СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ У УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ У УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Цыплакова А.О. 1, Бойко А.В. 1
1ФГБОУ ВО Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внимание играет важную роль в структуре любой деятельности, обеспечивая сосредоточенность на ней психической активности, а также является основой для возникновения и развития когнитивных функций. Поэтому проблема изучения внимания детей с нарушениями слуха всегда была и остается актуальной в психологии, а именно в сурдопсихологии и сурдопедагогике. Внимание имеет большое значение в обогащении учащихся знаниями, умениями и навыками и в развитии их личности.

Внимание – психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств [7]. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме [5].

Свойства внимания:

- устойчивость внимания, проявляемая в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

- сосредоточенность внимания, (противоположное качество — рассеянность), проявляемая в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы [3].

- переключаемость внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действия). Переключение может быть обусловлено требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность, либо в целях отдыха [1].

- распределение внимания - рассредоточение внимание на значительном пространстве, параллельное выполнение несколько видов деятельности или совершение несколько различных действий.

- объем внимания - это то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени человеком. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемого материала, от умения субъекта его анализировать и систематизировать, устанавливать в нем логические связи. С возрастом по мере дальнейшего развития таких умений объем внимания расширяется [2].

У детей с нарушениями слуха большое значение имеет зрительное восприятие, поскольку большая нагрузка при обучении ложится на зрительный анализатор. Особенности внимания детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом [6].

- Сниженный объем внимания из-за восприятия в один момент меньшего количества элементов.

- Трудности переключения внимания из-за большого времени на «врабатывание», что может привести к сниженной скорости выполняемой деятельности и, следовательно, увеличенному числу ошибок.

Продуктивность внимания зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала, из-за чего дети усваивают информационные признаки, делают меньше ошибок [4].

- Меньшая устойчивость внимания, сочетающаяся с большой утомляемостью из-за восприятия информации через слуховой и зрительный анализаторы. У детей с нарушениями слуха при чтении и при объяснении материала не происходит «замена» анализаторов с ведущего зрительного на слуховой, поэтому у них постоянно задействованы оба анализатора.

- Трудности в распределении внимания, из-за сложностей в том, чтобы одновременно слушать и писать.

Целью исследования стало изучение свойств внимания у детей с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

- Раскрыть внимание как психический процесс личности и его свойства.

- Выявить специфические особенности устойчивости и продуктивности внимания у школьников с нарушениями слуха.

- Провести исследование для определения уровня продуктивности и устойчивости внимания школьников с нарушениями слуха.

- Проинтерпретировать полученные результаты методик.

- Провести анализ и сделать вывод по результатам методик.

Методы исследования:теоретический обзор научной литературы по теме исследования, обобщение и сравнительных анализ результатов исследования, тестирование, метод интерпретации.

В исследовании приняли участие школьники 6 класса с нарушениями слуха в составе 10 человек: 7 мальчиков и 3 девочек в возрасте 13-16 лет, обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат I вида г. Владивостока.

Для реализации цели исследования были выбраны две методики: корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» и методика «Шифровка» (Д. Векслер).

На основании результатов корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» мы получили следующие данные: низкие результаты по уровню продуктивности и устойчивости внимания отмечены у 4 школьников с нарушениями слуха. Это говорит о том, что темп выполнения работы был низкий, и ошибок, допущенных в работе было очень много. Можно предположить, что на этот процесс влияет истощаемость внимания, которая при изначально высокой сосредоточенности является прогрессирующим ослаблением интенсивности внимания в процессе выполнения какой-либо деятельности, из-за этого ребенок не погружается в работу, что, соответственно ведет к его низкой продуктивности. Также могла повлиять рассеянность внимания из-за неспособности удерживать внимание на одном виде деятельности.

У 6 человек из группы отмечен средний результат, который свидетельствует о средней продуктивности и устойчивости внимания. Это говорит о быстром темпе выполнения работы с наименьшим числом ошибок, или наоборот.

По результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер) зафиксировано, что у 6 школьников с нарушениями слуха высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, у троих – средний уровень, у одного школьника – низкий.

