Оценка навыков прохождения станции диспансеризации студентами иностранного факультета в условиях симуляционного обучения - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Оценка навыков прохождения станции диспансеризации студентами иностранного факультета в условиях симуляционного обучения

Стольная Д.А. 1, Разинькова К.В. 1
1КГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Роль симуляционного обучения в медицинском образовании в настоящее время заключается не только в отработке тактики действия в критических ситуациях [1], но и в повышении качества и эффективности подготовки будущих специалистов к практико-ориентированной деятельности [2,3]. Активное включение в учебный план практических тренингов, направленных на отработку навыков и умений, необходимых для решения «рутинных» задач, призвано не только обеспечить непосредственную подготовку студентов к выполнению трудовых обязанностей, но и снизить возможные негативные издержки (например, временные) [2]. Студенты иностранного факультета не всегда имеют возможность отработать стандартные алгоритмы проведения сбора жалоб и анамнеза или диспансеризации в связи с известными причинами (незнание русского языка, санитарно-эпидемиологические ограничения, введенные на практических базах университета и т.д.), в связи с чем использование симуляционных методик является одной из важнейших составляющих в их обучении.

Цель исследования – проведение оценки качества выполнения навыка диспансеризации пациентов студентам международного факультета в условиях Федерального аккредитационного центра.

Материалы и методы исследования. Исследование было проведено на базе Федерального аккредитационного центра ФГБОУ «Курский государственный медицинский университет» среди 148 студентов – обучающихся 6 курса международного факультета. Студентки женского пола преобладали среди участников исследования, их доля составила 68,24%. Оценка навыков проведения диспансеризации производилась согласно разработанному чек-листу, состоящему из 34 пунктов. Ситуация (сценарий), отработка которой осуществлялась в ходе практических тренингов, была одинакова для всей когорты студентов – пациент без патологических изменений, которому необходимо пройти диспансеризацию. Контрольное выполнение навыков проводилось дважды – в начале и конце недельного цикла. Ситуация считалась отработанной в том случае, если студент в ходе ее выполнения набирал 24 и более (70% и более) положительных отметок при заполнении чек-листа. В ходе всех практических тренингов использовался симулятор «ФИЗИКО – манекен для физикального обследования».

Статистический анализ результатов, полученных в ходе исследования, был произведен с использование пакета программ Microsoft Excel, программы StatTech (версия 3.0.7, разработчик – ООО "Статтех", Россия).

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования и в результате интерпретации полученных результатов было выявлено, что при отработке навыков проведения диспансеризации студентами в начале симуляционного цикла лишь половина из них (50,68%) смогли выполнить чек-лист с результатом 70% и более. Также не было зарегистрировано ни одного «идеального» (100% выполнение чек-листа) прохождения станции.

Пунктами контрольного чек-листа, выполняемыми абсолютным большинством обучающихся без технических ошибок, стали: обработка рук (91,89%), позиционирование пациента (83,78%), проведение пальпации грудной клетки (83,78%), утилизация отходов (79,73%).

При первоначальном прохождении тренинга нарушение последовательности проведения диспансеризации было установлено в 85,81% случаев, а время прохождения станции большинством студентов (75,68%) в среднем составляло 16,2±2,14 минут. Наиболее затруднительные для испытуемых действия при первоначальной отработке навыка диспансеризации представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Наиболее затруднительные пункты чек-листа станции диспансеризации

Пункт чек-листа

Процент неверного выполнения, %

в начале цикла

в конце цикла

Уточнение самочувствия пациента

68,24

13,51

Правильное измерение частоты дыхательных движений (с расположением второй руки на груди или животе)

60,81

35,14

Проведение сравнительной перкуссии грудной клетки сбоку

64,86

27,03

Уточнение факторов, способствующих изменению АД

81,08

20,27

Измерение АД на второй руке

87,16

16,89

Обработка мембраны стетофонендоскопа и его олив по окончании манипуляций

89,19

12,16

Некоторые позиции алгоритма студенты попросту забывали выполнять из-за спешки (уточнение самочувствия пациента, обработка стетофонендоскопа). Следует отметить, что проведение недельного цикла симуляционных тренингов положительно сказалось на результатах прохождения станции студентами, о чем свидетельствует уменьшение процента неверного выполнения проблемных пунктов контрольного чек-листа.

Отработка навыков диспансеризации студентами международного факультета в симулированных условиях в течение недельного цикла также положительно сказалась и на временных затратах – среднее время прохождения станции сократилось до 8,7±2,1 минут.

Выполнение контрольного чек-листа по окончании симуляционного курса на 70% и более было зарегистрировано у 83,78% студентов, при этом 12 из них (8,11%) выполнили верно все необходимые манипуляции, а 16,89% - допустили менее двух ошибок.

Выводы. Результаты проведенного нами исследования подчеркивают необходимость проведения курсов с использованием симуляционных методик в освоении практических навыков иностранными студентами выпускного курса. Значительное снижение количества допускаемых обучающимися ошибок при прохождении станции диспансеризации не только поможет достичь высоких результатов в ходе прохождения аккредитации, но и обеспечит достаточный уровень подготовки будущих специалистов к выполнению их прямых трудовых обязанностей.

Список литературы

Эффективность тренингов оказания первой помощи в реалистичной симулированной среде / И.И. Долгина, В.В. Савич, И.Г. Долженкова [и др.] // Виртуальные технологии в медицине. – 2020. – Т.1., № 3. – С. 58-59.

Сравнительный анализ выполнения технических навыков в условиях простого и командного тренингов / И.И. Долгина, И.Г. Долженкова, В.В. Савич [и др.] // Виртуальные технологии в медицине. – 2020. – Т.1., № 3. – С. 73-74.

Потапов, М.П. Роль симуляционных образовательных технологий в обучении врачей / М.П. Потапов // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, №8-9. – С. 138–148.

Просмотров работы: 19