ИНКЛЮЗИЯ КАК ФЕНОМЕН. ОТНОШЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ К ИНКЛЮЗИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИНКЛЮЗИЯ КАК ФЕНОМЕН. ОТНОШЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ К ИНКЛЮЗИИ

Черкасова Е.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инклюзия является актуальным явлением современности, феномен которого заключается в том, что под инклюзией понимается как процесс, так и результат усилий государства, социальных институтов и общества по созданию благоприятных и комфортных условий для включения социально незащищенных слоев населения в общественную жизнь. Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [2].

Инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями неограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций [3].

С точки зрения инклюзивного подхода инвалидность – это социальная проблема, а самое понятие «инвалид» возникает в тот момент, когда человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с невозможностью совершать какие-то действия из-за ограничений окружающей среды. В инклюзивном обществе среда – то, что нам предстоит исправлять, а не человек. Так, инклюзия становится понятием, которое охватывает не только инфраструктуру: образование, рабочие места, общественные пространства тоже становятся инклюзивными [1].

Отношение общества к инклюзии – тема очень актуальная в наше время, так количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания.

С целью выявления отношения людей в обществе к инклюзии, проведено исследование в форме опроса в декабре 2022 – январе 2023 гг. Выборка составила 67 участников. Опрос проводился среди студентов Екатеринбургского колледжа физической культуры, студентов Уральского государственного педагогического университета и магистрантов Института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета, т.е. будущих представителей профессий типа «человек – человек». В данном исследовании применялся опрос, как метод сбора информации. Способ контакта с респондентами – онлайн взаимодействие, программа «Google формы».

На вопрос: «Является ли, на Ваш взгляд, проблема инвалидности актуальной в нашем обществе?» мы получили такие ответы респондентов: считают, что проблема инвалидности актуальна для нашего общества 58,2 % выборки; 31,3 % респондентов сомневаются, но склоняются к ответу «да»; а выбирают ответ «нет» 4,5 % участников опроса. Однако были и те, кто затруднился в ответе на данный вопрос (4,5% респондентов). Таким образом, большинство участников опроса считают проблему инклюзии актуальной.

На вопрос «Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с людьми, имеющими ОВЗ?» ответило положительно 86,5 % выборки; 7,5 % респондентов выбрали вариант ответа «нет» и 6% опрашиваемых затруднилось ответить на этот вопрос. Высокая доля положительных ответов, на наш взгляд, может указывать на то, что в настоящее время люди с ОВЗ активно участвуют в жизни общества, посещают различные мероприятия, живут полноценной жизнью.

Вопрос «Как бы Вы отнеслись к работе или учебе с человеком с ОВЗ?» определил отношение опрашиваемых к работе или учебе с человеком с ОВЗ, больше половины ответов носили положительный характер.

Результаты ответов участников анкетирования на вопрос «Как Вы считаете, готовы ли Вы к взаимодействию с людьми с ОВЗ?» показали готовность респондентов к взаимодействию с людьми с ОВЗ, большая часть опрошенных (73,1%) считают, что они готовы, что говорит нам о об отсутствии барьеров в общении. Однако 26,9% респондентов выбрали позицию «затрудняюсь ответить».

На вопрос «Стали бы Вы оказывать помощь человеку с ОВЗ?»

– 71,6% выборки ответили «да, если вижу, что человеку необходима помощь»,

– 26,9 % респондентов выбрали вариант ответа «да, если меня попросят»,

– 1,5 % участников опроса не знают, как бы они поступили, никто из опрашиваемых не выбрал вариант ответа «нет».

Отсутствие отказа в помощи может свидетельствовать об отзывчивости, толерантности и открытости опрашиваемых.

По результатам ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что обществу необходимо что-то предпринимать, чтобы улучшить жизнь инвалидов?» можно сделать выводы, что три четверти опрошенных (76,1 %) считают, что обществу необходимо предпринимать какие-либо меры по улучшению жизни инвалидов. Это указывает на заинтересованность и неравнодушие респондентов к проблемам людей с ОВЗ. 14,9% участников опроса ответили: «Я считаю, что государство и благотворители делают достаточно для людей с инвалидностью» – данная позиция может означать отстранённость респондентов от проблем других людей, отсутствие активной вовлеченности в жизнь общества. А также были и те, кто затруднился в ответе (9,0%).

Также в опросе были предложены варианты действий, которые нормотипичный человек может сделать в интересах людей с ОВЗ, при этом респондентам разрешалось выбирать несколько позиций. Получены следующие результаты:

– периодически помогать нуждающимся людям (83,6%),

–стать волонтером и помогать людям с инвалидностью (31,3%),

– отдавать часть своего дохода на благотворительность (13,4%),

– пересмотреть свое отношение к инвалидам (10,4%).

Данные результаты могут быть свидетельством того, что общество готово оказывать посильную помощь, совершать отдельные полезные дела в интересах людей с ОВЗ.

По результатам опроса о важности интеграции людей с ОВЗ в культурно-досуговую среду, можно сделать следующий вывод, что, по мнению 92,5% опрошенных, интеграция в общество является важным аспектом в жизни с людей с ОВЗ, это может свидетельствовать о неравнодушии общества, заинтересованности нормотипичных людей сделать жизнь людей с ОВЗ более качественной и интересной.

Заключительным вопросом стал сбор мнений о том, чему может научить общение нормотипичных людей с людьми с инвалидностью и их семьями. Опрашиваемые выделяли: стойкость и умение адаптироваться к трудностям, оптимизм, милосердие, терпение ограничений, сочувствие, расширение знаний об обществе, толерантность.

Проведенный опрос и его результаты позволили изучить отношение общества к инклюзии и прийти к выводам, что среди опрашиваемых прослеживается положительное отношение к людям с ОВЗ. Общество озадачено проблемами инвалидов и считает, что им необходима дополнительная помощь и поддержка и готово оказывать ее. Опрашиваемые отмечают важность интеграции людей с ОВЗ в культурно-досуговую среду, проявляют заинтересованность в общении и неравнодушны к проблемам инвалидов.

Литература

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведени / Л. И. Акатов. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – с. 122-125.

Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. И. Пургина // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 152-155.

Просмотров работы: 461