Внимание играет важную роль в структуре любой деятельности, обеспечивая сосредоточенность на ней психической активности, а также является основой для возникновения и развития когнитивных функций. Поэтому проблема изучения внимания детей с нарушениями слуха всегда была и остается актуальной в психологии, а именно в сурдопсихологии и сурдопедагогике. Внимание имеет большое значение в обогащении учащихся знаниями, умениями и навыками и в развитии их личности.
Внимание – психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств [7]. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме [5].
Свойства внимания:
- устойчивость внимания, проявляемая в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
- сосредоточенность внимания, (противоположное качество — рассеянность), проявляемая в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы [3].
- переключаемость внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действия). Переключение может быть обусловлено требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность, либо в целях отдыха [1].
- распределение внимания - рассредоточение внимание на значительном пространстве, параллельное выполнение несколько видов деятельности или совершение несколько различных действий.
- объем внимания - это то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени человеком. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемого материала, от умения субъекта его анализировать и систематизировать, устанавливать в нем логические связи. С возрастом по мере дальнейшего развития таких умений объем внимания расширяется [2].
У детей с нарушениями слуха большое значение имеет зрительное восприятие, поскольку большая нагрузка при обучении ложится на зрительный анализатор. Особенности внимания детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом [6].
- Сниженный объем внимания из-за восприятия в один момент меньшего количества элементов.
- Трудности переключения внимания из-за большого времени на «врабатывание», что может привести к сниженной скорости выполняемой деятельности и, следовательно, увеличенному числу ошибок.
- Продуктивность внимания зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала, из-за чего дети усваивают информационные признаки, делают меньше ошибок [4].
- Меньшая устойчивость внимания, сочетающаяся с большой утомляемостью из-за восприятия информации через слуховой и зрительный анализаторы. У детей с нарушениями слуха при чтении и при объяснении материала не происходит «замена» анализаторов с ведущего зрительного на слуховой, поэтому у них постоянно задействованы оба анализатора.
- Трудности в распределении внимания, из-за сложностей в том, чтобы одновременно слушать и писать.
Целью исследования стало изучение свойств внимания у детей с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
- Раскрыть внимание как психический процесс личности и его свойства.
- Выявить специфические особенности устойчивости и продуктивности внимания у школьников с нарушениями слуха.
- Провести исследование для определения уровня продуктивности и устойчивости внимания школьников с нарушениями слуха.
- Проинтерпретировать полученные результаты методик.
- Провести анализ и сделать вывод по результатам методик.
Методы исследования:теоретический обзор научной литературы по теме исследования, обобщение и сравнительных анализ результатов исследования, тестирование, метод интерпретации.
В исследовании приняли участие школьники 6 класса с нарушениями слуха в составе 10 человек: 7 мальчиков и 3 девочек в возрасте 13-16 лет, обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат I вида г. Владивостока.
Для реализации цели исследования были выбраны две методики: корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» и методика «Шифровка» (Д. Векслер).
На основании результатов корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» мы получили следующие данные: низкие результаты по уровню продуктивности и устойчивости внимания отмечены у 4 школьников с нарушениями слуха. Это говорит о том, что темп выполнения работы был низкий, и ошибок, допущенных в работе было очень много. Можно предположить, что на этот процесс влияет истощаемость внимания, которая при изначально высокой сосредоточенности является прогрессирующим ослаблением интенсивности внимания в процессе выполнения какой-либо деятельности, из-за этого ребенок не погружается в работу, что, соответственно ведет к его низкой продуктивности. Также могла повлиять рассеянность внимания из-за неспособности удерживать внимание на одном виде деятельности.
У 6 человек из группы отмечен средний результат, который свидетельствует о средней продуктивности и устойчивости внимания. Это говорит о быстром темпе выполнения работы с наименьшим числом ошибок, или наоборот.
По результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер) зафиксировано, что у 6 школьников с нарушениями слуха высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, у троих – средний уровень, у одного школьника – низкий.
