Природа является источником исследования, развития и воспитания, знаний человека о мире в целом. Наблюдая за природой и за ее развитием, человек научился применять эти знания в жизни. Природа занимает неотъемлемую часть в обучении детей. Только общение детей с природой может развить понимание насколько важна природа в нашей жизни [3].
Впервые А. Гумбольт, а затем Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребёнка средствами природы подчёркивали великие педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры представлено в трудах Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, В.А. Сухомлинского и других, которые рассматривали различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся, что осуществляется через организацию общественно-полезных работ по охране природы.
Экология животных и охрана животного мира рассмотрена в работах ученых-зоологов Б.Д. Комиссарова, Н. А. Рыкова, А. А. Яхонтова, И. В. Потапова, А. П. Пехова и других [2]. Воспитание бережного отношению к природе, к миру животныхьявляется одной из задач школьного курса биологии в средней школе. Вопросы школьной зоологии рассматриваются в школьной биологии в 6-8 классах и конкретизируются посредством постанвки и решения следующих задач в области экологического обучения и воспитания: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. В результате изучения школьной зоологии и экологии учащиеся смогут:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
По линии В.В. Пасченика экологический компонент представлен следующим содержанием, которое представлено в таблице 1.
Таблица 1
Экология и охрана животных в школьной биологии
Тема |
Содержание экологического компонента |
Требования к результатам |
Охрана насекомых и их значение в природе. |
Охрана насекомых и их значение в природе. |
Учащиеся должны знать разнообразие насекомых и меры их защиты. |
Роль в природе, практическое значение и охрана рыб |
Сохранение рыб в природной среде. Способы и методы охраны рыб. |
Учащиеся должны знать методы борьбы с браконьерами. Обоснование необходимости соблюдения мер охраны рыб.. Объяснение значения рыб в природе. |
Охрана земноводных и пресмыкающихся. |
Охрана земноводных и пресмыкающихся. |
Учащиеся должны знать роль земноводных в природе и необходимость их охраны, способы сохранения и поддержания их численности. |
Охрана птиц и их разнообразие. |
Сохранение птиц находящимся в Красной книге. Методы охраны птиц. |
Учащиеся должны знать методы охраны птиц. Знать особо охраняемые места в своем регионе. Обоснование необходимости соблюдения мер охраны птиц. |
Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. |
Сохранение видового разнообразия млекопитающих. Млекопитающие, находящимся в Красной книге. Методы охраны высших животных. |
Учащиеся должны знать о сохранении видового разнообразия млекопитающих. Красной книге; методах охраны высших животных. |
Охрана экосистем. |
Взаимоотношения в разных типах экологических систем. |
Знать законы функционирования экологичексих систем и меры охраны экосистем. |
При изучнении заверщающей темы курса «Экосистемы» учитель использует демонстрации структуры экосистемы (динамическая модель); пищевыех цепей; типов взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); рисунки или презентации животных разных экологических групп.
В школьном курсе биологии 7 класса предусмотрены следующие лабораорные работы с экологическим содержанием: «Изучение коллекций насекомых – вредителей сада и огорода». «Описание видового состава рыб местных водоемов».
Также, рассматривая экологию животных и их охрану, приводятся примеры о животных и способах сохранения популяций своей местности, то есть региональный компонент. Рассмотрим задания, содержащие в себе региональный компонент.
Задание: на территории области обитают животные, занесенные в Красную Книгу. Какие мероприятия по охране животных вы знает, какие реализуются, а какие нет? Приведите примеры. Предложите собственную систему природоохранных мероприятий на территории Курганской области [1].
Проведение фенологических наблюдений за птицами своей местности также способствует формированию экологических знаний и способов изучения природы своего края.
Одним из примеров работы может быть решение задач экологического содержания. Например, при изучении в теме «Биологические взаимоотношения организмов» учитель предлагает школьникам решить задачу: «В одном из канадских заповедников, уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?» В результате учащиеся устанавливают, что уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей. Как исправить ошибку? Выпустить в заповедник волков. На примере взаимоотношений «хищник-жертва» можно объяснить механизмы поддержания популяции животных и саморегуляцию в экологических системах.
Важной формой организации изучения экологии животных является экскурсии. В школьном курсе предусмотрены следующие программные экскурсии с учетом регионального компонента: «Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей учреждения образования и изучение искусственный экосистемы реки и его обитателей», «Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны. Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк)» [3].
Можно организовать экскурсию, не предусмотренную программой, в рамках внеклассной деятельности в местный краеведческий музей или выездную экскурсию в зоопарк, зоологический музей.
Таким образом, в процессе изучения биологии в 7 классах можно использовать в своей работе различные формы обучения, средства обучения которые заинтересуют школьников к дальнейшему изучению вопросов экологии и охраны животного мира.
Список литературы:
1. Константинов, В. М. Охрана природы и школа / В. М. Константинов. – Текст : непосредственный // Константинов, В. М. Охрана природы : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Константинов. – Москва : Академия, 2000. – С. 208-228.
2. Корытный, Л. М. Основы природопользования : учеб. пособие для вузов / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. – Москв : Юрайт, 2022. – 377 с. – URL: https://urait.ru/bcode/490822 (дата обращения: 15.10.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
3. Коурова, С. И. Реализация эколого-краеведческого подхода в курсе школьной зоологии при изучении экологической составляющей / С. И. Коурова, Т. С. Потапова. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). – С. 115-119.
4. Красная книга Курганской области / В. В. Бялт [и др.] ; Администрация Курганской обл. – Курган : Зауралье, 2002. – 422 с. – Текст : непосредственный.