МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ С РАЗЛИЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ С РАЗЛИЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кабрина Н.П. 1, Булыгина Т.Б. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что выбор профессии имеет высокую значимость как для личности, так и для общества, поскольку является формой включения в социально-экономические процессы, компонентом профессионального становления личности, особой жизненной ситуацией в процессе профессионального и социального самоопределения, представляющую условие развертывания жизненных стратегий, логическим продолжением реализации фундаментальных потребностей личности, проявлением психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности (А.А. Волокитина, М.Р. Гинзбург, Е.И.Головаха, Д.Ю. Грищенко, Е.В. Груздова, Ф.И. Иващенко, Е.А.Климов, Т.А. Фирсова).

Эффективность деятельности выбора профессии тесно взаимосвязана с особенностями мотивационной организации личности. Кроме того, основным компонентом принятия решения о выборе профессии является его мотивационная основа, задающая предмет, цель, задачи деятельности, ее направленность (А.Г.Адушинова), а также уровень притязаний субъекта профессионального выбора и его типологические особенности (Е.П. Ильин, Дж. Холланд), социально обусловленные детерминанты (А.В. Климов), внутренние и внешние факторы (В.И. Крюкова), потребности в самоопределении (Н.С. Пряжников), чувство неполноценности и стремление к превосходству (А. Адлер), степень оценки реальности соответствия своих индивидуально-психологических возможностей требованиям профессии, уровня притязаний, развития самосознания, относящиеся к области регуляции и контроля взаимоотношений человека с миром (АВ.Карпов, Д.Н. Мисиров).

Таким образом, на этапе выбора конкретной профессии в структуре личности создаётся некоторый мотивационный конструкт, который включает осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Их анализ позволит не только понять причины, побуждающие индивида выбирать ту или иную профессию, но и определить перспективу развития личностного и профессионального пути человека (А.А. Аксенов, Е.И. Головаха, А.В. Карпов, Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко). При этом, мотивация профессионального выбора заключается в процессе непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив и мнения ближайшего окружения (А.А.Ивасенко).

В рамках данного исследования под мотивацией выбора профессии понимается система мотивов, которые направлены на исполнение потребности владеть конкретным видом профессиональной деятельности (Т.В.Петренко). В свою очередь, мотивы выбора профессии - это внутренние силы, побуждающие обучающихся ставить цели по овладению профессией и проявлять настойчивость по их достижению. Содержание этих мотивов – не что иное, как внутренняя детерминанта выбора профессии (Г.В. Самойлова).

Мотивы как причины и побудители деятельности не выступают у человека обособленно, а сопровождаются целями, чувствами и другими свойствами личности, приобретающими устойчивый характер. При этом, главной особенностью мотивов является то, что они различаются по степени осознанности: частично или полностью осознаваемые; не осознаваемые, но при определенных условиях могущие стать осознаваемыми; бессознательные, проявляющиеся в «немотивириумом» поведении, направленном на удовлетворение базовых потребностей, стремления к превосходству, чувства безопасности, стремления к удовольствию и избеганию неприятностей, а также преодоление комплекса неполноценности (А. Адлер, Е.В. Змановский, А. Маслоу, К. Хорни, З. Фрейд).

Особую актуальность исследования мотивации профессионального выбора приобретает такой субъект помогающей профессии, как психолог, так как основным инструментом в них является сама личность профессионала и её внутренний опыт (С.Л. Рубинштейн). Представление о системе мотивов выбора профессии психолога поможет студенту осознать важность своего выбора, глубже понять систему его ценностей, определить совокупность ближайших и отдаленных целей профессионально-личностного развития и альтернативные пути их достижения. Кроме того, внутренняя неосознаваемая мотивация выбора профессии для психолога несет угрозу профессиональной непригодности, а скрытые мотивы оказывают негативное влияние на эффективность консультирования (Д.Ю. Грищенко, Г.И Колесникова, Д. Кори, Р. Кочюнас, Н.И. Олифирович, Е.Е. Сапогова, Е. Чвалун).

Профессия психолога при получении образования в качестве второго путем обучения в магистратуре в современном российском обществе приобрела в последнее время привлекательность из-за ускоренной формы подготовки специалистов и возможности получения более глубоких теоретических знаний, практических навыков и умений (Т.Н. Иващенко). При этом, недостаточная исследованность мотивации выбора профессии психолога магистрантами обусловливает стихийность и слабую управляемость профессионального становления будущих психологов, что негативно сказывается на построении ими профессиональной перспективы как основы продвижения к самоактуализации, развития личности и профессионала, осознания смысла жизни, а также сохранения психологического здоровья (А.С. Роботова).

