Каждый из нас когда-то учился в школе, и у каждого из нас были свои любимые и нелюбимые предметы. Сейчас современные ученики в век цифровых технологий больше отдают предпочтение в изучении школьных предметов так или иначе связанных с инновационными технологиями. К таким предметам можно отнести информатику, изобразительное искусство, так как многие ученики в школе пытаются найти себя на стезе 3D-дизайнеров или художников, многие ученики стараются вести различные блоги в разных социальных сетях, планируя в дальнейшем собирать миллионы просмотров и зарабатывать на этом. И чем дальше шагают технологии, тем меньше интереса возникает уучеников к естественным наукам, к химии, физике и биологии.
Иногда химия кажется детям сложной и непонятной, порой противоречивой и в какой-то степени даже далёкой от жизни наукой, однако стоит им изучить её немного глубже, как они понимают, что химия происходит вокруг нас, что даже сама жизнь каждого человека, каждого живого существа на планете – это химия. Но понимание того, что химия находится намного ближе, чем кажется ученикам, редко когда может пробудить интерес к её изучению. Поэтому учителя должны всячески разнообразить свой учебный процесс, чтобы не только давать ученикам знания по химии, но и заинтересовать их в этом предмете.
С этой задачей превосходно справятся различные интерактивные игры, которые педагог может использовать на своих уроках.На данный момент существует множество различных интернет-платформ, которые позволяют создать различные интерактивные цифровые игры для изучения и закрепления материала. Каждый из этих сервисов имеет в себе не только задания, которые учитель создает самостоятельно, но и уже готовые, написанные другими пользователями. Сервисы обладают подробными инструкциями для создания собственных игр. К таким сервисам можно отнести следующие:LearningApps, Wordwall, еТреники, OnlineTestPad, Взнания и др.
Хочется подробнее остановиться на одной из платформ и проследить, как с ее помощью можно разнообразить уроки по химии.Платформа LearningApps включает в себя большое количество различных образовательных игр, которые благоприятно влияют на познавательную мотивацию. Учитель в этой платформе, следуя подробной инструкции, может создать свое задание-игру или же зайти в каталог других пользователей, открывших доступ к своим наработкам, и успешно использовать в своем уроке.
В заданиях учитель может настроить обратную связь с учеником, оформить ему подсказки или создать краткое описание темы, которое откроется в случае ошибки. Однако для работы этой платформы необходима постоянная связь с интернетом, что в условиях современного образования проблемой не является.С помощью платформы LearningApps можно сделать интересные задания на соотнесение состава кислоты с её номенклатурой. Для этого поможет задание, которое составил один из пользователей данного сервиса, который зарегистрирован в нём под именем Ирина Рассказова. Пользователь прежде, чем начать задание, дал подробное описание самого упражнения, как необходимо его выполнять. После завершения работы ученика дается обратная связь с учителем, слова похвалы. Чтобы начать это задание снова необходимо обновить страницу.
Также задание в платформе LearningApps можно распространять с помощью ссылки или QR-кода. Для усложнения задания можно дать ученикам названия кислоты не общепринятые, а тривиальные. Например,HF – плавиковая кислота, HCl – соляная кислота и др. Или можно отредактировать задание так, что ученики соотносили формулу кислоты и название соответствующей ей соли. Например,HCl – хлорид, H3PO4 – ортофосфат, HNO3 – нитрит, H2SO4 – сульфат,H2S2O3 –пиросульфат.
В качестве примера приведем игру «Найди пару», где необходимо соотнести название соли с ее формулой. Данное задание отлично подойдет для закрепления или проверки назнаниеназваний солей. Для усложнения задания можно в работу включить не только простые соли (MgCl2, AgNO3), но и кислые соли (NaHSO4, CuHPO4), основные (CuOH2(SO4)2), смешанные (Na2ClBr), двойные (NH4Fe(SO4)2) и комплексные ([Pt(NH3)4Cl2]SO4).
Так как многие ученики в 8 и 9 классах путают виды связей в веществах, то для отработки этого материала учитель может предложить игру «Классификация». Она представляет собой поле, разделённое на четыре сектора. Каждый сектор имеет собственное название: ковалентная полярная химическая связь, ковалентная неполярная химическая связь, ионная химическая связь и металлическая связь. В центре экрана по очереди появляются платформы с написанными на них химическими веществами. Ученик должен определить, что это за химическое вещество и понять, какая у него химическая связь, и отнести в соответствующий сектор.
Данная платформа является не только хорошим подспорьем для учителя в преподавании, но и интересным заданиям для самого ученика, так как ребятам нравится выполнять различные задания на LearningApps.