ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ТРАВМ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ТРАВМ

Клопова А.А. 1, Замараева М.П. 2
1САФУ
2Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Влияние водных процедур на организм человека с лечебной или профилактической целью изучается гидротерапией. Лечебные

свойства пресной и минеральной воды были известны издревле
и упоминаются еще в индийских Ведах. Пифагор, Гиппократ,
Асклепиад, Авиценна, Антоний Муса использовали эти знания
для лечения многих заболеваний. Однако, научное исследование
данного вида лечения началось лишь в XIX веке благодаря русским и европейским ученым. Впервые термин «гидрореабилитация» как педагогическое и научное
направление появляется по инициативе Российских ученых на
международном симпозиуме «Biomechanics and medicine in swimming»
в 1998 году в Финляндиии, с тех пор гидрореабилитация включена
в программы многих международных конференций по реабилитации.
С 2000 года гидрореабилитация в России активно начала развиваться
как учебная дисциплина на базе Национального государственного
университета физической культуры, спорта и здоровья имени
П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге на кафедре «Теории и методики
гидрореабилитации».
С 2012 года в Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом
Университете на кафедре “Реабилитологии ФП и ДПО” организованы
курсы повышения квалификации для врачей реабилитологов по
“Гидрокинезиотерапии”. С 2015 года курс повышения квалификации
проводится на базе водно-оздоровительного центра Reasun.
В 2016 году создана Ассоциация медицинской и спортивной
гидрореабилитации – МСГР. (Association «Medical and sports hydro
rehabilitation», ASSC «MSHR»).
В настоящее время гидрореабилитация активно развивается во всем
мире и входит во многие международные стандарты по реабилитации
для разных патологий и различных групп населения. Рассматривая вопрос применения средств гидрореабилитации для восстановления работоспособности после травм у спортсменов, необходимо изучить методику . существуют разработанные методики применения гидрореабилитации, содержащие следующие компоненты: средства и содержание методики, включающие физические упражнения в воде в различных исходных положениях; динамические и статические упражнения; упражнения для растяжения мышц спины и брюшного пресса; дозировка нагрузки; место методики в тренировочном процессе спортсменов; методы обучения; методы организации; методы контроля. Данная методика стала основой для восстановления спортсменов, получивших травмы.
Современный тренировочный процесс предъявляет к спортсменам очень высокие требования. Огромные физические и психологические нагрузки нередко приводят к перенапряжению различных систем организма, что становится причиной различных травм. Нередко при получении травмы спортсмены продолжают тренироваться и участвовать в соревнованиях. В результате сроки восстановления затягиваются, про исходит ухудшение функционального состояния спортсмена [1].
Следовательно, лечение и реабилитация спортсменов, получивших травмы, должны носить такой характер, чтобы они обеспечивали в короткие сроки ликвидацию проявлений заболевания и длительный период стойкой ремиссии. Безусловно, лечение и реабилитация спортсменов, должно использовать современные и эффективные средства восстановления. Одним из таких средств является гидрореабилитация. В доступной научно методической и учебной литературе отсутствуют сведения об использовании гидрореабилитации с целью восстановления спортсменов ев после получения ими травмы, поэтому тема исследования является актуальной[1,2].
Также следует искать средства и способы оптимизации тренировочного процесса, которые стимулировали бы улучшение спортивной формы и не угнетали бы психоэмоциональное состояние спортсменов [3].
Объектом исследования является мышечно-связочный аппарат спортсменов, с травмами опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Предмет исследования – структура и содержание программы педагогической гидрореабилитации спортсменов ев, получивших травмы. Возникновение травм ОДА у спортсменов связано преимущественно с нерациональной методикой тренировочно-соревновательного процесса и недостаточной разминкой. Для полного восстановления спортсменов необходимо полное прекращение тренировочных занятий на 7–10 и более дней (в зависимости от тяжести травмы) и применение в этот период комплекса педагогических восстановительных мероприятий, включающих средства гидрореабилитации, последовательно решающих задачи устранения болевого синдрома, расслабления мышц и устранения биомеханических нарушений в различных отделах .
Последующее выполнение тренером и спортсменом педагогически обоснованных требований к совершенствованию тренировочного процесса ев и применение комплексов корригирующих физических упражнений в воде будут способствовать сокращению срока реабилитации, увеличению сроков стойкой ремиссии, а так же первичной и вторичной профилактике травм.
Цель исследования – изучение использования гидрореабилитации , как способа восстановления, разработка структуры и содержания программы педагогической гидрореабилитации спортсменов для восстановления работоспособности, сокращения сроков восстановления и возвращения спортсменов к тренировочному процессу.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие программы и методики физической реабилитации спортсменов с травмами.
2. Провести анкетирование и интервьюирование спортсменов, тренеров и врачей, позволяющие определить виды травм спортсменов, занимающихся различными видами спорта выявить лечебно-восстановительные средства, применяемые для их реабилитации.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и учебной литературы.
2. Анализ и обобщение передового практического опыта
3. Методы опроса: анкетирование, интервьюирование, беседы.
4. Методы математической статистики.
На первом этапе проводился анализ литературных источников отечественных и зарубежных авторов и обобщение передового практического опыта использования методов педагогической гидрореабилитации. На втором этапе проводилось изучение опыта спортсменов, тренеров и спортивных врачей для определения типичных травм, а также для определения используемых средств лечения, восстановления и реабилитации.
Анализ научно-методической литературы пока зал, что в настоящее время термин «гидрореабилитация» имеет несколько значений [4,5]:гидрореабилитация – педагогическое специфическое явление, сущность которого заключается в обучении и воспитании человека в условиях вод ной среды и средствами водной среды с целью формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физической и общественной активности человека с отклонением в состоянии здоровья (Д. Ф. Мосунов, 2001);
1) гидрореабилитация – учебный предмет, изучающий явления, свойства и закономерности взаимоотношений человека и воды;
2) гидрореабилитация – многолетний педагогический процесс, который заключается в усвоении и передаче от тренера (гидрореабилитолога) или специалиста по АФК к ребенку инвалиду на копленного опыта, знаний, умений и навыков раз личных видов деятельности: двигательной, психической, интеллектуальной и социальной в условиях водной среды. Универсальное средство восстановления после травм, операций и различных заболеваний для укрепления организма [5].
Анализ литературы установил, что большинство авторов рекомендуют применение средств гидрореабилитации для восстановления больных людей, имеющих какие-либо заболевания (глухие, слепые, лица с ДЦП, ампутанты, люди с синдромом Дауна, аутизм, ЗПР). Рассмотрим термин травма: (от греч. trаuma — рана) обозначает нарушение целостности тканей и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