В связи с этим, цель исследования состоит в установлении содержания мотивации выбора профессии психолога у магистрантов с различной перспективой профессиональной деятельности, обучающихся по направлению подготовки 44.04.02 Психолого–педагогическое образование и 37.04.01 Психология очной и заочной форм обучения. Объектом исследования является мотивация профессионального выбора магистрантов-психологов. Предметом - осознаваемые и неосознаваемые мотивы выбора профессии психолога магистрантов с различной перспективой профессиональной деятельности. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что для магистрантов с различной перспективой профессиональной деятельности характерны различные типы мотивов и уровни выраженности осознаваемых (помощь себе и самоактуализации и личностный рост) и неосознаваемых (стремление к контролю и осведомленности и стремление к установлению безопасных доверительных отношений) мотивов.

Для сбора первичной информации о респондентах, выявления профессиональной перспективы и определения типов мотивов выбора профессии психолога использовался модифицированный вариант анкеты (на основе анкеты А.А. Самойловой). Для выявления уровня выраженности осознаваемых мотивов - тест уровня эмпатии (В.В. Бойко),  опросник   диагностики  самоактуализации   личности   А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина. С целью определения уровня выраженности неосознаваемых мотивов - методика исследования мотива аффилиации (А. Мехрабиян), методика УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд), опросник 16РБ (Р. Кеттелл, форма С).

Исследование проводилось на базе государственных университетов Северо-Западного региона (Северный (Арктический) федеральный университет, Вологодский и Петрозаводский государственные университеты, Мурманский Арктический государственный университет), в котором приняло участие 49 обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерские программы «Психологическое консультирование в образовании» и «Психология образования».

Анализ полученных результатов по адаптированному варианту анкеты А.А. Самойловой позволил получить первичную информацию о респондентах.Средний возраст выборки составил 32,8 лет в возрасте от 22 до 58 лет. По гендерному признаку большинство респондентов женского пола (89,8%), мужского пола лишь единицы (10,2%). Основная часть магистрантов имеет базовое образование – бакалавриат психолого-педагогическое направление (81,6%). У остальных базовое образование – бакалавриат педагогическое направление (6,1%), специалитет гуманитарное направление (6,1%), специалитет экономическое, юридическое, техническое направления (6,1%). Более трети (36,7%) обучаются на первом курсе магистратуры, более половины (63,3%) - на втором. У 69,4% отсутствует опыт работы в сфере практической психологии.

Профессиональная перспектива по выбранной профессии магистрантов отражена в таблице 1.

Таблица 1 – Профессиональная перспектива по выбранной профессии магистрантов (n=49).

Вариант профессиональной перспективы

Выбор, %

Не знаю, еще не решил(а)

24,5

Буду работать в ближайшей перспективе (до 1 года)

22,4

Буду работать в удаленной перспективе (от 1 года и более лет)

24,5

Уже работаю и продолжу работать психологом

28,6

Как видно, около четвертой части магистрантов (24,5%) еще не определились, будут ли они работать в сфере практической психологии. Примерно такое же количество опрошенных (22,4% и 24,5%) планируют работать психологом в ближайшей перспективе (до 1 года) и в удаленной перспективе (от 1 года и более). Менее трети магистрантов (28,6%) работают в сфере практической психологии и продолжат работать далее. Частота выбора типов мотивов магистрантами отражена в рисунке 1.

Рисунок 1 – Частота выбора типов мотивов магистрантами, %

Как видно, для магистрантов, не определившихся с перспективой, характерны случайные мотивы (прочитанные книги по психологии – 41,7%); для магистрантов с ближайшей перспективой - инфантильные (сделать счастливыми и жизнерадостными людей - 45,4%) и профессиональные (интерес к профессии – 72,7%); для респондентов с удаленной перспективой - инфантильные (сделать счастливыми и жизнерадостными людей – 25%) и социальные (помощь людям – 66,7%) мотивы. Для работающих психологами и планирующих продолжить работать в сфере практической психологии - социальные (помощь людям – 57,1%) и профессиональные (получение удовлетворения от осознания пользы своей работы – 57,1%) мотивы.

