Использование ИКТ-платформы WordWall для совершенствования лексической компетенции обучающихся 7 класса на уроках английского языка в условиях дополнительного образования - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Использование ИКТ-платформы WordWall для совершенствования лексической компетенции обучающихся 7 класса на уроках английского языка в условиях дополнительного образования

Густова В.В. 1
1Новосибирский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом развитие общества порождает эволюции подходов к обучению, ввиду того что встает необходимость усваивать большие объемы учебной информации, которую нужно преподносить в увлекательной и эффективной для обучающихся форме. Кроме того, с развитием науки и техники появляются новые ИКТ-ресурсы, которые могут помочь педагогу привнести в урок динамичности, не уменьшая при этом процентное соотношение полезной информации. В том числе появляются новые ресурсы для работы с лексической компетенцией.

Однако, кроме наличия ресурсов для работы, наличия данных платформ, необходимо знать, каким образом работать с ними наиболее результативно и увлекательно для всех участников образовательного процесса. Повышенный интерес учительского сообщества к новым способам наиболее результативного применения ИКТ на уроках иностранного языка для формирования и совершенствования лексической компетенции определяет актуальность данного исследования.

Целью данной работы является разработка и апробация серии занятий с использованием ИКТ-платформы WordWall для совершенствования лексической компетенции в 7 классе в условиях дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- выявить преимущества и недостатки использования ИКТ–платформ, на примере ресурса WordWall на уроках английского языка для совершенствования лексической компетенции обучающихся в основной школе, с учетом возрастных особенностей обучающихся 7 классов;

- разработать серию уроков с применением ИКТ-платформы wordwall для совершенствования лексической компетенции;

-провести обучающий эксперимент и проанализировать его результаты.

Лексическая компетенция, являясь частью языковой компетенции, описывается как способность обучающихся к организованным действиям с лексическими единицами, направленным на ее усвоение, а также знание графической формы, произношения, лексического значения и грамматической сочетаемости слова [13].

А.Н. Шамов в своем исследовании дает определение лексической компетенции как способности человека определять контекстуальное значение слова, уметь сравнить объем данного значения в родном и изучаемом языке, определять структуру значения слова и выделять специфически национальное в данной структуре [18, 30]. Под лексической единицей подразумевается единица языка, обладающая самостоятельным лексическим значением и способная выполнять функции единицы речи [16, с.30].

В основе лексической компетенции лежит сформированный лексический навык. Рассмотрим, что подразумевается под данным термином. С.Ф. Шатилов включает в понятие «лексический навык» два компонента: словоупотребление и словообразование [19, с. 120]. «Новый словарь методических терминов и понятий» определяет его как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [1,с.121]. Таким образом, сформированный лексический навык – это совокупность нескольких компонентов, таких как: знание формы слова, фонетического обозначения, смыслового значения и сочетаемости с другими элементами речи.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в современном мире не могло не повлиять на сферу образования. Появляется все больше способов сделать процесс обучения более удобным, современным, происходит информатизация общества. Остановимся более подробно на электронных образовательных платформах как ИКТ-ресурсе для обучения. С.В.Панюкова определяет понятие «образовательная платформа» (LearningPlatform) как комплекс ресурсов для обучения, предназначенный для учителей, обучающихся, родителей, который предоставляет возможности для получения информации, а также инструменты и ресурсы для повышения качества образования. Данная система представляется интуитивно понятной и улучшающей процесс обучения при помощи сети Интернет [6, с.22].

В статье «Особенности использования Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку» [2] отмечается, что использование интернет-ресурсов имеет ряд преимуществ, как для учителя, так и для ученика, среди которых можно выделить:

1)индивидуализацию обучения: учитель сам подбирает материал, учитывая возрастные, психологические особенности обучающихся;

2) упрощение системы контроля и самоконтроля: при использовании ИКТ-платформ данный процесс автоматизирован;

3) задания, созданные на электронных ресурсах, подразумевают многократное использование, из этого следует, что обучающийся может вернуться к определенному заданию, чтобы лучше разобраться в теме или повторить ключевые моменты.(слайд 7)

На наш взгляд, использование электронных образовательных платформ при формировании и контроле сформированности лексического навыка обучающихся, помогает учителю сделать процесс более результативным.

Многие платформы педагог способен использовать в качестве инструмента для формирования лексической компетенции. Это может быть ресурс с уже готовыми заданиями или же шаблон, при помощи которого учитель сам создает подходящие комплексы упражнений. Однако выбрать платформу, подходящую для решения определенной учебной цели или для определенного типа урока среди множества ресурсов, является не такой простой задачей. На выбор учебного ресурса могут оказывать влияние множество факторов (интерфейс, функционал, доступность сети Интернет и ресурса в стране использования).

