Методика организации опытов с учащимися пятых классов на учебно-опытном участке - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Методика организации опытов с учащимися пятых классов на учебно-опытном участке

Черданцева Т.А. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебно-опытный участок является неотъемлемой частью общеобразовательного учреждения и учебно-воспитательного процесса, так как необходим учащимся для изучения живой природы. Он помогает развить познавательный интерес у школьников к таким дисциплинам как биология, экология и творческие способности благодаря естественнонаучным исследованиям.

Одним из важнейших методов изучения является наглядность. Именно пришкольные участки помогают детям лучше понять принципы и явления живой природы благодаря организации уроков непосредственно с живыми объектами.

Исследуя различные явления и объекты самостоятельно, школьники развивают навыки и умения применять теоретические знания на практике и, анализируя данные, получать информацию. Объекты исследования должны быть понятны и знакомы учащимся. Их доступность для исследования будет определять успешность по достижении поставленных целей. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашей научной работы.

С целью анализа и систематизации информации по теме исследования нами был проведён анализ теоретической и методической литературы. Тематика опытов на учебно-опытном участке с учащимися общеобразовательных школ представлена в методических изданиях. Однако им мало уделяется внимания в учебно-воспитательном процессе, учёту возрастных особенностей школьников при подготовке для них заданий исследовательского характера. При разработке структуры пришкольного участка и методики его применения в образовании школьников огромный вклад внесли Верзилин Н.М., Матисен В.А., Пономарева И.Н., Рыков Н.А., и другие методисты-биологи, о которых мы поговорим отдельно.

В работах В.М. Пакуловой отражены некоторые методы организации биологических экскурсий в природу. Она отмечает, что в рамках организации экскурсий в естественные биотопы нельзя ограничиваться пассивным прослушиванием рассказа учителя о наблюдаемых биологических объектах, необходимо вовлечение учащихся в активную деятельность [2]. Е.В. Попова посвятила ряд своих работ методам и приёмам организации полевой практики по биологии для студентов педагогических вузов. В книге данного автора имеются интересные темы исследований в природе, которые могут быть использованы в упрощённом виде при организации учебной исследовательской деятельности школьников [3]. Большой интерес представляют работы В.И. Шепелёва, он рассматривает методические особенности организации экскурсий в природу [5].

Классическая структура учебно-опытного участка состоит из таких отделов как:

1)полевой (в нем размещают кормовые и зерновые культуры, которые имеют производственное значение в данной зоне).

2)овощной (В немобычно произрастают овощные культуры в условиях как открытого, так и закрытого грунта с учетом севооборота).

3)плодово-ягодный (в нем наименьшую часть представляют ягодные растения и питомник, а большую часть плодовый сад).

4)дендрарий (в нем выращиваются растения с научными целями, при возможности отдел становится лекарственным, а растения идут на гербарии).

5)декоративный (в нем посажены растения для оформления школы однолетние и многолетние).

6)биологический (он необходим для постановки опытов, выясняющих важнейшие биологически закономерности).

7)коллекционный (любой из отделов может быть коллекционным, в зависимости от различных факторов).

8)опытнический (любой из отделов может быть опытническим, в зависимости от различных факторов).

9)зоологический (он включает группы беспозвоночных, земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих при возможности их содержания)[1].

На пришкольном участке проводятся экологические акции и массовые мероприятия:

1) «Кормушка» - акция, где ученики учатся самостоятельному проектированию скворечников и кормушек из различных материалов (для наблюдения за перелетными птицами в течение учебного года).

2) «Синичкин день» - акция, где дети узнают больше информации о зимующих птицах и формируют понимание, что птицы нуждаются в их помощи (на данной основе можно провести различные конкурсы: фотоконкурс, конкурс кормушек, конкурс на лучшую подделку, также дети лучше узнают о повадках птиц, наблюдая за ними и принося корм) [2].

Опыты на пришкольном участке дают учащимся возможность работать с живыми объектами. Формирование у школьников 5 класса нравственных качеств, любви к природе и дисциплинированности на прямую зависит от учебно-образовательного участка. К тому же он развивает уважение к трудовой деятельности.

Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует:

- совершенствованию биологических знаний и умений для дальнейшего применения на практике;

- развитию умений и навыков позволяющих в дальнейшем самостоятельно выращивать культурные растения учитывая при этом необходимость агротехники;

- формированию знаний и умений для проведения различных экспериментов над растениями и животными;

- совершенствованию умений по наблюдению различных явлений, анализу и описыванию разных системных данных, зафиксированных при наблюдении, сравнивать объекты и интерпретировать полученные данные в зависимости от изменений факторов;

- формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений [1].

Приведём пример плана полевого исследования, этапы которого рекомендуется соблюдать в процессе изучения видового состава растений и животных.

1. Составить план исследуемой территории.

2. Провести осмотр территории и определить преобладающие виды растений (животных).

3. Собрать или сфотографировать представителей растений (животных).

4. Установить видовую принадлежность растений (животных).

5. Провести подсчёт количества наиболее распространённых изучаемых объектов.

6. Выявить основные приспособления к среде обитания у живых объектов.

7. Установить существующие в биотопе взаимосвязи [3].

Приведём примеры ботанических тем полевых исследований:

1. Видовой состав сорных растений родного края.

2. Пищевые дикорастущие растения родного края и их использование человеком.

3. Влияние на рост и развитие растения среды обитания.

Данные темы достаточно просты и могут выполняться учащимися, завершившими обучение в 6 классе, в летний период.

После либо перед изучением курса биологии животных учащимся могут быть предложены следующие темы полевых исследований:

1. Особенности развития гусеницы капустной белянки.

2. Особенности выкармливания птенцов домовыми воробьями (можно взять другой вид птиц).

3. Особенности жизнедеятельности муравьёв.

Более старшим школьникам можно предложить полевые исследования с постановкой опытов, организуемых на учебно-опытном участке. Например, влияние разного состава питательных смесей на рост и развитие растений.

Все предлагаемые нами темы полевых исследований направлены на формирование исследовательских умений, способствуют формированию и развитию познавательных УУД у школьников.

Таким образом, полевые исследования активизируют познавательный интерес учащихся и создают условия для формирования самостоятельного получения информации, её анализа и синтеза.

Список использованных источников:

Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. -М.: 5 за знания, 2005.-208 с. (дата обращения: 11.12.2022)

Пакулова, В. М. Современный урок биологии: учебное пособие / В. М. Пакулова, Т. В. Голикова. – Красноярск, 2014. – 214 с. – Текст: непосредственный;

Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей / М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова. -М.: Просвещение, 1980. -255 с – Текст: непосредственный;

Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Пришкольный учебно-опытный участок. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. – 192 с – Текст: непосредственный;

Шепелёва, В.И. Организация экскурсий в природу /В.И. Шепелёва. – М.: Высшая школа. – 2017. – Текст: непосредственный;

Просмотров работы: 25