Низкое и средние значения говорят о низкой зрительно-моторной координации. На это повлияло выполнение школьником задания «на скорость», а не «на качество», мешающее переключать внимание и концентрироваться на символах.
После обработки результатов группы мы изучили динамику результатов группы детей с нарушениями слуха по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслер). По рекомендациям психолога, первую в исследовании мы использовали корректурную пробу «Кольца Э. Ландольта», требующую высокой концентрации внимания. Общее время выполнения методики - 5 минут.
Между тестированиями у детей была возможность отдохнуть и восстановить свою работоспособность. После, они выполнили методику «Шифровка» (Д. Векслера). Общее время выполнения методики - 2 минуты.
Динамика результатов группы по двум методикам представлена в Таблице 1.
Таблица 1 – Динамика результатов группы по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслера)
Номера испытуемых |
Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» |
Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер) |
Динамика результатов школьников с нарушениями слуха по двум методикам |
1 |
Средний |
Средний |
Не изменился |
2 |
Низкий |
Высокий |
Улучшился |
3 |
Высокий |
Высокий |
Не изменился |
4 |
Средний |
Средний |
Не изменился |
5 |
Средний |
Высокий |
Улучшился |
6 |
Средний |
Высокий |
Улучшился |
7 |
Средний |
Низкий |
Ухудшился |
8 |
Низкий |
Средний |
Улучшился |
9 |
Низкий |
Высокий |
Улучшился |
10 |
Низкий |
Высокий |
Улучшился |
Таким образом, мы отметили, что у 6 испытуемых результаты улучшились, у 3 не изменились, а у одного испытуемого ухудшились. Причины такой динамики могут быть разными, но одним их самых главных являются:
1. Визуальные отличия методик. Корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» визуально выглядит сложнее, что может повлиять на эмоциональное состояние испытуемого. В бланке очень много колец маленького размера, близко расположенных друг к другу, что мешает выбирать кольца с определенным разрывом. Более того, испытуемые путали разрыв на 9 часов с разрывами на 9 и 10 часов. А в методике «Шифровка» (Д. Векслер) символы нужно вписывать строго под цифрами, что не путает тестируемого и не отвлекает его.
2. Время выполнения методик. Сложность корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» сочетается с довольно длительным временем выполнения, которое составляет 5 минут, в то время как в методике «Шифровка» (Д. Векслер) 2 минуты. За 5 минут испытуемые уставали, поэтому результат ухудшался с каждой минутой. В свою очередь методика «Шифровка» (Д. Векслер) визуально не сложная и времени на ее выполнение немного, то результаты у многих улучшились.
3. Врабатывание испытуемых. При наблюдении за каждым ребенком из группы мы отметили, что после первой методики школьники смогли «включиться» в работу и лучше выполнить следующую.
На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:
- Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания соответствует высокой скорости протекания мыслительных процессов. Эти особенности внимания будут способствовать успешной деятельности детей в будущих профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости.
- Школьники со средними показателями устойчивости и продуктивности внимания с работой на скорость справляются хуже, что приводит к неуспеваемости в школе. Им необходим индивидуальный темп учебной деятельности.
- Испытуемые с низкими показателями продуктивности и устойчивости внимания могут проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) только, действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в практической деятельности со школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Список литературы
Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., Знание, 2002 г. – 168 с.
Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника. – Киев, 2003 г. – 272 с.
ЗапорожецА.В. Психология: учебник для дошкольных педагогических училищ– М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 188 с.
Немов Р.С. Общие основы психологии: учебник для студениов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
Особенности развития памяти и внимания детей с нарушенным слухом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_razvitiya_pamyati_i_vnimaniya_detej_s_narushennyim_sluxom/ (дата обращения: 29.12.2022)
Сорокун П.А. Общая психология. – Псков: Изд-во ПГПИ, 2003 г. – 312 с.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 806 с.