ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Зайцева А.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. При формировании личности человека главным фактором является среда и общественная жизнь. В современной жизни огромную роль играет физическая культура и спорт. Спорт развивает не только физические, но и интеллектуальные способности человека. Физическая культура и спорт играют и социальную роль, в процессе деятельности возникают межличностные отношения, чтобы работать в команде и добиваться успеха надо учиться коммуницировать, слышать и слушать окружающих людей. Физическая культура – часть общей культуры общества.

Цель работы – обзор данных современных литературных источников и интернет-форумов по вопросам влияния физической культуры и спорта в воспитании личности.

Воспитание личности – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий; процесс становления человека субъектом и объектом общественных отношений и разнообразной деятельности. Значимую роль в этом процессе играет физическая культура и спорт. П.Ф. Лесгафт рассматривал физические упражнения, как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека. При этом он неоднократно отмечал важность рационального сочетания взаимодействия умственного и физического воспитания Лесгафт П.Ф. указывал о необходимости умственного и физического воспитание как параллельного процесса, иначе нарушается правильный ход развития тех органов, которые останутся без упражнения [1]. Человек, как личность, формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми.

Нельзя не согласиться с высказываниями о роли физической культуры и спорта таких великих мыслителей, как Л.Н. Толстого «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» и Ж.Ж. Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» .

Физическая культура и спорт вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Физическая культура выступает как вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека [5].

На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

При правильной организации учебно-воспитательного процесса занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, профилактики простудных заболеваний, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам. В результате физических упражнений совершенствуются органы чувств, зрительное и слуховое восприятие, развивается память и другие отделы высшей нервной деятельности [5].

Физическая культура личности интерпретируется как социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно- спортивной деятельности, культуре образа жизни человека, духовности и психофизическом здоровье [6].

Физическое воспитания направлено на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Так, выполнение физических упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе. Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом воспитывается трудолюбие, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремленность, многократное выполнение физических упражнений для настойчивости в достижении цели переносятся в последующем и на формирование личностных качеств. Физическое воспитание – это уникальный способ формирования личности, который не может быть заменен ничем другим [2].

Необходимо отметить, что проведено достаточно исследований, чтобы обоснованно говорить о влиянии занятий физической культурой и спортом на воспитание личности подрастающего поколения [3].

Пилотные исследования были проведены на территории Архангельской области на базе высшей школы педагогики, психологии и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Было осуществлено исследование показателей мотивации достижения, самооценки и уровня притязаний у 60 студентов 1 курса разного пола, занимающихся и не занимающихся спортом.

В ходе исследования установлены позитивные и негативные стороны влияния занятий спортом на становление самосознания, мотивационной и эмоциональной сферы обучающихся, составляющих психологические предпосылки устойчивости к соревновательным и жизненным стрессам.

Показано, что включение в занятия спортом повышает реалистичность самоотношения и мотивации достижения учащихся, так как спорт дает им необходимый опыт успехов и неудач. Однако у спортсменов отмечено увеличение величины расхождения уровня притязаний и самооценки, которое обусловлено слабым развитием навыков целеполагания и свидетельствует о восприятии собственных целей как реально не достижимых, что является фактором повышения тревожности.

Установлено, что у студентов, не занимающихся спортом, тревожность в большей степени связана с намерениями проявить себя, а у студентов-спортсменов – с реальным опытом проявления себя. Недостаток опыта испытания своих сил у не занимающихся спортом учащихся делает их более уязвимыми к стрессам.

Экспериментально доказано, что специализированные тренинги, направленные на саморазвитие личности, способствует повышению адекватности отношения к успехам и неудачам, снижению тревожности у молодых людей, а, следовательно, повышает устойчивость к соревновательному стрессу, а также помогает адаптации к новым условиям и учебной деятельности.

Заключение. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют не только развитию основных физических качеств и формированию интеллектуальных способностей у обучающихся, но и направлены на воспитание разносторонне развитой личности, а именно, помогают формированию научного мировоззрения, гражданственности, активного отношения к труду, эстетических и нравственных качества у подрастающего поколения.

Список литературы:

Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.

Бишаева А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева, В.В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016.

Гарипова А.З., Гущина Л.Е. Влияние физической культуры и спорта на формирование личности студента // Психология, социология и педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/05/8124 (дата обращения: 16.01.2023)

Горячев И.А., Румянцева О.А., Зайцева А.В. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023632. (дата обращения: 29.12.2022). Загл. с экрана.

Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1987. – 654 с.

Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 130 с.

Просмотров работы: 41