Введение.Актуальность темы «Применение современных технологий физической культуры в образовательных учреждениях» обусловлена тем, что за последнее десятилетие в нашей стране произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности подрастающего поколения детей. Это связано с недостаточной оздоровительной и воспитательной работой в дошкольных учреждениях. [3] Государственная стратегия Российской Федерации в области здравоохранения направлена на укрепление здоровья нации и профилактику заболеваний. В реализации данной стратегии участвуют, прежде всего, оздоровительные, социальные и бюджетные учреждения, учреждения, связанные с подрастающим поколением. Огромная роль в укрепление здоровья ребёнка и в его гармоничном физическом развитии отводится дошкольным образовательным организациям. Особое внимание в этой связи уделяется дошкольному возрасту, поскольку на этом этапе развития у человека закладывается потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности. [2]
Целью данной работы является изучить эффективность применения современных технологий физической культуры в образовательных учреждениях.
Для установления цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по применению современных технологий физической культуры в образовательных учреждениях;
2. Провести анализ работы учреждений дошкольного и дополнительного образования для дальнейшей реализации совместной деятельности;
3. Предложить наиболее рациональную систему физического воспитания на основе сотрудничества на постоянной основе с учреждением дополнительного образования.
Организация и объем исследования. Исследование выполнено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» структурное подразделение Детский сад «Ручеёк» в период с 2021 по 2022 учебного года. Работа включала в себя 3 этапа. Первый этап проводился в мае 2021 года. Второй этап в сентябре 2021 года. Третий этап в мае 2022 года. В течение этого времени со второго по третий этап проводились занятия по физической культуре группах учреждении дошкольного образования. В исследовании приняли участие родители детей подготовительной группы.
Методы исследования.Исследование включало в себя использование следующих методик:
Обзор учебно-методической литературы;
Анализ работы учреждений дошкольного и дополнительного образования в сфере физической культуры;
Анкетирование;
Анализ системы физического воспитания на основе сотрудничества на постоянной основе с учреждением дополнительного образования;
Метод статистической обработки данных.
Результаты были обработаны с помощью программы Excel 10.0
1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1.1 Анализ работы учреждений дошкольного и дополнительного образования проводилось с целью выявления основных направлений работы в сфере физической культуры.
Из проведенного анализа учреждений, мы выявили проблему в детском саду, а именно отсутсвие специалиста в области физической культуры. Поэтому воспитателям необходимо было проходить программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В детском саду имеется спортивный зал для проведения спортивно-оздоровительных занятий, а также соответсвтующий инвентарь по параметрам и возрасту воспитанников.
В такой ситуации мы предлагаем сотрудничество с учреждением дополнительного образования СП «Октябрьской ДЮСШ». Т.к. тренера-преподавателя имеют соответствующее образование в сфере физической культуры и спорта. Они имеют право проводить спортивно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста, разрабатывать дополнительную общеразвивающую программу в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью. Могут выбирать образовательные технологии в образовательной практике исходя из особенностей содержания предметных областей, возраста и образовательных потребностей обучающихся.
Данное сотрудничество позволит использовать максимум возможностей для развития интересов детей, решать многие образовательные и оздоровительные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, а также повысит уровень физического развития дошкольников.
3.2 Оценка актуальности применения современных технологий физической культуры в дошкольном учреждении
Для оценки актуальности перспектив применения современных технологий физической культуры в дошкольном учреждении начинается с анкетирования родителей (законных представителей) детей подготовительной группы. В анкетировании приняли участие 30 родителей.
Проанализировав полученные результаты анкетирования в начале исследования, были получены результаты (табл. 1). Мы видим, что большая часть родителей не занимаются физическим воспитанием со своими детьми после детского сада, несмотря на то что у половины опрошенных родителей есть дома условия для физического воспитания. А также более 50% детей дошкольного возраста не посещают спортивно-оздоровительные секции.
От сюда следует, что многие родители уделяют не достаточное количество времени на своих детей в свободное от работы время, что препятствует физическому развитию. Это актуальная проблема нашего времени - сохранение и укрепление здоровье дошкольников. Этот возраст особенно важный, ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей в начале исследования
№ |
Вопрос |
Ответы и результат |
||||||||||
1 |
Как часто вы занимаетесь со своим ребенком спортивными занятиями? |
Иногда |
Ежедневно |
Обязательно по выходным |
Не занимаемся |
|||||||
56,7% |
20% |
13,3% |
10% |
|||||||||
2 |
Есть ли дома условия для физического воспитания ребенка? |
имеют спортивный инвентарь |
имеют спортивный уголок |
не имеют условий |
||||||||
50% |
40% |
10% |
||||||||||
3 |
Ребёнок посещает спортивную секцию? |
Танцы |
Лыжные гонки |
Мини-футбол |
Карате |
Нет |
||||||
16,7% |
10% |
16,7% |
6,7% |
50,1% |
||||||||
4 |
Хотели бы вы, чтобы Ваш ребёнок занимался ОФП? |
Да |
Нет |
|||||||||
100% |
0% |
3.3 Анализ системы физического воспитания на основе сотрудничества на постоянной основе с учреждением дополнительного образования
На основе вышеперечисленных исследований мы предлагаем внедрить в дошкольное образовательное учреждение систему физического воспитания на основе сотрудничества на постоянной основе с учреждением дополнительного образования.
