ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Обухова А.Д. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящий период большинство стран стремятся развивать цифровую сферу внутри государства: разрабатываются национальных программы, реализовываются крупные проекты в области цифровых технологий, которые воплощаются с потребностями временной эпохи, тесно сопряженной с процессом всеобщей цифровизации.

Активно развивающиеся сферы требуют наличие своего регулирования, которое должно отвечать запросам и требованиям, а также успевать модернизироваться,
как и регулируемый объект. Однако огромному своду законодательства, регулирующему отдельный тип правоотношений, трудно перестроиться в сжатые сроки, поскольку разработка новых актов должна проходить поэтапно при тесном сотрудничестве ученых-юристов, практиков и специалистов в данной области. Фактически это влечет возникновение пробелов: положения уже существующих законов, не соотносятся по содержанию с сутью новых разработок и правоотношений, связанных с их использованием, в результате чего технология остается без регулирования и возникает вопрос о легальном статусе такой разработки
и возможности ее дальнейшего улучшения, а также отсутствуют контроль над рисковой
для разработчиков и будущих потребителей деятельностью.

Для безопасной реализации новейших цифровых технологий государства используют различные методы, в том числе экспериментальные правовые режимы. Экспериментальные правовые режимы (регуляторные песочницы) - механизм, направленный на развитие предпринимательской деятельности, базирующейся на цифровых технологиях. Суть данного механизма выражается во временном неприменении к деятельности участника эксперимента отдельных регуляторных требований.

Целями введения ЭПР обычно являются:

• формирование представления о необходимых аспектах регулирования опытным путем для разработки будущих эффективных постоянных законов;

• создание инфраструктуры и среды для тестирования новейших разработок;

• испытание технологий, являющимися предметом споров в обществе [1].

Институт «регуляторных песочниц» начал активно формироваться и применяться
в зарубежных странах с 2015–2016 гг., при чем первой сферой, в которой он был применен, являлись финансовые технологии.

Так, первые «песочницы» были реализованы в Великобритании, их запуск произошел в 2016 году Управлением по финансовому регулированию и контролю Великобритании (FCA). FCA осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о финансовых услугах и рынках 2000 г. Активному развитию финансовых технологий поспособствовало принятие Второй платежной Директива 2015/2366/ЕС об оказании платежных услуг, которая подтолкнула к созданию инноваций в сфере открытого банкинга и Wealthtech. В общем потоке внедрения финансовых технологий по различным направлениям FCA начало внедрение «песочниц».

Функционирование происходило на основе когорт, то есть фирмы могли подать заявку на участие в ЭПР в строго обозначенные периоды, что определенно подходит для режима тестирования инновации и ее регулирования. Но в течение времени модель «песочницы» требовала обновления, и с середины 2021 г. «регуляторная песочница» открыта для подачи заявки на вступление в любое время года от заинтересованных лиц из всех секторов финансового рынка. Стоит отметить, что с момента внесенных изменений по март 2022 г. (месяц подготовки ежегодного отчета) было направлено 60 заявок на участие. На данный момент в Лондоне одна из высочайших концентраций фирм, оказывающих финансовые услуги, которые активно внедряют технологии, что позволило вывести лондонскую экосистему на второе место в рейтинге развитых экосистем в сфере финансовых технологий [2].

Гонконг также является одним из мировых лидеров по внедрению финансовых технологий. Регуляторная «песочница» The Fintech Supervisory Sandbox (FSS) была запущена в 2016 году Управлением денежного обращения Гонконга (HKMA), в рамках которой банки совместно с технологическими компаниями-партнерами могли реализовать пилотные проекты в сфере финансовых инноваций с привлечением ограниченного количества клиентов и послаблениями к контрольно-надзорным требованиям.

В 2017 году HKMA запустили обновленный вариант «песочницы» - FSS 2.0.
В частности, изменения состояли в запуске «обратной связи», благодаря которой на ранних стадиях реализации проектов происходило сокращение количества неудачных
и невостребованных идей, оказалось возможным присоединение технологическим фирм
к проекту напрямую через HKMA, не обращаясь в банк. Дополнительно были введены две новые отдельные «песочницы», регулируемые Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) и Управлением страхования (IA), и был создан «единый вход» для проектов, затрагивающих сферы нескольких «песочниц» одновременно.

В конце 2021 года вновь были обновлены «песочницы». Так, была запущена FSS версия 3.0, которая облегчили подачу заявок на финансовую поддержку для развития финтех-инициатив в рамках Программы выделения средств на производство общественно важных продуктов (PSTS) Комиссии по инновациям и технологиям. Пилотная версия FSS 3.1 предполагает получение поддержки для ведущих инициатив, которые были одобрены, разработаны и завершены в ходе Программы субсидирования финтех-проектов, финансируемого государственной Гонконгской компанией Cyberport Management Company Limited. Данные версии являются особенно привлекательными для стартап-проектов, поскольку участие в FSS 3.1 позволит распространить данные идеи на широкую аудиторию, при условии соответствия нормативным требованиям HKMA.

К концу ноября 2022 года в Гонконге в рамках FSS были разрешены 266 инициатив, из которых 130 связаны с RegTech (управление регуляторными процессами с помощью технологий), 23 с совершенствованием мобильных приложений, 16 с использованием API,
9 с биометрической аутентификацией [3].

В Сингапуре различные инициативы по созданию ЭПР исходят от Денежно-кредитного управления Сингапура (MAS). MAS стремится создать развитую экосистему в сфере финансовых услуг, для достижения чего в конце 2016 года создает регуляторную «песочницу» классического формата – FinTech Sandbox, а в 2019 году запускает альтернативную форму – Sandbox Express. Отбор претендентов и контроль за субъектами в рамках обеих форм «песочницы» осуществляется MAS.