Одной из популярных и понятных в использовании платформ для создания интерактивных заданий является ресурс WordWall(https://wordwall.net/). Данный онлайн-сервис содержит множество шаблонов, которые учитель может использовать как интерактивный ресурс. Кроме библиотеки готовых заданий, платформа предоставляет педагогам возможность самостоятельно создавать упражнения на основе готовых типов заданий (например: создать кроссворд, упражнение на заполнение пропусков, найти пару, создать ментальную карту, тест и другие). Если учитель создал задание и поделился им с обучающимися, то дети могут сохранить результаты, нажав строку Leaderboard после выполнения. В таком случае приложение построит рейтинг, исходя из правильности выполнения заданий и времени, затраченного на него.

Преимущества:

19 готовых шаблонов для создания заданий;

Возможность сохранять результаты и отслеживать выполнение заданий обучающимися;

Можно использовать как готовый контент, так и создавать собственный (Вкладка Community);

Наличие печатной версии некоторых видов заданий (в платной версии);

Учитель может загружать свои изображения с устройства, если это необходимо, или найти нужную картинку по ключевым словам;

В обновленной версии есть функция прослушивания вариантов ответа на иностранном языке

Однако стоит отметить, что количество заданий, которые можно составить в бесплатной версии, ограничено (5 в месяц). Платная версия: на декабрь 2022-3$ в месяц стандарт (19 шаблонов), 4.5$ версия про (33 интерактивных шаблона).

С целью выявления результативности применения электронной платформы WordWall для создания заданий для совершенствования лексической компетенции нами был разработан и проведен обучающий эксперимент. Опытно-экспериментальной базой стала языковая школа «Bright» в Октябрьском районе города Новосибирска в период ноябрь-декабрь 2022 года.

Участниками эксперимента стали ученики 7 классов, от 12 до 14 лет, каждая группа состоит из 8 человек. В качестве учебного пособия был использован УК Next Move 3 (Level 3 Pre-Intermediate) by Wildman Jayne, Beddall Fiona.Группы занимаются по данной линейке УК второй год. Комплекс состоит из Studentsbook, по которому ученики работают на занятии, а также Workbook, в котором в основном выполняется домашнее задание.

Среди достоинств данного УК можно отметить, что раздел Vocabularyярко и подробно проиллюстрирован, а лексические единицы логически дополняют друг друга. Однако в остальных разделах новые слова даны в сноске keywordsи не сопровождаются картинками/дефинициями, что может затруднять понимание и усвоение данных единиц обучающимися. Раздел Chatroomпредлагает тексты в виде диалогов подростков в неформальных ситуациях. Следовательно, образцы представляют собой неофициальную разговорную речь, которой обучающийся мог бы пользоваться в реальной жизни при общении со сверстниками. Однако если сравнивать соотношение времени, уделенного в учебнике на лексику и грамматику, то можно заметить, что количество заданий на лексику в среднем меньше.

Перед проведением ОБУЧ. эксперимента НАМИ был РАЗРАБОТАН И ПРОВЕДЕН диагностический срез ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ сформированности ЛК ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕРИАЛУ предыдущего модуля WorldofWork.Диагностика состояла из шести заданий. Результаты вводной диагностики составили 68% у одной группы, которая в дальнейшем стала Экспериментальной и 76% у другой группы, которая стала контрольной группой

Далее для проведения обучающего эксперимента нами была разработана серия уроков. В работе представлено несколько заданий к проводимым урокам.

Часть 1: Vocabulary, Parts of the house.

Ex.1: Учитель открывает задание, демонстрирует его на интерактивной доске, обучающиеся выполняют задание на сопоставление картинка/слово. Задание на узнавание лексической единицы, ее графической формы и произношения. Учитель указывает на фрагмент комнаты в приложении, обучающийся соединяет пропущенное слово с картинкой.

Рисунок 1. Задание 1

Ex.2: Обучающиеся выполняют задание на понимание значения лексической единицы. На экране появляется описание, как выглядит и для чего используется часть дома, необходимо подобрать верное по смыслу и форме слово.

Рисунок 2. Задание 2

Ex.3: What's inside and what's outside the house? Put the words in the correct column. Задание направлено на понимание значения слова, необходимо сгруппировать лексические единицы на основе выделенного признака. Обучающиеся выполняют индивидуально в тетрадях, затем проверяют на экране.

Рисунок 3. Задание 3

Ex.4:

Задание на составление вопросов и тренировку изученной лексики в диалогах. Ученики составляют вопросы, восстанавливая верный порядок слов в предложении, фиксируют их в тетради и потом задают своему соседу по парте, отвечают на вопрос соседа. Учитель контролирует выполнение задания.