Максимальная выраженность осознаваемых мотивов (помощь себе и помощь другим; самоактуализация и личностный рост) установлена у магистрантов, работающих психологами и планирующих продолжить свою работу, о чем свидетельствует средний уровень общей эмпатии (23,79), выраженная способность интуитивно чувствовать других людей, входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими, создавать атмосферу открытости и доверительности. Это творческие и независимые личности, стремящиеся к гармоничным отношениям, с хорошо осознаваемой «Я-концепцией», самоактуализация для которых – образ жизни (средние значения по всем шкалам САМОАЛ выше среднего). При этом большинство магистрантов указанной группы (57%) погружены в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе, у половины (50%) отмечается тревожность, невротические проявления, отсутствие позитивной «Я концепции», выступающей основой психического здоровья и целостности личности. Значения уровня общей эмпатии и шкалы САМОАЛ общая самоактуализация отражены в таблице 2.

На втором месте по уровню выраженности находятся магистранты с удаленной и ближайшей перспективой. При этом у магистрантов с удаленной перспективой наиболее ярко выражен мотив помощи себе и другим, но менее выражен мотив самоактуализации и личностного роста. Магистранты с удаленной перспективой имеют пограничное значение между низким и средним уровнем общей эмпатии (21,00), способность входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими, создавать атмосферу открытости и доверительности, но слабо выраженную направленность на другого человека и убеждение о неуместности проявления любопытства к людям, их переживаниям и проблемам, что значительно ограничивает диапазон их эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Средние значения по шкалам САМОАЛ характеризуют их как творческих, живущих настоящим, с бескорыстной жаждой нового, стремящихся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, ориентированных на личностное, приятное общение. Однако большая часть магистрантов указанной группы (58,4%) невротичны, неуверенны в себе, без позитивной «Я-концепции», они не принимают свои сильные и слабые стороны, испытывают дисгармонию в межличностных отношениях (41,7%).

У магистрантов с ближайшей перспективой заниженный уровень общей эмпатии (20,36), ярко выраженная направленность на сущность другого человека, так называемый спонтанный интерес, стремление к личным контактам и умение понять другого на основе сопереживания, при этом слабо выраженно коммуникативное свойство, позволяющее создавать атмосферу открытости и доверительности. В соответствии со значениями по шкалам САМОАЛ это свободные личности, с хорошо осознаваемой «Я-концепцией», которые живут настоящим, открыты новому и не боятся перемен. Однако, несмотря на явное стремление к гармоничным отношениям с окружающими, не малая часть магистрантов склонны прибегать к манипуляциям, неуверенны в своей привлекательности и интереса собеседнику (41,75%) испытывают дисгармонию в межличностных отношениях, отсутствие доверия и доброжелательности к людям (36,4%).

Минимальный уровень выраженности осознаваемых мотивов у магистрантов, не определившихся с перспективой. Для них свойственны самый низкий уровень эмпатии (19,25), минимальная выраженность способности интуитивно чувствовать состояние другого и ставить себя на место партнера. Мотив самоактуализации и личностного роста выражен на минимальном уровне. Они творчески относятся к жизни, наслаждаются актуальным моментом, вместе с тем не расположены к установлению прочных доброжелательных отношений с окружающими, не уверены в себе, ориентированы на мнение окружающих и психологически не автономны (41,7%), в большей части (58,3%) испытывают дисгармонию в межличностных отношениях, отсутствие симпатии, доверия и доброжелательности к людям.

Таблица 2 – Значения уровня общей эмпатии и шкалы САМОАЛ общая самоактуализация

Перспектива

Средние значения по шкале «Эмпатия общая»

Средние значения по шкале САМОАЛ «Самоактуализация общий уровень», %

Не знаю, еще не решил(а)

19,25

56,08

Буду работать в ближайшей перспективе (до 1 года)

20,36

62,36

Буду работать в удаленной перспективе (от 1 года и более лет)