Целью такой совместной деятельности станет создание благоприятных условий для успешного воспитания и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, гармоничного физического развития, развития личности дошкольников и приобщения к спорту.
Данное сотрудничество образовательных учреждений позволит взаимовыгодную связь между детским садом и детско-юношеской спортивной школы. Мы предлагаем рассмотреть схему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с дополнительным образовательным учреждением (рис. 1).
На рисунке 1 мы видим схему взаимодействия учреждений дошкольного и дополнительного образования, где указана положительная взаимосвязь тренеров-преподавателей детско-юношеской спортивной школы по отношению к детскому саду это: квалифицированные работники в сфере физической культуры; гармоничное физическое развитие детей; приобщение к физической культуре; восполнение потребности физической активности; формирование привычки к здоровому и активному образу жизни. А также обратная связь детского сада по отношению к тренерам-преподавателям детско-юношеской спортивной школы это: возможность развивать и совершенствовать навыки ведения занятий по физической культуре детей дошкольного возраста; приобретение необходимого опыта проведения занятий с детьми дошкольного возраста; отбор детей, обладающих потенциалом к успешному овладению определённого вида спорта и помощь родителям в дальнейшем выбрать для ребенка спортивную секцию.
Что дают |
СП «Октябрьская ДЮСШ» |
Что получают - Возможность тренерам-преподавателям развивать и совершенствовать навыки ведения занятий по ФК детей дошкольного возраста; - Приобретение необходимого опыта проведение занятий с детьми дошкольного возраста; - Отбор детей, обладающих потенциалом к успешному овладению определённого вида спорта; - Расширять границы доступности услуг дополнительного образования. |
|
- Квалифицированные работники в сфере ФК; - Гармоничное физическое развитие детей; - Приобщение к ФК; - Восполнение потребности физической активности; - Формирование привычки к ЗОЖ и активному образу жизни. |
Тренеры- преподаватели |
СП «Детский сад Ручеёк» |
Рис. 1. Схема взаимодействия учреждений дошкольного и дополнительного образования
По завершению исследовательской части было проведено заключительное анкетирование родителей (законных представителей) детей подготовительной группы (табл. 2) с целью выявления результативности системы физического воспитания на основе сотрудничества на постоянной основе с учреждением дополнительного образования.
Таблица 2
Результаты анкетирования родителей в конце исследования
№ |
Вопрос |
Ответы |
|
Да |
Нет |
||
1 |
Нравится ли вашему ребёнку занятия по ОФП с тренером-преподавателем Октябрьской ДЮСШ? |
100% |
0% |
2 |
Заметен ли результат у ребёнка (восполнены ли потребности в физической активности)? |
86,7% |
13,3% |
3 |
Как Вы считаете, сотрудничество детского сада с Октябрьской ДЮСШ принёс положительный результат? |
100% |
0% |
4 |
Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок в дальнейшем занимался в Октябрьской ДЮСШ в избранном виде спорта? |
73,3% |
26,7% |
Таким образом основываясь на результатах, полученных в ходе заключительного анкетирования, мы видим положительные итоги системы физического воспитания на основе сотрудничества на постоянной основе с учреждением дополнительного образования, где выполняются условия для успешного воспитания и обучения физической культуры дошкольников, видим гармоничное развитие физических качеств, а также заметны результаты восполняемости недостатка физической активности.
Выводы. 1. Исследование актуальности применения современных технологий физической культуры в образовательных учреждениях показало, что в наше время главной проблемой является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети испытывают дефицит двигательной активности, потому что чаще всего они находятся в ограниченном пространстве, и пользуются широким спектром разнообразных гаджетов. Организм ребенка нуждается в движении, что является важнейшим условием его жизнедеятельности. 2. Основываясь на результатах, целью которых было выявление основных направлений работы в сфере физической культуры, в полученном ходе исследования, мы можем сделать вывод о том, что дошкольное и дополнительное образование могут взаимодействовать между собой. Т.к. выявили проблему в дошкольном образовательном учреждении, которая связана с отсутствием специалиста в области физической культуры такое взаимодействие позволит использовать максимум возможностей для развития интересов детей, решать многие образовательные и оздоровительные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, а также повысит уровень физического развития дошкольников. 3. В связи с выявлением проблемы в дошкольном образовательном учреждении была внедрена система физического воспитания на основе сотрудничества на постоянной основе с учреждением дополнительного образования. Взаимодействие учреждений дошкольного и дополнительного образования, есть положительная взаимосвязь тренеров-преподавателей детско-юношеской спортивной школы с детским садом, а также обратная связь детского сада к тренерам-преподавателям детско-юношеской спортивной школы
Список использованной литературы
Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева — 2-е изд. — Тюменский государственный университет. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
Малозёмова, И. И. М19 Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малозёмова; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.
Михайлова, Н.В. Методика физической культуры детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие (теория, методика, опыт) / Н.В. Михайлова. - Оренбург: 2018.
Падерина Е.А. Современные требования к содержанию профессиональной деятельности инструктора по физической культуре дошкольного образования 2019.
Соковиков О.Б. Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3–7 лет: парциальная программа / О.Б. Соковиков, Л.А. Новикова, Т.В. Левченкова. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2022.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. «Физическое воспитание дошкольников». Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006.