ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТУ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТУ

Волкова З.А. 1
1Российский Университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: система оказания медицинской помощи с каждым годом становится сложнее. Это связано с тем, что в современном мире передовым технологиям уделяется больше внимания, чем человеческим взаимоотношениям. Из этого следует, что адаптация специалистов и отношения в коллективе приходят в упадок. Поэтому крайне важно, чтобы участники процесса оказания помощи и ухода за пациентом понимали свои индивидуальные роли и обязанности, а также осознавали, как их функции и действия влияют на всех участников команды [8].

Связь различных инструментальных и управленческих технологий, большого количества специалистов, каждый из которых занимается определенными задачами – это и является практической медициной. Вышеизложенное взаимодействие определяет сложность сегмента здравоохранения. Поэтапное усовершенствование организации здравоохранения ориентированно на разработку стандартизованных методов к функционированию лечебных учреждений. Особое место занимают отношения медицинских сестер и пациентов. Важность этого сотрудничества сложно переоценить, так как оно является обязательным условием оказания качественной медицинской помощи [3].

Медицинский персонал лечебного учреждения ежедневно контактирует с пациентами, оказывая первую помощь и уход. Актуальность проблемы межличностной коммуникации и качеством оказания помощи пациенту определяется влиянием взаимодействия медицинского персонала между собой и соблюдением должностной инструкции.

Объект исследования: межличностные коммуникации медицинского персонала.

Предмет исследования: взаимосвязь межличностной коммуникации медицинского персонала и качества оказания помощи пациенту.

Цель исследования:изучить взаимосвязь между межличностной коммуникацией медицинского персонала и качеством оказания помощи пациенту.

Гипотеза: между межличностной коммуникацией медицинского персонала и качеством оказания помощи пациенту существует взаимосвязь

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ проблемы межличностных коммуникаций медицинского персонала.

Провести изучение взаимосвязи между межличностной коммуникацией медицинского персонала и качеством оказания помощи пациенту ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ».

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, классификация, сравнение.

Эмпирические методы: анкетирование.

Методы статистической обработки данных: методы описательной статистики и методы статистического вывода.

Практическая значимость исследования: полученные результаты можно использовать в работе главных и старших медицинских сестер, а именно улучшить работу сестринского персонала и повысить качество оказания помощи пациенту.

База исследования: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница им. В.В. Виноградова Департамента здравоохранения города Москвы».

По первой задаче мы выяснили, что коммуникация – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности. Медицинская коммуникация – это взаимодействие не только медицинского персонала между собой, но и между персоналом и пациентом, а также их родственниками и представителями.

Также существуют множество типов коммуникации: внутриличностная, коммуникация в малой группе, внутренняя оперативная, внешняя оперативная и личностная коммуникация. В медицинской организации сотрудники взаимодействуют через внутреннюю оперативную коммуникацию, которая является способом достижения целей внутри организации.

Качество медицинской помощи – это степень, в которой услуги здравоохранения для отдельных лиц и населения повышают вероятность достижения желаемых результатов в отношении здоровья. Оно базируется на профессиональных знаниях, основанных на фактических данных, и имеет решающее значение для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Качество медицинской помощи определяется следующими критериями: эффективностью, безопасностью, ориентированностью на пациентов, своевременностью, справедливостью, комплексностью и рациональностью. В рамках исследования использовались четыре критерия: безопасность, эффективность, ориентированность на пациента и своевременность.

Существенный фактор влияния на качество помощи пациенту – это взаимодействие медицинского персонала между собой. Спецификой профессиональной среды медицинских работников является то, что фактически каждая сфера их деятельности предполагает работу в команде. Несмотря на то, что каждый участник процесса оказания медицинской помощи занят исполнением своих непосредственных трудовых обязанностей, так или иначе все сотрудники медицинской организации связаны друг с другом.

Напряженность труда медицинских работников (высокая ответственность, физические и эмоциональные нагрузки, отсутствие четкого разграничения обязанностей, стандартов сестринской деятельности) способствует возникновению противоречий, споров, столкновений, соперничеству, недопониманию между сотрудниками и приводит к конфликтам.

В рамках решения второй задачи была разработана анкета для исследования взаимосвязи между межличностной коммуникацией медицинского персонала и качеством оказания помощи пациенту. Базой исследования стала ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ».

Анализ результатов анкетирования, проходящего в рамках эмпирического исследования, проведенного в ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ» среди сестринского персонала отделений, показал, что внутренняя оперативная коммуникация важная в качестве оказания помощи пациенту. На это указывает средний балл ответов, который равен 4,7 из 5 баллов.

Выявлена взаимосвязь между всеми критериями оценки качества оказания помощи пациенту. Вероятно, это связано с тем, что респонденты не могут четко различать критерии оценки качества: безопасность, эффективность, ориентированность на пациента и своевременность.

Анализ коэффициентов корреляции между характеристиками коммуникации выявил, что больше всего достоверных значений коэффициентов корреляции Спирмена выявлено между оценкой важности внутренней оперативной коммуникации и другими характеристиками коммуникации. Поэтому для дальнейшего анализа будет использоваться оценка важности внутренней оперативной коммуникации.

Выявленная взаимосвязь между оценкой важности внутренней оперативной коммуникации и оценкой безопасности оказания помощи пациенту (rэмп = 0,444 > rкрит = 0,36 при p = 0,05). Это подтверждает нашу гипотезу.

На основе теории коммуникации медицинского персонала и качестве оказания помощи пациенту мы предположили, что существует взаимосвязь между коммуникацией сестринского персонала и качеством оказания помощи. Подтверждением этой гипотезы является изучение связи между характеристиками коммуникации и критериями качества оказания помощи с помощью анкетирования и корреляционного анализа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Азаренко, С.А. Коммуникация / С.А. Азаренко [Электронный ресурс] / Концепты коммуникационного дискурса. – 2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7132 (дата обращения 25.10.2022).

Бершадская, М.Б. Проблема конфликтов в сестринских коллективах / М.Б. Бершадская. // Главная медицинская сестра. – 2015 - №11. – С.10-15.

Василенок, А.В. Проблемы взаимодействия врачей и среднего медицинского персонала / А.В. Василенок [Электронный ресурс] / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. - Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimo-deystviya-vrachey-i-srednego-meditsinskogo-personala (дата обращения: 13.10.2022).

Вишневская, Н.В. Общение как ценность в работе среднего медицинского работника / Н.В. Вишневская // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 155-157.

Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов – М.: Дрофа, 2013. – С.365.

Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации / М.Ю. Коваленко, М.А. Коваленко – М.: Юрайт, 2016. – С. 466.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена [Электронный ресурс] / Все онлайн калькуляторы. – 2006 – 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://math.semestr.ru/corel/spirmen.php (дата обращения 28.12.2022).

Леббех, И.П. Медицинская коммуникация / И.П. Леббех. [Электронный ресурс] / X международный форум «Росмедобр-2019» Инновационные обучающие технологии в медицине - 2009 – 2022. - Электр. дан. – Режим доступа: https://www.rosmedobr.ru/rosmedobr2019/thesis/3255/ (дата обращения 13.10.2022).

Модестов, А.А. Разработка и особенности внедрения сестринской пациент-ориентированной модели в педиатрии. /А.А. Модестов [Электронный ресурс] / Медицина и организация здравоохранения - 2018. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-osobennosti-vnedreniya-sestrinskoy-patsient-orientirovannoy-modeli-v-pediatrii (дата обращения: 13.10.2022).

Просмотров работы: 175