Низкое и средние значения говорят о низкой зрительно-моторной координации. На это повлияло выполнение школьником задания «на скорость», а не «на качество», мешающее переключать внимание и концентрироваться на символах.

После обработки результатов группы мы изучили динамику результатов группы детей с нарушениями слуха по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслер). По рекомендациям психолога, первую в исследовании мы использовали корректурную пробу «Кольца Э. Ландольта», требующую высокой концентрации внимания. Общее время выполнения методики - 5 минут.

Между тестированиями у детей была возможность отдохнуть и восстановить свою работоспособность. После, они выполнили методику «Шифровка» (Д. Векслера). Общее время выполнения методики - 2 минуты.

Динамика результатов группы по двум методикам представлена в Таблице 1.

Таблица 1 – Динамика результатов группы по корректурной пробе «Кольца Э. Ландольта» и методике «Шифровка» (Д. Векслера)

Номера испытуемых

Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта»

Уровень устойчивости и продуктивности внимания по результатам методики «Шифровка» (Д. Векслер)

Динамика результатов школьников с нарушениями слуха по двум методикам

1

Средний

Средний

Не изменился

2

Низкий

Высокий

Улучшился

3

Высокий

Высокий

Не изменился

4

Средний

Средний

Не изменился

5

Средний

Высокий

Улучшился

6

Средний

Высокий

Улучшился

7

Средний

Низкий

Ухудшился

8

Низкий

Средний

Улучшился

9

Низкий

Высокий

Улучшился

10

Низкий

Высокий

Улучшился

Таким образом, мы отметили, что у 6 испытуемых результаты улучшились, у 3 не изменились, а у одного испытуемого ухудшились. Причины такой динамики могут быть разными, но одним их самых главных являются:

1. Визуальные отличия методик. Корректурная проба «Кольца Э. Ландольта» визуально выглядит сложнее, что может повлиять на эмоциональное состояние испытуемого. В бланке очень много колец маленького размера, близко расположенных друг к другу, что мешает выбирать кольца с определенным разрывом. Более того, испытуемые путали разрыв на 9 часов с разрывами на 9 и 10 часов. А в методике «Шифровка» (Д. Векслер) символы нужно вписывать строго под цифрами, что не путает тестируемого и не отвлекает его.

2. Время выполнения методик. Сложность корректурной пробы «Кольца Э. Ландольта» сочетается с довольно длительным временем выполнения, которое составляет 5 минут, в то время как в методике «Шифровка» (Д. Векслер) 2 минуты. За 5 минут испытуемые уставали, поэтому результат ухудшался с каждой минутой. В свою очередь методика «Шифровка» (Д. Векслер) визуально не сложная и времени на ее выполнение немного, то результаты у многих улучшились.

3. Врабатывание испытуемых. При наблюдении за каждым ребенком из группы мы отметили, что после первой методики школьники смогли «включиться» в работу и лучше выполнить следующую.

На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:

- Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания соответствует высокой скорости протекания мыслительных процессов. Эти особенности внимания будут способствовать успешной деятельности детей в будущих профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости.

- Школьники со средними показателями устойчивости и продуктивности внимания с работой на скорость справляются хуже, что приводит к неуспеваемости в школе. Им необходим индивидуальный темп учебной деятельности.

- Испытуемые с низкими показателями продуктивности и устойчивости внимания могут проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) только, действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в практической деятельности со школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Список литературы

Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., Знание, 2002 г. – 168 с.

Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника. – Киев, 2003 г. – 272 с.

ЗапорожецА.В. Психология: учебник для дошкольных педагогических училищ– М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 188 с.

Немов Р.С. Общие основы психологии: учебник для студениов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

Особенности развития памяти и внимания детей с нарушенным слухом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_razvitiya_pamyati_i_vnimaniya_detej_s_narushennyim_sluxom/ (дата обращения: 29.12.2022)

Сорокун П.А. Общая психология. – Псков: Изд-во ПГПИ, 2003 г. – 312 с.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 806 с.

Просмотров работы: 99