ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной научной литературе сложились определенные трактовки термина «государственные закупки» [2], также выделяются различные подходы к определению понятия «государственные закупки». После анализа подходов к определению понятия «государственные закупки», можно сделать обобщенный вывод о том, что государственные закупки представляют собой систему правоотношений, возникающих между двумя сторонами, которыми являются заказчик и поставщик различных услуг, товаров и работ, обеспечивающих нужды государственных и муниципальных органов и организаций с целью эффективного использования бюджетных средств. Соответственно, основные характеристики государственных закупок: государственные закупки производятся за счет бюджетных средств разных уровней (федерального, уровня субъекта РФ и муниципального уровня) [5].

Несколько слов о понятии «финансовые технологии». Финансовые технологии (финтех) – сфера на стыке финансов и IT. Финтех – это предоставление финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий. Таких как «большие данные» (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и других. Сейчас финансовые технологии становятся неотъемлемой частью всех видов финансовых услуг: кредитование, платежи и переводы, сбережения, инвестирование, страхование и иные, трансформируя бизнес-модели и повышая их клиентоориентированность. Различные финтех-решения внедряются как крупными финансовыми организациями, например, банками, так и узкоспециализированными финтех-компаниями, предоставляющими ограниченный перечень услуг.

В настоящее время в России регулирование закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется основным нормативно-правовым актом, регламентирующим процедуры государственных закупок
в Российской Федерации, Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –
44-ФЗ). В 2021 году были приняты изменения в ФЗ-44. Был принят Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По этому закону изменения вступили в силу с 1 января 2022 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу позднее). Сократилось число способов закупки до трех наиболее используемых видов, таких как конкурс, аукцион и запрос котировок. Были исключены такие виды государственных закупок, как двухэтапные конкурсы, конкурсы
с ограниченным участием и запросы предложений.

В данной статье следует обозначить сущность явления цифровизации в закупочной деятельности. В настоящее время, трудно представить какие потребности у государства будут через год, 5 – 10 лет в нанотехнологиях, искусственном интеллекте, робототехнике и т.д. Именно поэтому система государственных закупок должна быстро подстраиваться под парадигмы новой реальности. Итак, основные направления цифровизации закупок:

Упрощение процессов закупочной деятельности;

Экономия времени на закупки;

Повышение прозрачности торгов;

Контролируемость бизнес-процессов;

Экономия трудовых и финансовых ресурсов.

Исходя из приведенных параметров, можно сказать, что цифровизация в сфере закупок – это организация закупочных процессов с помощью
IT-технологий, повышающая производительность компании и уровень взаимодействия с контрагентами.

Трансформация закупочной системы – это комплекс автоматизированных процессов: начиная от формирования потребности до отгрузки товара (предоставления услуги) заказчику. В ближайшем будущем цифровизация в государственных закупках продвинется на несколько шагов вперед, так в 2022 году уже вступили в силу нововведения:

Электронный документооборот будет вводиться на всех этапах проведения закупочных процедур (в 2021 году электронный документооборот уже использовался на отдельных этапах проведения закупки, но не являлся обязательным);

В 2022 году оплата по договорам уже производилась на основании электронных актов, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), подписанных с двух сторон;

Каждый из заказчиков обязан использовать электронное актирование — обмен документами по сделке в электронном формате.

Большое количество нововведений способствует развитию отдельного направления в цифровой трансформации закупок – разработке сервисов, заменяющих ручную работу. Сегодня уже есть ряд платформ, которые помогают решить некоторые вопросы в части закупок:

PIX RPA – роботизированная платформа для автоматизации процессов. С ее помощью можно внедрить в работу цифровых сотрудников в сжатые сроки. Сервис обрабатывает первичную документацию и платежи, подготавливает счета, оформляет справку
2-НДФЛ;

Атомбот.Закупки – программный робот, имитирующий работу человека в составлении отчетов, сверке файлов, анализе данных (в отличие от человека, действия выполняются быстрее). Сервис формирует и проверяет техническое задание, проект договора на соответствие нормативам, составляет запрос коммерческого предложения, анализирует цены, формирует предельные ставки, итоговый протокол, документацию к закупочной процедуре;

1С: Документооборот 8 – организация хранения и совместной работы с документами и файлами, автоматизация бизнес-процессов и проектной деятельности. В функционал сервиса входит сканирование, распознавание документов, их создание по шаблонам с подстановкой данных, систематизация по видам, папкам и категориям.

