АРХИТЕКТУРА РАЙОННОЙ ПОЛИКЛИНИКИ В ЧАСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В ТЕРМИНАХ ЯЗЫКА ARCHIMATE - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АРХИТЕКТУРА РАЙОННОЙ ПОЛИКЛИНИКИ В ЧАСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В ТЕРМИНАХ ЯЗЫКА ARCHIMATE

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация медицинской помощи населению – это одна из первостепенных задач государства, целью которой является обеспечение охраны здоровья населения.

Амбулаторно-поликлиническая помощь является ведущим звеном здравоохранения в оказании медико-социальной помощи. Удовлетворение потребности населения в этом виде помощи, бесспорно зависит от рациональной организации приема посетителей и больных. Но в некоторых поликлиниках данному вопросу не придают должного значения.

Районные поликлиники зачастую становятся объектом недовольства:

пациенты сетуют на долгое ожидание приема, врачи – на серьезные нагрузки. В итоге, у кабинетов врачей скапливаются очереди, теряются и затем заменяются дубликатами медицинские карты амбулаторных больных, медицинские карты несвоевременно доставляются в кабинет врача при приеме пациента. В результате, в регистратуре или у кабинетов врачей создаются конфликтные ситуации, что негативно сказывается на лечении больных и качестве диспансерных осмотров населения.

Проведение анализа процессов обслуживания пациента в районной поликлиники с целью нахождения причин тех проблем, которые описаны выше, возможно, например, с помощью архитектурного подхода на основе единого языка представления архитектурных элементов бизнес-слоя и слоя ИТ-технологий. Используем для этого ArchiMate –архитектурный язык представления взаимодействующих элементов архитектурных слоев [1].

На рисунке 1 представлена модель архитектуры «Как есть» районной поликлиники в части обслуживания пациентовна языке ArchiMate [2], модель разработана в среде Archi 4.

В архитектурной модели «Как есть» (рисунок 1) бизнес-сервис «Сервис регистрации заявок» использует только бизнес-роль «Мед.регистратор», так как регистрация заявок пациентов на прием проходит в закрытой медицинской системе РИАМС ПроМед; бизнес-сервис «Сервис обслуживания», используемый непосредственно бизнес-исполнителем «Пациент» и бизнес-ролями «Врач» и «Мед.регистратор», реализуется двумя основными бизнес-процессами «Приём врача» и «Выдача результатов», которые в свою очередь используют сервис приложений «Сервис обслуживания», реализуемый закрытым приложением «РИАМС ПроМед».

Существующий сайт поликлиники на текущий момент несет сугубо информационный сервис для пациента, что отражено в архитектурной модели взаимосвязью бизнес-исполнителя «Пациент» с приложением «Сайт поликлиники» через используемый пациентом сервис «Информационный сервис» приложения «Сайт поликлиники».

Надо отметить, что выдача результата может происходить не сразу же, а через некоторое время, так как может предполагать, например, получение результатов анализов, для чего пациент должен вернуться в поликлинику через несколько дней или напрямую к врачу, или к медрегистратору для получения этих результатов и уточнения назначенного лечения, зачастую это носит формальный характер, так как результаты не изменяют назначенного лечения при первоначальном приеме.

На рисунке 2 представлена модель архитектуры «Как будет» районной поликлиники в части обслуживания пациентов на языке ArchiMate [2], модель разработана также в среде Archi 4.0.

Рисунок 1 – Модель архитектуры «Как есть» районной поликлиники в части обслуживания пациентов на языке ArchiMate в среде Archi 4

Рисунок 2 – Модель архитектуры «Как будет» районной поликлиники в части обслуживания пациентов на языке ArchiMate в среде Archi 4

Анализ архитектурной модели «Как есть» в терминах ArchiMate, показал, что при существующей в поликлинике организации записи на прием и получения результатов, создается большая нагрузка на медрегистратора и скапливаются очереди из пациентов, записывающихся на прием к врачу и желающих получить результат первоначального приема.

Для того чтобы снять нагрузку с медрегистратора поликлиники и уменьшить посещающих поликлинику в архитектурной модели «Как будет» предусмотрим возможность осуществления записи на прием непосредственно пациенту через сервис «Сервис обслуживания», назначенный интерфейсу «Личный кабинет пациента» приложения «Сайт поликлиники». Возможность выдачи результатов через этот же интерфейс «Личный кабинет пациента» позволит сократить число повторных посещай врачей, так как теперь пациенту дистанционно в своем личном кабинете на сайте поликлиники будут выданы результаты первичного посещения врача.

Таким образом, сравнение архитектурных моделей районной поликлиники в части обслуживания пациентов на языке ArchiMate позволило определить по крайней мене одну из причин скопления очередей в поликлинике и рассмотреть возможное решение, которое изменит организацию записи на прием и получения результатов через расширение функций сайта поликлиники.

Список используемых источников

Зараменских Е.П. Архитектура предприятия: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е.П. Зараменских. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 410 с. – URL: https://urait.ru/bcode/412299 (дата обращения: 11.01.2023)

Моделирование архитектуры предприятия. Обзор языка ArchiMate // Корпоративный менеджмент: сайт. – URL: https://www.cfin.ru/itm/standards/ArchiMate.shtml (дата обращения: 11.01.2023)

Просмотров работы: 124