САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Бирючинская Т.С. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из тенденций совершенствования университетского образования является организация самостоятельной деятельности студентов, направленной на формирование профессионально-педагогической компетентности. Следует отметить, что доля самостоятельной работы студентов увеличивается каждый год и сегодня достигает 60,0% от общего количества академических часов. Организация самостоятельной работы требует сформированности у обучающихся навыков и умений самостоятельно приобретать знания, умения, компетенции на протяжении всей жизни.

Самостоятельная работа ‒ один из видов учебно-познавательной деятельности, направленный на изучение учебного материала индивидуально без прямого контакта с преподавателем. По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельную работу следует рассматривать как форму научного и учебного познания, обеспечивающую самостоятельный поиск учебной и дополнительной информации, созданию условий для творческого восприятия и осмысления студентом знаний, развитие его аналитических, организаторских и конструктивных способностей [4].

Самостоятельная работа, считает Крячко О.А., является особым видом познавательной деятельности студентов, способствующей развитию их активности и самостоятельности [3].

Самостоятельную работу студентов некоторые ученые рассматривают как условие, обеспечивающее непрерывность процесса обучения, как средство индивидуализации содержания учебных занятий с учётом возможностей и познавательных способностей каждого студента [1].

Самостоятельная работа направлена на формирование у студентов профессионально важного качества – самостоятельности, проявляющейся в умении сформулировать цель предстоящей работы и выполнить задание без руководства и помощи со стороны преподавателя, осознанности действий и ответственности за их результаты. В своих работах И.А. Зимняя, считает, что самостоятельная работа способствует развитию навыков саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, благодаря которым происходит самосовершенствование личности [2].

В педагогической науке выделяют несколько видов самостоятельной работы, к которым относятся: 1) домашняя внеаудиторная и аудиторная самостоятельная работа; 2) составление конспекта лекции;3) написание реферата, курсовых и квалификационных работ; 4) работа с учебной и научной литературой; 5) решение задач, выполнение заданий и упражнений; 6) работа над проектном; 7) подготовка аннотаций, тезисов, научных статей; 7) подготовка докладов, сообщений по актуальным проблемам образования.

Выбрать один из перечисленных видов самостоятельной работы для формирования умений учиться как универсальный невозможно. Для формирования познавательных умений важно комплексное использование разнообразных видов самостоятельной работы, что, безусловно способствует развитию положительной мотивации обучающихся, их самостоятельности и познавательного интереса к изучаемому предмету, а также развитию их познавательной активности.

Немаловажным фактором развития личности студента является организация самостоятельной работы с учебной информацией. Благодаря самостоятельной работе с учебной и научной литературой создается благоприятный процесс усвоения знаний, их доступность и полноценность позволяет развивать интеллектуальные умения, такие как умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, систематизировать и обобщать, делать выводы. В процессе обучения студентов используются как печатный материал (книги, учебник, методические материалы, научные статьи), так и электронные ресурсы.

В ходе проведенного нами эксперимента, было выявлено, что подавляющее большинство опрошенных предпочитают получать необходимую информацию и из литературы на печатной основе, и из электронных источников (82,1%). Более 18,0% респондентов в процессе обучения используют только электронные ресурсы. Результаты анкетирования студентов показали наиболее значимые и интересные для студентов виды самостоятельной работы. Это коллективная исследовательская работа над проектами, решение проблемных задач, ситуаций и кейсов по учебной дисциплине, участие в конкурсах и научных конференциях.

Следует отметить, что использование печатных источников имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам печатных источников, на наш взгляд, следует отнести такие, как достоверность информации; материал, представленный в учебниках систематизирован и адаптирован под дидактические цели учебной дисциплины; методический аппарат учебника направлен не только на формирование системы научных знаний, но и на формирование как общеучебных, так и интеллектуальных умений и навыков, а также развитие когнитивных, коммуникативных, аналитических способностей студентов. К недостаткам следует отнести, во-первых, трудности, с которыми сталкиваются студенты при поиске необходимой литературы, отсутствием её в библиотеке, во-вторых, завышенная стоимость учебной литературы затрудняет ее приобретение студентами.

Использование электронных источников информации также имеет ряд преимуществ. Это, прежде всего, удобство поиска (по ключевым словам), доступность в интернете, легкость использования. Наряду с этим отметим и минусы, к которым отнесем такие, как недостоверность информации, размещение информации на платных сайтах.

В процессе самостоятельной работы вырабатываются определённые навыки, которые впоследствии помогают выполнять более сложные задания. Так, на первых этапах организации самостоятельной работы у студентов возникают трудности при выполнении заданий, которые он пытается преодолеть самостоятельно, найти пути выхода из трудного положения, благодаря этим усилиям у них формируется и развивается самостоятельность, ответственность, улучшается работоспособность.

Значительными познавательными и развивающими возможностями обладают проблемные ситуации и задачи. Приступая к решению проблемной задачи, студент исследует и анализирует причины и факторы возникновения проблемы, изложенные в задаче обстоятельства, определяет проблемные моменты и знания, необходимые для их разрешения. Решение задач, проблемных ситуаций, кейсов должно иметь внутреннюю структуру и логику изложения материала, аргументированное обоснование выбора альтернативного варианта решения. Широкое применение проблемного метода обучения как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях стимулирует установку на самостоятельное освоение новых знаний и способов деятельности, формирует самостоятельность и веру в свои собственные силы.

Эффективность самостоятельной работы повышается, если она коллективная. Студентам предлагаются проекты разной направленности: межпрдметного и прикладного характера, практико-ориентированные, информационные и исследовательские, межвузовские и проекты в сети Интернет. Командная работа над проектом способствует повышению мотивации, развитию творческой и познавательной деятельности студентов, заинтересованности в выполнении совместной работы. Участие в проектной деятельности предполагает развитие таких качеств, как самостоятельность, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, творчеству, коллективной ответственности. Проектная деятельность способствует развитию коммуникабельности студентов, критического мышления, инициативности, исследовательских навыков и методологических умений (умение строить гипотезу, обобщать и систематизировать, проводить наблюдение и эксперимент и др).

Преподавателю в организации самостоятельной работы принадлежит руководящая роль. Организуя аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу студентов, преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности, направленность личности студента, его наклонности и профессиональные запросы и др.

Задача преподавателя заключается в создании условий для развития качеств студента как будущего профессионала, учителя с высоким уровнем сформированности профессиональных и педагогических компетентностей, личностных качеств. Деятельность преподавателя в процессе самостоятельной деятельности студента сводится к своевременной помощи, консультации, коррекции, их мотивации, объективной оценки результатов обучения.

Таким образом, использование различных видов самостоятельной работы в образовательном процессе вуза способствует развитию и саморазвитию личности будущего специалиста.

Литература

1. Елагина, В.С. Формирование культуры самостоятельной деятельности у студентов военного вуза / В.С. Елагина, О.В. Демидов, И.В. Ульянов / Материалы Международной конференции «Актуальные вопросы науки и образования» [Текст] г. Москва, 20-22 мая 2019 г. // Сборник «Современные проблемы науки и образования». – 2019. – № 11. – С. 10-11

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. [Текст] – М.: Логос, 2003. – 383 с.

3. Крячко О.А. Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов [Текст] // Молодой ученый. –2013. – № 5. – С. 161-163.

4. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов // П.И. Пидкасистый [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 603 с.

Просмотров работы: 33