ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Красноштан Е.А. 1, Фролович В.В. 2
1САФУ им. Ломоносова
2САФУ им. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как правило, неправильно организованная учебно – трудовая деятельность студентов может повлиять на состояние здоровья. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что большое значение имеет организация рационального образа жизни студентов. Человек, который умеет со студенческой поры правильно организовывать свой режим дня, в будущем сможет сохранить творческую активность и бодрость.

Цель работы: рассмотреть аспекты, касающиеся здорового образа жизни студентов.

Задачи: 1) рассмотреть факторы риска для здоровья у студентов; 2) рассмотреть способы улучшения качества образа студенческой жизни.

Учебно-трудовая деятельность студентов в стенах вуза, прежде всего, проходит в постоянном нервно эмоциональном перенапряжении, и поэтому это требует постоянного использования различных средств, которые предупреждают появление невротического состояния и развитие различного рода функциональных нарушений в работе систем и органов. В большинстве случаев невозможно добиться исключения эмоциональных переживаний студентов в процессе учебы, а вследствие этого все усилия, ориентированные на сохранение здоровья, должны быть направлены на: создание гигиенических условий жизни в общежитиях; совершенствование учебного процесса; воспитание у студентов навыков и привычек формирования здорового образа жизни [1].

Стоит отметить тот факт, что состояние здоровья студентов требует регулярного анализа в каждом вузе по причине того, что количество здоровых и лиц с отклонениями в состоянии здоровья может значительно колебаться не только в вузах разных регионов страны, но и внутри одного вуза (на разных факультетах), а также на протяжении периода обучения в вузе. Студенты это категория населения, имеющая повышенные факторы риска. К таким факторам относятся следующие: умственное утомление; нервное перенапряжение; хроническое нарушение сна; хроническое нарушения режима труда и отдыха; курение(рис. 1); недостаточная двигательная активность; трудности, касающиеся проживания в общежитии. Для того, чтобы в начале обучения в вузе предупреждать возникновение различных заболеваний, необходимо, в первую очередь, принимать меры к ликвидации пограничных состояний болезней доступными средствами. Стоит обратить внимание на то, что для прогнозирования возможности развития болезни необходимо определить условия и причины появления у студентов дезадаптации, а также значение учебных факторов риска. Диагностировать данные состояния студентов возможно лишь в том случае, если проводить регулярные осмотры, наблюдения и профилактики за лицами с ранними функциональными нарушениями. Прежде чем приступать к разработке профилактических мероприятий нужно оценить возможные факторы риска, учитывая при этом индивидуальные особенности студентов оптимальные критерии их здоровья. Основная цель профилактических мероприятий должна состоять в том, чтобы направлять на тренировку и совершенствование механизмов адаптации, восстановление нарушений функций, сил, переключение одной функции на другую. Но здоровье во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек [3].

В эпоху современности проведенные социально гигиенические исследования доказали, что коренного изменения уровня здоровья студентов можно достичь лишь в том случае, если студент самостоятельно изменит свой образ жизни. Таким образом, для того, чтобы понять как здоровье человека зависит от его образа жизни, нужно достаточно хорошо представлять составные части и структуру образа жизни, складывающуюся из таких видов деятельности, как: производственной; социальной; бытовой медицинской активности; физической; бытовой. Данные виды деятельности напрямую зависят от условий и влияют на них. В целом, здоровый образ жизни зависит от мировоззрения студента, от его нравственного и социального опыта, а также от ценностных ориентаций. Следственно можно сделать вывод о том, что в вузе нужно обеспечить сознательный выбор каждым студентом общественных ценностей здорового образа жизни.

Ведущей позицией человека является здоровье. Зачастую то, как человек относится к своему здоровью является показателем его самооценки, веры в себя, а также психического и физического состояния. Для того, чтобы обеспечить высокую продуктивность умственного труда студенты должны соблюдать такие условия, как: постепенность вхождения в работу; ритмичность и равномерность условий; физические нагрузки. На данный момент установлен необходимый недельный двигательный режим, который позволяет укрепить и сохранить здоровье, а также поддерживать работоспособность на достаточно высоком уровне. Кроме того, бережное отношение к собственному здоровью это соблюдение режима сна и отдыха. Также соблюдение здорового образа жизни для студента предполагает установление правильного режима питания, сна, отдыха, гигиены. Выполнение данных мероприятий требует от студента самодисциплины, силы воли, преодоление лени и вредных привычек.

Двигательная активность. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые оте- 24 чественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов. Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности: - учащихся ПТУ и средних учебных заведений - 10 - 14 часов; - студентов - 10 - 14 часов; Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям [4].

Заключение. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни это, прежде всего, показатель высокой культуры студента, а также сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью.

Литература

Алешина, Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в условиях непрерывного педагогического образования / Л.И. Алешина, С.Ю. Федосеева // Грани познания. — 2016. — № 4. — С. 104-107. — ISSN 9999-4982. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/300987.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ / Б. Бакытулы, Е.М. Амиров, А.А. Дуанбеков, М.Ж. Альмаханова // Медицинский журнал Западного Казахстана / Батыс Қазақстан медицина журналы. — 2013. — № 1-2(38). — С. 77-79. — ISSN 1814-5620. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294902.

В.А. Белова, Е.Е. Богданова. Основы здорового образа жизни студента/ В.А. Белова, Е.Е. Богданова// Учебное пособие краснодар КУБГау 2010.- 125с.

Кувшинов Ю. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / Ю. А. Кувшинов. — Кемерово : КемГИК, 2013. — 183 с. — ISBN 978-5-8154-0275-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/794312

Просмотров работы: 61