Гидрореабилитация как средство восстановления спортсменов после получения ими травм практически нигде не проводится [2, 4, 6].
Для определения типичных травм спортсменов, а также для определения используемых средств восстановления было проведен анализ опыта в травмах спортсменов, тренеров и спортивных врачей. Были опрошены спортсмены, занимающиеся различными видами спорта. В настоящее время на основе анализа опыта различных спортсменов разрабатывается и внедряется методика восстановления средствами гидрореабилитации.
Компонентами методики являются:
1. Средства: физические упражнения в воде; динамические упражнения на месте и в воде в движении; статические упражнения; упражнения для растяжения мышц спины и брюшного пресса у бортика бассейна (стретчинг) и в процессе плавания; динамические упражнения для укрепления тех же мышц (способы плавания – кроль на груди, кроль на спине) с применением ласт и лопаток, плавательных досок и «колобашек» для целена правленной проработки определенных групп мышц и суставов.
2.Дозировка нагрузки – в зависимости от характера и тяжести травмы. Небольшой объем компенсаторного плавания – 500–600 м за 45 мин; развивающий, аэробный режим; ЧСС в пределах 120– 140 уд/мин.
К примеру, при травмах суставов нижних конечностей упражнения выполняются сидя на подвесном стуле или в вертикальном положении туловища в состоянии гидроневесомости c использованием аквапоясов или нудлсов, чтобы максимально снизить нагрузку на травмированные суставы [8].
3. Место методики в тренировочном процессе. Методика может применяться в тренировочном процессе при наступлении у спортсменов симптомов переутомления, перетренированности и пере напряжения, а также в переходном периоде спортивной подготовки как средство активного отдыха.
4. Методы обучения: непрерывный (варьирующий, прогрессирующий и нисходящий вариант), интервальный (прогрессирующий и нисходящий вариант), равномерный и повторный методы [10].
5. Методы организации. Во время проведения занятий в воде используются: фронтальный (при выполнении упражнений в воде в опорном и безопорном положениях), поточный, мало групповой и индивидуальный методы [11].
6. Методы контроля. Врачебно-педагогический контроль (анамнез, наружный осмотр, определение физического развития: соматоскопия и антропометрия, общий врачебный осмотр орга нов и систем, анализы мочи и крови, электрокардиография, рентгеноскопия или флюорография, функциональные пробы (комбинированная проба Летунова, лестничная проба, ортостатическая проба, проба с приседаниями). Комплексный контроль – контроль тренировочных и соревновательных воздействий, контроль показателей функционального состояния и подготовленности спортсменов, контроль за факторами внешней среды [10, 12]. Методика восстановления средствами гидрореабилитации обязательно согласовывается с лечащим врачом спорт смена. Разрешение врача и согласие спортсмена на проведение гидрореабилитации по данной методике является обязательным.
Вывод: выполнив все поставленные задачи, мы достигли цели, а именно изучили использование гидрореабилитации , как способа восстановления, разработка структуры и содержания программы педагогической гидрореабилитации спортсменов для восстановления работоспособности, сокращения сроков восстановления и возвращения спортсменов к тренировочному процессу

