущих педагогов профессионального обучения средствами невербального общения [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Татьяна 49 Алексеевна Сапегина; [Место защиты: Рос. гос. проф.-пед. ун-т.]. . – Екатеринбург, 2007. . – 23 с.

Просмотров работы: 19