В настоящее время информационные технологии опережают нормативное регулирование и их осмысление на законодательном уровне. В связи с этим представляется оправданным в целях обеспечения баланса интересов государства и общества и недопущения противоправного поведения в сфере государственных закупок скорейшее внедрение
в практическую деятельность цифровых закупок, основанных
на использовании данных в электронной форме, а также устранение правовых барьеров, имеющихся в законодательстве в этой сфере.

Что касается контроля в сфере государственных закупок, существует несколько видов контроля. Проверка не ограничивается участием государственных и ведомственных структур типа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее – ФАС) или Казначейства. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном. Статья 99 44-ФЗ устанавливает, кто и над кем осуществляет различные виды контроля
в сфере государственных закупок. Для каждого проверяющего органа выделена своя зона ответственности и необходимые полномочия в данной сфере.

Отрасль государственных закупок является сферой, где коррупционные схемы достаточно распространены. Государственный орган, в полномочия которого входит отслеживание и выявления фактов коррупции в государственных закупках – ФАС. ФАС также имеет право выдавать представления для возбуждения уголовных дел.

Незаконные коррупционные схемы используются наиболее часто
в отраслях (были и остаются):

Работы по строительству — 34%;

Услуги по ремонту дорожных покрытий — 27%;

Услуги различного рода — 18%;

Сфера оказания услуг в области медицины — 12%;

Другие отрасли — 9%.

Таким образом, самые прибыльные виды закупок и тендеров, по результатам которых заключаются многомиллионные контракты, являются одновременно наиболее подверженными коррупции.

Чтобы исключить в закупочной деятельности госкомпании коррупционный фактор был разработан № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.
«О противодействии коррупции», в котором предусмотрено наказание
от тяжести правонарушения:

Принудительные работы;

Штрафные санкции;

Мораторий на работу в определенных должностях;

Уголовное наказание.

На сегодняшний день требования к участникам закупок
и предоставляемых ими документах являются максимально четкими.
При вскрытии в учреждении фактов коррупции в государственных закупках рекомендуется:

Придать факту максимально широкую огласку;

Применить дисциплинарные меры, разъяснить виды уголовных
и административных взысканий;

Для профилактики нарушений организовывать специальные лекции
с подробными разъяснениями о мерах ответственности.

И в заключении, такие проблемы как: сложность при определении оптимального ассортимента, объема товара к поставке, выбор поставщика, обработка большого объема информации и данных, можно решить единственным способом, минимизировав ошибки – это использовать информационные финансовые технологии. В контексте перечисленных проблем для решения могут быть использованы технологии искусственного интеллекта. Все выявленные выше проблемы являются следствием слабой организованности процессов закупочной деятельности, большого объема информации, которую необходимо анализировать, и неэффективностью используемых технологий, которые подразумевают постоянный контроль со стороны человека.

Искусственный интеллект призван улучшить существующую и уже привычную всем нам автоматизацию. С помощью технологий искусственного интеллекта можно гораздо эффективней искать, извлекать и анализировать информацию в разных бизнес-процессах закупочной деятельности, что ведет к минимизации воздействия человеческого фактора, с которым связана большая часть проблем закупочной деятельности.

Современное отечественное нормативное пространство нуждается во внедрении правовых аспектов в области цифровизации закупочной деятельности на основе ведущих мировых практик.

Литература

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция). Дата обращения: 05.01.2023 www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями). Дата обращение 10.01.2023 www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

Талапина Э.В. Правовое регулирование цифрового правительства в России: возможности учета требований ОЭСР / Э.В. Талапина / Государственная власть и местное самоуправление, 2018, Дата обращения 15.01.2023 elibrary.ru/item.asp?id=32767950.

Статья: «Финансовые инструменты для участия в госзакупках: помощь на каждом этапе/ К. Сулейманова, октябрь 2018.

Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику/ Международный бухгалтерский учет, 2018, # Дата обращения 10.01.2023 elibrary.ru/item.asp?id=32767950.

«Источник: МУКЦ Госзакупки https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/vidy-kontrolya-v-sfere-goszakupok/», электронный ресурс Дата обращения 15.01.2023.

Сайт Центрального Банка Российской Федерации: www.cbr.ru, электронный ресурсДата обращения 15.01.2023.

Просмотров работы: 10