21,00

55,75

Уже работаю и продолжу работать психологом

23,79

60,85

С точки зрения уровня выраженности неосознаваемых мотивов (стремление к контролю и осведомленности, стремление к установление безопасных доверительных отношений) магистранты, работающие психологом и планирующих продолжить работу в сфере психологии, имеют максимальный уровень выраженности субъективного контроля, что подтверждается интернальным типом контроля (ср.=5,78>5,5) по шкале общей интернальности методики УСК у большинства (57,1%). Данные магистранты принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, самостоятельны и инициативны в работе, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать, в своей деятельности нацелены на успех. При этом, в соответствии с методикой 16РБ при максимальной эмоциональной устойчивости, большинство магистрантов (57,1%) имеют повышенный уровень тревожности. Мотив стремления к контролю и осведомленности, выступающий как стремление контроля и воздействия на свое психоэмоциональное состояние и значимое социальное окружение, выражен незначительно, однако положительная корреляция по критерию Стьюдента (<0,05) со шкалами САМОАЛ взгляд на природу человека, автономность, самопонимание, аутосимпатия показывает, что доминирование как личностное свойство, скорей всего исходя из опыта практической психологии, позволяет поддерживать гармоничные межличностные отношения, слышать и чувствовать себя и свои потребности, принимать себя. Мотив установления безопасных доверительных отношений выступает для них как логическое продолжение направленности на помогающее поведение и выражается через активный поиск контактов с людьми, удовлетворение от эмоционального положительного общения с ними, что подтверждается максимально выраженным мотивом стремление к принятию (СПср=130,14) и минимально выраженным мотивом страх отвержения (СОср=108,50). Средние значения по шкале общей интернальности методики УСК, а также шкалам стремление к принятию и страх отвержения методики А. Мехрабиана отражены в таблице 3.

Магистранты с ближайшей перспективой имеют второе место по уровню выраженности субъективного контроля. В соответствии с методикой УСК у большинства (63,7%) отмечается экстернальный тип контроля (ср.=5,45<5,5) по шкале общей интернальности, который практически находится в интервале средних значений. Данные магистранты предпочитают работать в узком кругу, при этом проявляя определенную уступчивость они могут проявить инициативность и принципиальность в межличностных отношениях. При этом, в соответствии с опросником 16РБ у данных магистрантов минимальный уровень тревожности и второй по силе выраженности мотив стремления к контролю и осведомленности как за своим психоэмоциональным состоянием, так и значимым социальным окружением. На стремление к контролю и доминированию указывают показатели по шкале Е опросника 16РБ и их положительная корреляцией по критерию Стьдента (<0,05) со шкалам САМОАЛ креативность, спонтанность, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Доминирование позволяет данным магистрантам проявлять большую свободу, уверенность в себе, творчество, самораскрытие в социальных контактах. Мотив установления безопасных доверительных отношений выражен через явную потребность в контакте и взаимодействии с людьми, что подтверждается преобладанием мотива стремление к принятию (СПср=123,36) над мотивом страх отвержения (СОср=115,00).

Магистранты, не определившиеся с перспективой, имеют предпоследнее место по уровню выраженности субъективного контроля. В соответствии с методикой УСК у большинства (66,6%) отмечается экстернальный тип контроля (ср.=4,83<5,5) по шкале общей интернальности. Они считают, что не способны в полной мере влиять на ход событий в своей жизни, в основном полагаются на волю случая, не видят связи между своими действиями и значимыми в их жизни событиями, их интересы направлены в основном на себя. У данных магистрантов максимально выражен защитный механизм – рационализация, выступающий способом справиться с фрустрацией и тревогой с целью защиты самооценки, что обусловлено показателями методики УСК (приписывают успех и достижения в различных жизненных ситуациях себе, а неуспех - другим людям или неподвластным случайностям). На выраженный мотив контроля и осведомленности, как проявления доминирования, указывают показатели по шкале Е опросника 16РБ: большинство (58,4%) являются властными личностями, им нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. Несомненно, их потребность в психологических знаниях выступает эффективным инструментом в решении собственных психологических проблем и контроля над значимым социальным окружением, глубинная потребность в доминировании и проявлении властных устремлений, не продиктованных ситуативной целесообразностью, позволяет чувствовать себя самодостаточными, довольными жизнью, независимыми и естественными, что подтверждается положительной корреляцией по критерию Стьдента (<0,05) шкалы Е опросника 16РБ со шкалами САМОАЛ автономность, спонтанность, аутосимпатия. Мотив установления безопасных доверительных отношений обусловлен особенностями взаимодействия с социальным окружением. Максимально выраженный мотив страх отвержения группой (СОср=137,33) и минимально выраженный мотив стремление к принятию (СПср=120,75) препятствует удовлетворению их потребности в принятии и общении с другими людьми и указывает на стремление магистрантов компенсировать страх отвержения, в том числе посредством использования полученных психологических знаний, как было сказано ранее.