Список литературы.

1. Миляев В. П., Попов С. Н. Комплексная программа физической реабилитации спортсменов при миофасциальном болевом синдроме (МФБС) // Теория и практика физической культуры. 2012. № 3. С. 32.
2. Андрияшек Ю. И. Гидротерапия. М.: АСТ, 2007. 160 с.
3. Ильина В. В., Безотечество К. И. Совершенствование методики физической подготовленности пловцовподводников средствами прикладной аэробики // Вестн. Томского гос. пед. унта (TSPU Bulletin). 1999. Вып. 2 (11). С. 25–28.
4. Безотечество К. И. Гидрореабилитация: учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурноспортивной деятельности». Томск: Издво Том. гос. пед. унта, 2012–2013. 156 с.
5. Мосунов Д. Ф. Гидрореабилитация. Термины и понятия в сфере физической культуры // Материалы 1го междунар. конгр. (г. Санкт Петербург, 20–22 декабря 2006 г.). СПб.: Федер. агентство по ФКиС РФ, СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2006. С. 166.
6. Безотечество К. И. Модельные характеристики специальной физической подготовленности специалиста по гидрореабилитации // Материалы XVI Всеросс. научнопракт. конф. с междунар. участием (г. Томск, 28–29 марта 2013 г.). Томск: Издво Том. гос. пед. унта, 2013. 368 с.
7. Меньшуткина Т. Г., Литвинов А. А., Новосельцев О. В., Непочатых М. Г. Плавание. Теория и методика оздоровительноспортивных технологий базовых видов спорта. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. 117 с.
8. Каптелин А. Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. М.: Медицина, 1986. 221 с.
9. Булгакова Н. Ж., Попов О. И., Распопова Е. А. Теория и методика плавания. М.: Академия, 2014. 320 с.
10. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: Академия, 2008. 480 с.
11. Безотечество К. И. Плавание: учебное пособие для студентов факультета физической культуры ТГПУ. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. 108 с.
12. Граевская Н. Д., Долматова Т. И. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия: учебное пособие: в 2 ч. М.: Советский спорт, 2008. Ч. 1. 304 с.

Просмотров работы: 61