Рисунок 4. Задание 4

Ex.5: Домашнее заданиена тренировку графической формы слова, поскольку на следующий урок после введения новых лексических единиц предусмотрен диктант. Задание построено по типу игры hangman, где за неверно открытую букву улетает один шарик.

Рисунок 5. Задание 5

Part 2: Furnitureandhouseholdobjects

Ex.1: Задание на знание графической и фонетической формы слова. Задание похоже на предыдущее, только вместо выбора букв необходимо их переставить на свое место.

Рисунок 6. Задание 1

Ex.2: Задание на понимание смыслового значения ЛЕ. Необходимо выбрать более подходящее в контексте слово из двух вариантов.

Рисунок 7. Задание 2

Ex.3: Игра на угадывание слова. Один ученик выходит к доске. Если в классе много человек, то можно поделить их на команды. Учитель запускает задание на компьютере, проектор при этом замораживает. Обучающийся выбирает ячейку, смотрит слово, которое ему досталось и пытается объяснить его классу, не используя само слово или однокоренные ему ЛЕ.

Команда или ученик, верно угадавший его, становится следующим ведущим.

Рисунок 8. Задание 3

На завершающем уроке был проведен диагностический срез усвоения изученного материала при помощи шести заданий, с той же структурой, что и на начальном этапе, но на материале модуля HomeSweetHome. Максимально возможный результат за выполнение заданий составляет 42 балла.

По результатам итоговой диагностики, экспериментальная группа показала результат 84%, контрольная – 80%. Результаты диагностики представлены в виде диаграммы.

Таблица 1. Результаты диагностического среза на завершающем этапе эксперимента

Таким образом, результат первой (экспериментальной) группы улучшился на 16%, второй (контрольной) – на 4%.

Полученные в результате проведенного эксперимента данные позволяют нам утверждать, что применение электронной платформы WordWall в процессе совершенствования лексической компетенции обучающихся 7 класса в условиях дополнительного образования в рамках данного эксперимента оказалось более результативным по сравнению с традиционным уроком.

Таким образом, лексическая компетенция является важной составляющей коммуникативной компетенции. Для ее совершенствования на уроках английского языка была рассмотрена возможность использования ИКТ-платформы WordWall, ее преимущества и недостатки. Разработанный нами на основе данной платформы комплекс упражнений направлен на развитие лексической компетенции учеников 7 класса в условиях дополнительного образования и учитывает возрастные особенности данной группы, интерес обучающихся к современным технологиям на уроке, а также этапы формирования лексического навыка.

Список литературы

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2019. 496 с.

Архипова М.В., Жерновая О.Р., Шутова Н.В., Мешкова Г.А. Особенности использования Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. Т.9, №4. https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN421.pdf (доступ свободный) (Дата обращения: 14.04.2022).

Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы «цифрового поколения»: опыт анализа. Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, №. 1 (37). С. 23–32.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 340 с.

Касаткина Н.Э., Брыксина Е.С.Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса. Вестник Кемеровского государственного университета, 2014. № 3(59). С.75-78.

Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. М.: «Про-Пресс», 2020. 33с.

Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.

Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

Роберт И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник МГПУ, Сер.: Информатика и информатизация образования. 2005. №5, с.106.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.

Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для пед. вузов и учителей. Е. Н. Соловова. 4-е изд.  М. : Просвещение, 2008.  239 с.

Стародубцева О.Г. Лексическая компетенция как языковая основа профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Бюллетень сибирской медицины. 2013;12(3):127-131. https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskaya-kompetentsiya-kak-yazykovaya-osnova-professionalno-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza (Дата обращения: 10.07.2022)

Сулаймонова Д.А. Основные аспекты формирования лексических навыков студентов технических вузов. Internationalscientificreview, 2019 [Электронныйресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-formirovaniya-leksicheskih-navykov-studentov-tehnicheskih-vuzov (датаобращения: 24.07.2021).

Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. М: «ЛИБРОКОМ», 2013. 264 с.

Шамов А.Н., Зуева И.Е. Теория методика обучения иностранным языкам: Краткий словарь методических терминов. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. 59 с.

Шамов А. Н. Контроль лексических навыков на уроках иностранного языка и специфика его проведения. Качественное образование: проблемы и перспективы. 2016. С. 333-344.

Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: Моделирование и реализация: Монография. НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2006. Нижний Новгород. 479 с.

Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов / С.Ф. Шатилов. М.: Высшая школа, 1986. 223 с.

Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes // Sociolinguistics / J.B. Pride; J. Holmes (ed.). — Harmondsworth: Penguin Books, 1972.

WordWall (https://wordwall.net/)

Просмотров работы: 286