Магистранты с удаленной перспективой имеют минимальный уровень выраженности субъективного контроля. В соответствии с методикой УСК у большинства (83,3%) отмечается экстернальный тип контроля (ср.=4,50<5,5) по шкале общей интернальности. Они не считают себя способными в полной мере влиять на ход событий в своей жизни, полагаются на волю случая, не видят связи между своими действиями и значимыми в их жизни событиями, их интересы направлены исключительно на себя с присущей рационализацией. О слабо выраженном мотиве контроля и осведомленности свидетельствует и значения по шкале Е опросника 16РБ: доминирование как личностная черта практически не свойственна данным магистрантам, в большей степени им присуще конформное и уступчивое поведение, пассивность и зависимость от чужого мнения, внушаемость, неуверенность в себе, повышенная тревожность и раздражительность, частое проявление волнения, импульсивность, низкая толерантность к эмоциогенным факторам, они предпочитают работать под руководством других людей, рассчитывая на помощь от них. Мотив установления безопасных доверительных отношений обусловлен внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда им приходится встречаться с незнакомыми людьми, что подтверждается выраженным (второе место по значимости) мотивом страха отвержения (СОср.=131,83) и максимально выпаженным мотивом стремление к принятию (СПср=130,17). Страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.

Таблица 3 – Средние значения по шкале общей интернальности методики УСК и шкалам стремление к принятию и страх отвержения методики А.Мехрабиана

Перспектива

Шкала общей интернальности методика УСК (<5,5 – экстернальный тип контроля; >5,5 – интернальный тип контроля)

Шкала аффилиации методики А.Мехрабиана стремление к принятию

Шкала аффилиации методики А.Мехрабиана страх отвержения

Не знаю, еще не решил(а)

4,83

120,75

137,33

Буду работать в ближайшей перспективе (до 1 года)

5,45

123,36

115,00

Буду работать в удаленной перспективе (от 1 года и более лет)

4,50

130,17

131,83

Уже работаю и продолжу работать психологом

5,78

130,14

108,50

Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотеза о том, что для магистрантов с различной перспективой профессиональной деятельности при выборе профессии психолога характерны различные типы мотивов и уровни выраженности осознаваемых (помощь себе и помощь другим, самоактуализация и личностный рост) и неосознаваемых (стремление к контролю и осведомленности, стремление к установлению безопасных доверительных отношений) мотивов. Мотивы выбора профессии психолога магистрантами (осознаваемые и неосознаваемые) во многом связаны с потребностью помощи себе через помощь другим, разрешении собственных конфликтов и удовлетворения лежащих в их основе потребностей, что может негативно влиять как на профессиональную перспективу, так и будущую профессиональную деятельность психолога. Выявленные особенности осознаваемой и неосознаваемой мотивации обуславливают необходимость включения в профессиональную подготовку компонентов, направленных на осознание мотивов выбора профессии, осмысление профессиональной позиции, формирование конструктивных профессиональных установок, позитивно влияющих на профессиональную перспективу по выбранной профессии и эффективность будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Аксенов А.А. Особенности мотивации профессионального выбора студентов- психологов // Вестник ТГУ. – 2008. – №9.

2. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дисс.... канд. соц. наук: 22.00.04. – М., 2011. – 19 с.».

3. Грищенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дис. …. канд.псих.наук. : 19.00.01 / Грищенко Дмитрий Юрьевич; [Место защиты : Красн. гос. ун-т]. – Краснодар. - 2003. - 217 с.

4. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. – 2015. – №4.

5. Матросова О. А. Социально-психологические факторы мотивации выбора профессии у старшеклассников / О. А. Матросова // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции, Псков, 11–13 апреля 2019 года / Под редакцией Д.Я. Грибановой. – Псков: Псковский государственный университет, 2019. – С. 103-106.

6. Мешков Н. И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 37–43.

7. Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 224-227.

8. Роботова А.С. Проблемы и трудности обучения магистров: взгляд профессора педагогического университета // Непрерывное образование: XXI век. 2017 – №2 (18).

9. Самойлова Г.В. Мотивы выбора профессии «Психолог» у студентов группы второго высшего образования // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2011. - №1.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-vybora-professii-psiholog-u-studentov-gruppy-vtorogo-vysshego-obrazovaniya, свободный (дата обращения: 14.02.2021).

10. Тихонова А. А. Особенности профессиональной мотивации студентов-психологов на разных этапах вузовского обучения / А. А. Тихонова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 2 (82). – С. 84-89.

11. Фирсова Т.А., Ю.И. Петрова, Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 224-227.

12. Ширко С. М. Мотивы получения высшего образования на первой и последующих ступенях / С. М. Ширко // Человеческий капитал. – 2022. – № 1(157). – С. 169-174.

13. Усольцева В. В. Мотивация выбора профессии представителями разных поколений в России (на примере представителей сферы образования) / В. В. Усольцева // Психология. – 2020. – № 7. – С. 99–101.

Просмотров работы: 322