Актуальность. Роль симуляционного обучения в медицинском образовании в настоящее время заключается не только в отработке тактики действия в критических ситуациях [1], но и в повышении качества и эффективности подготовки будущих специалистов к практико-ориентированной деятельности [2,3]. Активное включение в учебный план практических тренингов, направленных на отработку навыков и умений, необходимых для решения «рутинных» задач, призвано не только обеспечить непосредственную подготовку студентов к выполнению трудовых обязанностей, но и снизить возможные негативные издержки (например, временные) [2]. Студенты иностранного факультета не всегда имеют возможность отработать стандартные алгоритмы проведения сбора жалоб и анамнеза или диспансеризации в связи с известными причинами (незнание русского языка, санитарно-эпидемиологические ограничения, введенные на практических базах университета и т.д.), в связи с чем использование симуляционных методик является одной из важнейших составляющих в их обучении.
Цель исследования – проведение оценки качества выполнения навыка диспансеризации пациентов студентам международного факультета в условиях Федерального аккредитационного центра.
Материалы и методы исследования. Исследование было проведено на базе Федерального аккредитационного центра ФГБОУ «Курский государственный медицинский университет» среди 148 студентов – обучающихся 6 курса международного факультета. Студентки женского пола преобладали среди участников исследования, их доля составила 68,24%. Оценка навыков проведения диспансеризации производилась согласно разработанному чек-листу, состоящему из 34 пунктов. Ситуация (сценарий), отработка которой осуществлялась в ходе практических тренингов, была одинакова для всей когорты студентов – пациент без патологических изменений, которому необходимо пройти диспансеризацию. Контрольное выполнение навыков проводилось дважды – в начале и конце недельного цикла. Ситуация считалась отработанной в том случае, если студент в ходе ее выполнения набирал 24 и более (70% и более) положительных отметок при заполнении чек-листа. В ходе всех практических тренингов использовался симулятор «ФИЗИКО – манекен для физикального обследования».
Статистический анализ результатов, полученных в ходе исследования, был произведен с использование пакета программ Microsoft Excel, программы StatTech (версия 3.0.7, разработчик – ООО "Статтех", Россия).
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования и в результате интерпретации полученных результатов было выявлено, что при отработке навыков проведения диспансеризации студентами в начале симуляционного цикла лишь половина из них (50,68%) смогли выполнить чек-лист с результатом 70% и более. Также не было зарегистрировано ни одного «идеального» (100% выполнение чек-листа) прохождения станции.
Пунктами контрольного чек-листа, выполняемыми абсолютным большинством обучающихся без технических ошибок, стали: обработка рук (91,89%), позиционирование пациента (83,78%), проведение пальпации грудной клетки (83,78%), утилизация отходов (79,73%).
При первоначальном прохождении тренинга нарушение последовательности проведения диспансеризации было установлено в 85,81% случаев, а время прохождения станции большинством студентов (75,68%) в среднем составляло 16,2±2,14 минут. Наиболее затруднительные для испытуемых действия при первоначальной отработке навыка диспансеризации представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Наиболее затруднительные пункты чек-листа станции диспансеризации
Пункт чек-листа |
Процент неверного выполнения, % |
|
в начале цикла |
в конце цикла |
|
Уточнение самочувствия пациента |
68,24 |
13,51 |
Правильное измерение частоты дыхательных движений (с расположением второй руки на груди или животе) |
60,81 |
35,14 |
Проведение сравнительной перкуссии грудной клетки сбоку |
64,86 |
27,03 |
Уточнение факторов, способствующих изменению АД |
81,08 |
20,27 |
Измерение АД на второй руке |
87,16 |
16,89 |
Обработка мембраны стетофонендоскопа и его олив по окончании манипуляций |
89,19 |
12,16 |
Некоторые позиции алгоритма студенты попросту забывали выполнять из-за спешки (уточнение самочувствия пациента, обработка стетофонендоскопа). Следует отметить, что проведение недельного цикла симуляционных тренингов положительно сказалось на результатах прохождения станции студентами, о чем свидетельствует уменьшение процента неверного выполнения проблемных пунктов контрольного чек-листа.
Отработка навыков диспансеризации студентами международного факультета в симулированных условиях в течение недельного цикла также положительно сказалась и на временных затратах – среднее время прохождения станции сократилось до 8,7±2,1 минут.
Выполнение контрольного чек-листа по окончании симуляционного курса на 70% и более было зарегистрировано у 83,78% студентов, при этом 12 из них (8,11%) выполнили верно все необходимые манипуляции, а 16,89% - допустили менее двух ошибок.
Выводы. Результаты проведенного нами исследования подчеркивают необходимость проведения курсов с использованием симуляционных методик в освоении практических навыков иностранными студентами выпускного курса. Значительное снижение количества допускаемых обучающимися ошибок при прохождении станции диспансеризации не только поможет достичь высоких результатов в ходе прохождения аккредитации, но и обеспечит достаточный уровень подготовки будущих специалистов к выполнению их прямых трудовых обязанностей.
Список литературы
Эффективность тренингов оказания первой помощи в реалистичной симулированной среде / И.И. Долгина, В.В. Савич, И.Г. Долженкова [и др.] // Виртуальные технологии в медицине. – 2020. – Т.1., № 3. – С. 58-59.
Сравнительный анализ выполнения технических навыков в условиях простого и командного тренингов / И.И. Долгина, И.Г. Долженкова, В.В. Савич [и др.] // Виртуальные технологии в медицине. – 2020. – Т.1., № 3. – С. 73-74.
Потапов, М.П. Роль симуляционных образовательных технологий в обучении врачей / М.П. Потапов // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, №8-9. – С. 138–148.