ЭПР со стороны Управления в рамках классической версии представляется претенденту в случае соответствия критериям: потребительская и финансовая польза
от инновации, использование новых технологий или использование уже существующих качественно новым путем, готовность распространения инновации как в стране,
так и зарубежом, претендентом подготовлен план тестирования технологии, в рамках которого он обязан отчитываться перед контролирующим органом, произведена оценка рисков
и предложены по их снижению, разработан механизм выхода из ЭПР и запуска проекта
по окончанию срока ЭПР. В рамках ЭПР MAS путем индивидуального подхода определяет конкретные регуляторные требования, которые будут ослаблены для каждого претендента, зачастую послабления выражались в отхождении от правил о составе совета директоров, минимальной суммы активов, кредитного рейтинга. В текущий момент данная форма «песочницы» распространена на одну компанию (DigiFT Tech Pte Ltd.) до весны 2023 года.

Вторая же форма – Sandbox Express – предполагает предоставлении возможность быстрого старта тестирования инновации в заранее определенных границах и без нужды
в длительном рассмотрении заявки. В настоящее время экспресс-форма доступна лишь
для компаний, развивающихся в области страхования и организованных рынков, например, участником «песочницы» является компания Labyrinth Technologies Pte. Ltd., осуществляющая тестирование маркетплейса для ценных бумаг и паев, действующего лишь
в рамках института коллективного инвестирования.

В январе 2022 года была запущена третья форма регуляторной «песочницы» - Sandbox Plus. MAS произвел три усовершенствования в уже существовавшей системе: расширение критериев отбора для включения первых пользователей технологических инноваций, упрощение процедуры получения финансового гранта для создателей новых технологий,
а также отдельные претенденты имеют возможность принять участие в программе
The Deal Fridays, ежемесячных встречах под эгидой Сингапурского фестиваля финансовых технологий, который позволяет стартапам заручиться поддержкой инвесторов [4].

Реализация ЭПР в Сингапуре является примером применения «мягкой силы»,
т. е. рекомендаций, который наиболее подходит для регулирования функционирования качественно новых технологий. По своей сути контролирующие органы изучают саму инновацию с целью выстраивания последующего нормативного инструментария управления.

В Российской Федерации был выбран путь не «мягкого» регулирования,
а «специального»: в 2020 году был принят и с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах». В сфере финансового рынка регулятором выступает Банк России, который еще в 2018 году исследовал возможность использования инновационных финансовых услуг в рамках упрощенной процедуры и запустил «регуляторную песочницу» в двух формах – тестирование
и ограниченный регулятивный инструмент.

Установление ЭПР происходит путем подачи инициативного предложения в Банк России, который совместно с федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта, в котором планируется введение режима, готовит заключение о возможности или невозможности установления ЭПР. При положительном заключении Центральный банк издает акт об установлении ЭПР, утверждает программу и направляет уведомление о принятом решении инициатору. Также Банк России осуществляет мониторинг на постоянной основе и проводит оценку эффективности и результативности ЭПР. Стоит отметить, что Федеральным законом
№ 258-ФЗ и подзаконными актами помимо механизма, также четко регламентированы условия предоставления режима и критерии, которым должен соответствовать инициатор ЭПР [5].

На данный момент Центральным банком не были запущены ЭПР в рамках принятого Федерального закона. В связи с этим невозможно говорить об эффективности данного типа регулирования в области российского финансового рынка в настоящее время.

Однако можно утверждать, что реализация проектов в будущем повлечет положительный эффект. Во-первых, это следует из-за заинтересованности государства
в новых решениях и технологиях, что выражается в принятии различных программ, например, национальной программы «Цифровая экономика», которая активно выполняется государством и участвующими субъектами. Инновации в финансовых технологиях являются ключевым элементом формирования цифровой экономики, что возможно проследить
на опыте зарубежных стран. Во-вторых, механизм ЭПР позволяет оценить рисковые факторы при запуске новейших технологий и сформировать необходимую регуляторную базу
для дальнейшего общего регулирования, что сократит потери. Механизмы ЭПР, «регуляторной песочницы» - логичная реакция на стремительно развивающийся технологический мир. А перспективность применения ЭПР обусловлена спецификой подобного регулирования – гибкость, скорость, что позволяет тестировать различного рода требования к инновации, рассмотреть допущения и запреты при регулировании, в то время как закрепленный массив законодательства не столь оперативный и приспосабливающийся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

Опыт создания экспериментальных правовых режимов в России и иностранных государствах // Сайт Центра международных и сравнительно-правовых исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://iclrc.ru/ru/publications/18 (Дата обращения: 06.01.2023).

Регуляторные песочницы Управления по финансовому регулированию
и контролю Великобритании // Официальный сайт Управления по финансовому регулированию и контролю Великобритании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fca.org.uk/firms/innovation/regulatory-sandbox (Дата обращения: 08.01.2023).

Регуляторные песочницы в сфере FinTech Управления денежного обращения Гонконга // Официальный сайт Управления денежного обращения Гонконга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hkma.gov.hk/eng/key-functions/international-financial-centre/fintech/fintech-supervisory-sandbox-fss/ (Дата обращения: 08.01.2023).

Обзор регуляторных песочниц Денежно-кредитного управления Сингапура // Официальный сайт Денежно-кредитного управления Сингапура. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mas.gov.sg/development/fintech/regulatory-sandbox (Дата обращения: 11.01.2023).

Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 258-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5017.

Просмотров работы: 67