В последнее время вырос интерес к вопросам психологической безопасности, как на государственном, так и на локальном уровне: в районах, городах, образовательных организациях, на предприятиях. С одной стороны это связано с заметным ростом интереса психологов и педагогов к данной проблематике (Баева И.А., Гераськина, М.Г., Грачев, Г. В. Кабаченко, Т.С. Рассоха, Н.Г. и др.) Ученые отмечают большую необходимость управления развитием психологической безопасности жизненной среды личности. С другой стороны повышенное внимание к данной теме связано с увеличением числа террористических актов, социальных потрясений, кризисных ситуаций в стране, а также увеличением случаев наркотических отравлений людей, расовых столкновений. Данные проблемы являются предпосылками разрушения личной безопасности человека, в том числе его психологической безопасности.
В настоящее время можно говорить о возникновении нового направления в психологии – психология безопасности, в рамках данного направления проводятся как теоретические исследования, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных сферах.
Значительный вклад в изучение психологической безопасности внесли такие ученые, как И.А. Баева, В.В. Ковров, С.В. Дрокова, Е.А. Кургак и др.
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение школьной среды позволил сделать вывод, что понятие «психологическая безопасность» является интегративным термином, поэтому рассматривается в разных плоскостях: как процесс, как состояние, как свойство.
Интегративность рассматривается и в том, что психологическая безопасность может быть представлена на нескольких уровнях: на уровне общества, на уровне локальной среды, на уровне личности.
В работах Баевой И.А. доказано, что психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Психологическая безопасность личности отражается в переживании ею своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации [4]. Таким образом, И.А. Баева рассматривает психологическую безопасность как состояние психологической защищенности, а так же способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
П.А. Кисляков, Д.Х. Гурьева считают формирование психологической безопасности младших школьников одной из главных задач в процессе воспитания и социализации личности ребенка [8], данное решение позволяет в свою очередь создавать условия доверительных отношений и личностного развития ребенка [6].
Коренкова А. Ю. считает, что психологическая безопасность личности младшего школьника – это обусловленное характером образовательной среды психическое состояние, которое проявляется в переживаниях защищенности, уверенности в себе, удовлетворенности собой как субъектом деятельности и социальных отношений и манифестируется в ассертивном поведении.
Таким образом, «психологическая безопасность младших школьников – понятие относительное, имеющее значимый субъективный оттенок в его оценке. Можно отметить предпосылки или условия психологической безопасности в отношении конкретной личности ребенка. Реакция ребенка на возникающие угрозы обусловлена факторами, а именно индивидуально-психологические и личностные особенности детей, устойчивость личности к психотравмам, сформированность позитивного «образа Я» и пр.
Отметим, что А. Маслоу в своей теории потребностей выделял потребность в безопасности как одну из базовых потребностей личности. Также потребность в безопасности рассматривалась в трудах Карен Хорни, Э. Эриксона и пр. Так, «К. Хорни в социокультурной теории личности, говорит о том, что существует две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка, подчеркивая при этом, что главным оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенном от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении данных потребностей у ребенка может развиваться враждебность, которая проявляется в общей беспомощности, страха, чувстве вины, все это проявляется во взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящее время, так и во взрослом возрасте» [12, с. 174-180]. В свою очередь, Э. Эриксон отмечал, что защищенность является необходимым условием развития ребенка. С первых минут жизни способствует формированию привязанности, чувства глубокого доверия, которое будет являться психологической основой всей дальнейшей его жизни.
Большинство исследований психологической безопасности было проведено среди учащихся среднего и старшего звена, а также среди студентов. Проблема психологической безопасности среди младшего школьного возраста изучена в меньшей степени. Наблюдения показывают, что дети раннего школьного возраста также подвержены многим психологическим угрозам. Среди угроз мы можем назвать: ограничение самостоятельности, нарушение привычного ранее режима дня, игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, игнорирование нервной системы и эмоциональных переживаний ребенка [13]. Большую роль для младшего школьника играют новые субъекты образовательного процесса - воспитатели и учителя, неадекватный эмоциональный контакт с ними также является определенной угрозой его психологической безопасности [1].
