В настоящее время получили широкое многообразие различные средства обучения - это совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, учебное и учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации и др.).
Среди них отдельного рассмотрения стоят наиболее современные средства обучения - интерактивные. Это программное обеспечение, техническое устройство или учебное пособие, обеспечивающее диалоговое взаимодействие, направленное на достижение образовательного результата.
Важным отличием современного этапа развития общества является информатизация. Информационные технологии активно используются в системе образования, все больше применяются в практике работы педагогов образовательных учреждений. Презентации с использованием мультимедийных средств, компьютерные игры-упражнения на занятиях становятся достаточно привычным явлением и неотъемлемой частью образовательного процесса. Информационно-коммуникационные технологии, а также интерактивные средства обучения, открывают большой спектр возможностей для учащегося, становления его как полноценной личности, повышения его коммуникативного и социального уровня [1].
Информационная технология – это совокупность методов, способов и средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку, передачу, защиту и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. Информационные технологии являются основой современных интерактивных технологий.
Интерактивные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих диалоговое взаимодействие [2].
В образовательном процессе, интерактивные технологии взаимозависимы с особенностями его организации, а именно с целью изменения роли обучающего и обучающегося: таким образом, педагог занимает консультирующую позицию, а целью учащихся становится самостоятельное решение поставленных перед ними задач путем взаимодействия и кооперирования друг с другом и, в особо сложных случаях, с учителем.
Интерактивное средство обучения – это техническое устройство, программное обеспечение, или учебное пособие, предоставляющее возможность диалогового взаимодействия, которое направленно на достижение образовательного результата.
К интерактивным средствам обучения относятся:
интерактивная доска;
мобильные устройства (смартфоны, планшеты);
интерактивный стол;
интерактивная система опроса;
интерактивные программы (приложения) и электронные образовательные ресурсы.
Перечисленные выше средства помогают справиться с принципом зрительной и звуковой наглядности. Стоит учесть, что при правильном способе применения, интерактивные технологии могут повысить интерес учащихся к предмету, что способствует повышению внимательности на внеурочном мероприятии, тяге к изучению чего-то нового. Существует интересная закономерность: чем младше возрастная группа, тем легче применять интерактивные технологии.
Выше перечисленные средства обучения объединяют в себе различные программы и интернет-ресурсы, которые гарантируют взаимодействие ученика и изучаемого материала в интересной интерактивной форме. К таковым можно отнести [3]:
Microsoft PowerPoint,
сервисы Google,
сайт LearningApps,
Рассмотрим на примере возможностей LearningApps.
LearningApps предоставляет широкий спектр возможностей: помимо тестов и кроссвордов, сайт предоставляет возможность создавать и использовать на внеурочном мероприятии задания по типу:
«сортировка»;
«угадывание слов»;
«заполнение пропусков»;
«найти пару»;
«классификация»;
Два разных вида викторин;
«сортировка картинок»;
«ввод текста»;
«слова из букв»;
Возможности сайта оправданы для применения на любом из этапов внеурочного мероприятия: интерактивные средства обучения уместны как для вводной части мероприятия, так и для закрепления изученного материала в конце. Кроме того возможно выполнить ключевую часть мероприятия в диалоговом порядке, то что гарантирует учащимся хорошее усвоение изученного материала и свежий взгляд на изучаемую тему. Приведём ряд образцов применения интерактивных упражнений и задач, произведенных в программе LearningApps для заданий во внеурочной деятельности по биологии в 6 классе.
При изучении темы «Природа и экология Арктики и Антарктики» в этапе закрепления материала было применено упражнение «Животный мир Арктики и Антарктики». Обучающимся следует распределить отмеченные оранизмы согласно царствам живой природы. На рисунке 1 представлен фрагмент исполнения задания.
Рис.1 Игра «Сопоставление»
В результате выполнения, появляется возможность анализа уровня понимания темы учащимися.
С целью проверки содержания изучаемых понятий на внеурочном мероприятии по теме «Природа и экология Арктики и Антарктики» было проведено тематическое упражнение-игра, составленный в LearningApps. Проведение интерактивного мероприятия в подобном формате позволило закрепить материал, поднять настроение и повысить интерес к изучаемой теме.
Таким образом, использование интерактивных ресурсов на внеурочных мероприятиях по биологии в 6 классе является необходимым условием качественно проведенного внеурочного мероприятия, так как способствует усвоению знаний учащимися, повышает мотивацию детей к изучению биологического материала, значительно улучшает его восприятие детьми. Необычные и интересные задания упражнения, которые предоставляют современные образовательные порталы имеют больший потенциал в учебной деятельности по биологии в средней школе.
Список использованной литературы:
Дмитриева, О. С. ИКТ на уроке биологии: начинаем разговор [Текст] / О. С. Дмитриева // Биология в школе. – 2012. – № 5. – С. 38-39.
Иванова, М. С. Приемы работы с анимацией на уроках общей биологии [Текст] / М. С. Иванова // Материалы регионального конкурса на лучшую работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений и научных учреждений Курганской области, 16 мая 2013 г. [Текст]. – Курган: КГСХА, 2013. – С. 88-92.
Методика обучения биологии. История становления и развития [Электронный ресурс]: учеб. пособие для акад. бакалавриата / Н. Д. Андреева, Н. В. Малиновская, В. П. Соломин; под ред. Н. Д. Андреевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 166 с. – Доступ с сайта ЭБС Юрайт. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/218EA2AB-CE00-4269-8D2D-C5099562D9B6. – 12.10.2018.