ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ-СУДОВОДИТЕЛЕЙ 3 КУРСА ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУРСАНТОВ-СУДОВОДИТЕЛЕЙ 3 КУРСА ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Само понятие «ценностные ориентации» было разработано Милтоном Рокичем в 60-70-х годах ХХ века в рамках его одноимённой концепции, где ценность рассматривалась как устойчивое убеждение [4]. Он разделял все ценности на терминальные, касающиеся целей индивидуального существования и инструментальные, касающиеся образа действий и достижения целей. Именно тест «ценностные ориентации М. Рокича» и использовался для дальнейшего получения и анализа результатов исследования.

Если понятие «ценности» зародилось в социологии, а затем плавно перетекло и нашло своё место уже в классической психологии, то ситуация с «ценностными ориентациями» диаметрально противоположная [4]. Само понятие было введено в рамках социальной психологии, а уже затем стало фигурировать и в социологии, как аналог системы ценностей.

Большинство психологических исследований и экспериментов проводилось среди «макрогрупп» курсантов, но наше исследование осуществлялось в «малой контактной группе» [2]. Такая группа характеризуется устойчивым, непосредственным взаимодействием её членов друг с другом. Количественный состав такой группы в диапазоне 3-40 человек идеально подходит для проведения исследования, также, как и факт включённости всех её членов в совместную деятельность [2].

Плавсостав каждой группы курсантов всегда можно разделить на 2 большие категории. В первую входят люди разных национальностей, уровня образования, принадлежащие ранее различным профессиональным группам, которые вступили в состав такой команды по разным, зачастую вынужденным причинам. Во вторую же входят те курсанты, которые прожили в посёлках, ближайших прибрежных городах и деревнях, находящихся неподалёку от «градообразующего предприятия». Они все родились в приморье, зачастую в городах у моря, где прекрасно видно суда, их уловы и людей на их борту, многие из которых, как раз являются отцами и матерями детей, видящих в них пример для подражания [4]. Мотивы поступления в ВУЗ в качества курсанта-судоводителя у представителя второй группы практически у всех одинаковые. Это или большая заработная плата, или продолжение отцовского дела или же романтичная мечтательность этой профессии [4]. Поэтому желание проследить некую схожесть в сфере ценностных ориентаций у её представителей вполне логично и имеет под собой резонное предположение. Также, в пользу этого говорит и то, что для абсолютного большинства малых групп, их члены являются представителями одной профессиональной группы и судовой службы [4].

Нынешнее обучение в морском университете само по себе представляет особые требования к социально-психологическим качествам курсантов: их образ жизни требует определённого аскетизма, твёрдости, терпимости, коммуникабельности, «Социальной гибкости» [3]. Подобный перечень общих требований к курсантам при обучении уже подводит нас к мысли о некой негласной схожести большинства курсантов в вопросах личностных качеств, способов реагирования и, возможно, ценностных ориентаций. Адаптация к определённым условиям требует определённых усилий от курсанта – социально-психологической активности, адекватного социальной ситуации поведения, а, возможно, и «изменение себя», своего отношения к другим [3].

Только из-за соображения количественного состава и резонности выборки было принято решение работать именно с курсантской группой, достигающей численности в 25-30 человек (малая группа»), а не с ротой, достигающей численности в 100-120 человек (макрогруппа») [1].

Для исследования была выбрана методика М. Рокича «ценностные ориентаций».

В представленном исследовании применялся метод опроса. В опросе приняли участие 25 курсантов факультета «судовождение» МГУ им. Г.И. Невельского.

Используя методику М. Рокича, мы определили преобладающие терминальные и инструментальные ценности у курсантов судоводителей 3 учебного курса (рис. 1 и рис. 2).

Рисунок 3 – результаты в средних рангах по терминальным ценностям по методике «ценностные ориентации М. Рокича»

Рисунок 3 – результаты в среднем ранге приоритета по инструментальным ценностям по методике «ценностные ориентации М. Рокича»

По рисункам 1 и 2 мы можем видеть преобладание у курсантов-судоводителей 3 курса ценности дружбы, богатства и самостоятельности.

Возможно, такие результаты вызваны несколькими причинами. Во-первых, абсолютное большинство людей на морском судне является мужчинами, что объясняет преобладание ценности в дружбе, нежели семейных ценностях. Во-вторых, самой главным мотиватором для того, чтобы пойти на специальность судоводителя по прежнему остается материальный достаток, именно этот аспект жизни моряков больше остальных распространён в сознании обычных людей, что и подвигает их идти в данную профессию. Чтобы иметь возможность обеспечивать свою семью, родных или близких.

Максимальный показатель по ценности самостоятельности может быть обоснован характером обучения и непосредственно работы курсанта судоводителя. От обычного курсанта требуется очень точная и строгая исполнительность. Без должного воспитания внутри себя самостоятельности, он не сможет выполнять все требуемые от него действия. Такое качество идёт в связке с другими необходимыми чертами характера успешного судоводителя, на ровне с твёрдостью характера и физическим здоровьем.

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Для курсантов-судоводителей 3 курса наиболее значимым мотивом при выборе профессии является высокая заработная плата, самостоятельность и дружба.

курсанты-судоводители 3 курса при выборе ценностных ориентаций больше склонны к выбору именно традиционных (общественных) ценностей

На основании полученных результатов можно заключить, что для большей части курсантов судоводителей преобладают традиционные (социальные) ценностные ориентации, такие как богатство, дружба и самостоятельность. Результаты обосновываются характером обучения и непосредственно работы курсанта судоводителя, где от людей требуется строгая исполнительность, в связи с чем им и приходится воспитывать в себе самостоятельность на ряду с другими необходимыми качествами. Ценность дружбы объясняется сферой работы и её условиями, при которых мужчинам, в отсутствии возможности находится со своей семьёй или партнёром, гораздо проще выделить из микрогруппы, в которой он находится как часть экипажа, друга, который бы и выступал объектом социализации.

Список литературы

1. Истомина О. А., Орлова М. Ю. Морские экипажи: опыт социально-психологического изучения. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 142 с.

2. Личность и морская профессия: психологический взгляд: сб. науч. тр. / МГУ им. адм. Г.И. Невельского; отв. ред. М. Ю. Орлова. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. – 196 с.

3. Данченко С. А., Профессиографирование морских профессий (на примере судового электромеханика): монография / С. А. Данченко, О.А. Власенко. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. – 116 с.

4. https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsennostey-v-psihologicheskih-issledovaniyah/viewer

5. https://articlekz.com/article/12224#

6. https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen/viewer

7. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40741/1/psvso_2015_04.pdf

8. https://cyberleninka.ru/article/n/problema-lichnostnyh-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-v-psihologicheskih-issledovaniyah

9. https://mgimo.ru/upload/iblock/22a/formirovanie-cennostnyh-i-mezhlichnostnyh-orientacij-v-studencheskom-vozraste.pdf

Просмотров работы: 53