«Образовательная среда начальной школы: учащихся, педагогов и психологов, членов семьи учащихся. Все они, по сути, являются и объектами психологической безопасности, но и способны оказывать воздействие на систему безопасности по средствам обучения и воспитания, а также через решение задач развития и формирования личности, то есть являться ее субъектами. Школа, образовательные организации – это социальные институты общества, которые обеспечивают создание системы психологической безопасности. Однако, необходимо отметить, что школьная безопасность является чаще всего мифической. Именно в начальной школе, чаще всего происходит виктимизация ребенка. По обобщенным данным исследований, примерно в половине начальных школ зафиксированы инциденты с элементами насилия (школьные антиобщественные отношения, высокий уровень агрессии, отвержение одноклассниками и учителями, неспособность регулировать эмоциональное поведение, соблюдать школьные правила). По данным исследований, 31% из опрошенных детей как первоочередную проблему, с которой они сталкиваются в школе, назвали унижение или жестокое обращение со стороны учителя. 34% опрошенных детей испытали на себе жестокое обращение со стороны одноклассников.
Особую актуальность сегодня представляет проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса. Это воздействие чаще всего имеет серьезные последствия, что актуализирует создание системы диагностики психологической безопасности младших школьников. Необходимо отметить, что именно в начальной школе своевременная помощь может предотвратить развитие насилия как одной из главных угроз психологической безопасности личности. Иначе это может привести к уходу ребенка в себя, возникновению внутриличностных конфликтов, развитию девиантного или аддиктивного поведения в будущем, т.е данный подход является мощным средством профилактики негативных последствий для личностного становления человека [11].
Анализ теоретических исследований показал, что в современной научной литературе существуют разные подходы к исследованию психологической безопасности младших школьников. Наиболее приемлемым является интегративный подход, который объединяет и среду и личность.
Психологическая безопасность младших школьников определяется нами как наличие адекватной самооценки, уверенность в себе, удовлетворенность образовательным процессом и владение приемами защитных механизмов в трудных, кризисных ситуациях. Структуру психологической безопасности младших школьников составляют следующие компоненты: саморегулятивный (умение адекватно оценивать себя и свои силы, уверенность в себе), компетентностный (умение осуществлять контроль за собой в трудных, жизненных ситуациях), эмоциональный (удовлетворенность образовательным процессом).
Список литературы
Афонькина, Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. –105 с.
Баева И. А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды // Научное мнение. 2013. № 4. С. 91–103.
Баева, И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде / И.А. Баева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – 198 с.
Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И.А. Баева, Л.А. Гаязова // Психологическая наука и образование. – № 3. – 2012. – Режим доступа: psyedu.ru
Гурьева, Д.Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса // Наука ХХI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014.– № 5. – С. 37-40.
Дрокова С. В., Кургак Е. А. Психологическая безопасность школьной среды в переживаниях младших школьников и старшеклассников // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. 2007. № 1. С. 87–97.
Кисляков, П.А. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук: 19.00.07 / Кисляков Павел Александрович. – Нижний Новгород, 2014. – 49 с.
Ковров В. В. Психологическая безопасность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в образовательной среде школы: опыт эмпирического исследования // Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 156–162.
Коренкова А. Ю. Психологическая безопасность образовательной среды // IV Международная студенческая электронная научная конференция. 2012. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/268/1431.
Рещикова, Л.С. Психологическая оценка безопасности образовательной среды начальной школы // Молодежная наука: тенденции развития. Электронный журнал №1, 2016. – С. 16-22.
Хорни, К. Тревожность // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. – М.: Смысл,1997. – Т. 2. – С. 174-180.
Худяков, А.И. Психология измерений: монография. – СПб.: Копи-Р Групп, 2013. – 220 с.