ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ

Мельников Д.А. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Природа является источником исследования, развития и воспитания, знаний человека о мире в целом. Наблюдая за природой и за ее развитием, человек научился применять эти знания в жизни. Природа занимает неотъемлемую часть в обучении детей. Только общение детей с природой может развить понимание насколько важна природа в нашей жизни [3].

Впервые А. Гумбольт, а затем Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребёнка средствами природы подчёркивали великие педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры представлено в трудах Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, В.А. Сухомлинского и других, которые рассматривали различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся, что осуществляется через организацию общественно-полезных работ по охране природы.

Экология животных и охрана животного мира рассмотрена в работах ученых-зоологов Б.Д. Комиссарова, Н. А. Рыкова, А. А. Яхонтова, И. В. Потапова, А. П. Пехова и других [2]. Воспитание бережного отношению к природе, к миру животныхьявляется одной из задач школьного курса биологии в средней школе. Вопросы школьной зоологии рассматриваются в школьной биологии в 6-8 классах и конкретизируются посредством постанвки и решения следующих задач в области экологического обучения и воспитания: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. В результате изучения школьной зоологии и экологии учащиеся смогут:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

По линии В.В. Пасченика экологический компонент представлен следующим содержанием, которое представлено в таблице 1.

Таблица 1

Экология и охрана животных в школьной биологии

Тема

Содержание экологического компонента

Требования к результатам

Охрана насекомых и их значение в природе.

Охрана насекомых и их значение в природе.

Учащиеся должны знать разнообразие насекомых и меры их защиты.

Роль в природе, практическое значение и охрана рыб

Сохранение рыб в природной среде. Способы и методы охраны рыб.

Учащиеся должны знать методы борьбы с браконьерами. Обоснование необходимости соблюдения мер охраны рыб.. Объяснение значения рыб в природе.

Охрана земноводных и пресмыкающихся.

Охрана земноводных и пресмыкающихся.

Учащиеся должны знать роль земноводных в природе и необходимость их охраны, способы сохранения и поддержания их численности.

Охрана птиц и их разнообразие.

Сохранение птиц находящимся в Красной книге. Методы охраны птиц.

Учащиеся должны знать методы охраны птиц. Знать особо охраняемые места в своем регионе. Обоснование необходимости соблюдения мер охраны птиц.

Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.

Сохранение видового разнообразия млекопитающих. Млекопитающие, находящимся в Красной книге. Методы охраны высших животных.

Учащиеся должны знать о сохранении видового разнообразия млекопитающих. Красной книге; методах охраны высших животных.

Охрана экосистем.

Взаимоотношения в разных типах экологических систем.

Знать законы функционирования экологичексих систем и меры охраны экосистем.

При изучнении заверщающей темы курса «Экосистемы» учитель использует демонстрации структуры экосистемы (динамическая модель); пищевыех цепей; типов взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); рисунки или презентации животных разных экологических групп.

В школьном курсе биологии 7 класса предусмотрены следующие лабораорные работы с экологическим содержанием: «Изучение коллекций насекомых – вредителей сада и огорода». «Описание видового состава рыб местных водоемов».

Также, рассматривая экологию животных и их охрану, приводятся примеры о животных и способах сохранения популяций своей местности, то есть региональный компонент. Рассмотрим задания, содержащие в себе региональный компонент.

Задание: на территории области обитают животные, занесенные в Красную Книгу. Какие мероприятия по охране животных вы знает, какие реализуются, а какие нет? Приведите примеры. Предложите собственную систему природоохранных мероприятий на территории Курганской области [1].

Проведение фенологических наблюдений за птицами своей местности также способствует формированию экологических знаний и способов изучения природы своего края.

Одним из примеров работы может быть решение задач экологического содержания. Например, при изучении в теме «Биологические взаимоотношения организмов» учитель предлагает школьникам решить задачу: «В одном из канадских заповедников, уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?» В результате учащиеся устанавливают, что уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей. Как исправить ошибку? Выпустить в заповедник волков. На примере взаимоотношений «хищник-жертва» можно объяснить механизмы поддержания популяции животных и саморегуляцию в экологических системах.

Важной формой организации изучения экологии животных является экскурсии. В школьном курсе предусмотрены следующие программные экскурсии с учетом регионального компонента: «Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей учреждения образования и изучение искусственный экосистемы реки и его обитателей», «Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны. Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк)» [3].

Можно организовать экскурсию, не предусмотренную программой, в рамках внеклассной деятельности в местный краеведческий музей или выездную экскурсию в зоопарк, зоологический музей.

Таким образом, в процессе изучения биологии в 7 классах можно использовать в своей работе различные формы обучения, средства обучения которые заинтересуют школьников к дальнейшему изучению вопросов экологии и охраны животного мира.

Список литературы:

1. Константинов, В. М. Охрана природы и школа / В. М. Константинов. – Текст : непосредственный // Константинов, В. М. Охрана природы : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Константинов. – Москва : Академия, 2000. – С. 208-228.

2. Корытный, Л. М. Основы природопользования : учеб. пособие для вузов / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. – Москв : Юрайт, 2022. – 377 с. – URL: https://urait.ru/bcode/490822 (дата обращения: 15.10.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

3. Коурова, С. И. Реализация эколого-краеведческого подхода в курсе школьной зоологии при изучении экологической составляющей / С. И. Коурова, Т. С. Потапова. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). – С. 115-119.

4. Красная книга Курганской области / В. В. Бялт [и др.] ; Администрация Курганской обл. – Курган : Зауралье, 2002. – 422 с. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 29