Охрана окружающей среды в век технического прогресса и модернизации, как никогда актуальна и выходит на первый план. Сегодня человек оказывает большое влияние на окружающую среду, и она просто не справляется с таким давлением. А от благополучия природы зависит наше здоровье и наше будущее, так как мы используем все природные ресурсы.
Подрастающему поколению, как никогда нужны новые знания, новая система ценностей. Нынешней экологической ситуации требуется развитие экологического мышления.
Экологическое мышление проявляется в умении использовать экологические знания, к предотвращению и устранению отрицательных для природы воздействий некоторых технологических процессов производства[1].
Экологическое мышление - это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете[2].
Экологическое мышление – это навыки и качества личности, требующие постоянного развития, например, навык видеть взаимосвязи в природе, навык анализа связи между действиями человечества и состоянием окружающей среды, воспитание и развитие чувства ответственности за будущее человечества и Земли в целом.
Проблема формирования экологической культуры школьников остается актуальной, необходимы какие-либо инновации в мероприятиях, которые будут адаптированы под интересы современного подрастающего поколения. Поэтому мы предприняли попытки в продолжение формирования экологической культуры школьников разработкой и проведением трёх сценарий внеурочных мероприятий в рамках учебных предметов – биологии и географии.
Почему внеурочных? Обучить учащихся макроэкологии, развить у них экологическое мышление только в рамках урока невозможно. А внеклассные мероприятия позволяют реализовать воспитательную, образовательную и развивающие задачи, при этом расширяют кругозор учащихся, помогают им раскрепоститься и повысить уверенность в своих силах и способностях. Внеклассные мероприятия проводятся в более свободной форме с применением всевозможных инновационных технологий, методов и приемов. Что способствует развитию креативного мышления и навыков групповой работы.
Нами разработаны следующие внеклассные мероприятия для учащихся 6 класса:
- «Урок экологической грамотности» в рамках всероссийского фестиваля «Наука 0+»;
- внеурочное мероприятие «Мировой океан и его части. Жизнь в море и океане. Охрана морей»;
- внеурочное мероприятие «Экологические проблемы Курганской области».
Цель проведения данных мероприятий: акцентирование внимания учащихся на экологических проблемах, в целом, влиянии антропогенной деятельности на природную среду и, в частности, Курганской области, а также привитие чувств сопереживания, ответственности, любви к природе.
Задачи, реализуемые в ходе данных мероприятий: формирование элементарных экологических знаний, развитие умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами, воспитание бережного и заботливого отношения к окружающей среде.
Внеклассные мероприятия разработаны мной в игровой форме с учетом индивидуальных и возрастных особенностей шестого класса. Так как игра во внеурочной деятельности способствует не только сплочению коллектива, но максимальному включению детей в активную познавательную деятельность. Через игру можно привить любовь и уважение к себе, к одноклассникам и к окружающей природе.
Во внеурочных мероприятиях предусмотрены разнообразные методы обучения, такие как сравнение, анализ и наблюдение, необходимые для получения полной картины экологических проблем[3].
Во внеклассных мероприятиях используются видеоролики «7 интересных фактов об Арктики и Антарктики», «Как появились океаны», «Наш дом - Земля» и интерактивные задания, которые относятся к информационно-коммуникационным технологиям. ИКТ в данных мероприятиях обеспечивают наглядность, красочность и реальность изучаемого материала, повышают активность учащихся на уроке, усиливают эмоциональное воздействие на учащихся и формируют личностное отношение учащихся к увиденному, а именно к экологическим проблемам человечества. Невнимательный ученик становится внимательным. Повышается мотивация учения, создается комфортная среда обучения, повышается активность учащихся, создаются условия для самостоятельной работы учащихся.
Задания во внеклассных мероприятиях исследовательского и частично поискового характера, так как исследовательская деятельность – эффективная форма работы по изучению экологии, в особенности экологических проблем. У обучаемых развивается наблюдательность, побуждается интерес к изучению конкретных экологических проблем[3].
Внеурочное мероприятие «Экологические проблемы Курганской области» направлено на обобщение знаний учащихся 6 класса об экологических проблемах Курганской области и повышение интереса к изучению родного края. Нам было важно наполнить экологические внеклассные мероприятия материалом нашего региона, так как это способствует проявлению личного отношения учащихся к местным экологическим проблемам и как следствие, поиску возможностей их решения.
Данная работа имеет практическую значимость, так как обеспечивает возможность обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также имеющиеся разработки внеклассных мероприятий можно использовать в дальнейшей работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое воспитание необходимо для всестороннего развития личности учащегося и одной из важных форм экологического воспитания является внеклассная деятельность.
Список использованных источников
Новгородцева И. В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин / Новгородцев И. В. - Москва : ФЛИНТА, 2017. - 378 с. - ISBN 978-5-9765-1280-1.
2. Честина Т.В. Экологическое мышление: как жить в гармонии с природой и другими людьми / Т.В. Честина / Текст непосредственный // Сообщения и материалы сетевого издания «РБК» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 03.12.2021 за номером ЭЛ №ФС77-82385).
3. Арбузова Е. Н. Методика обучения биологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – URL: https://urait.ru/bcode/493740 (дата обращения: 10.11.2022).
4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя/А.А.Гин.-13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.-112 с. ISBN 978-5-7755-2854-6