ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА У СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Сахарный диабет – аутосомно-доминантная болезнь, в основе которой лежит хроническое нарушение обмена углеводов и относится к категории социально значимых неинфекционных заболеваний с эпидемическими темпами роста распространенности. По последним данным Международной федерации диабета (International Diabetes Federation, IDF), количество пациентов с СД в мире достигло 463 млн. человек, что опередило ранее прогнозируемые темпы прироста на 10–12 лет, а к 2045 г. ожидается увеличение на 51%, до 700 млн. человек. В Российской Федерации, как и во многих странах мира, продолжается рост распространенности СД - с 2000 г. численность пациентов с СД увеличилась более чем в 2 раза. Сахарный диабет 2 типа характеризуется такими клиническими признаками как гипергликемия, гиперинсулинемия, глюкозурия, полифагия, полидипсия, полиурия, кетоацидоз, кетонурия, кетонемия, гиперлипидемия, гиперазотемия, азотурия, гиперлактатемия, диспноэ [1, 2]. В связи с тем, что однозначных причин возникновения сахарного диабета нет, выделены предрасполагающие факторы, способствующие развитию заболевания. В этой связи представляется важным изучение рисков развития сахарного диабета и осуществление мер по снижению вероятности развития данной патологии.

Цель исследования. Выявление риска развития сахарного диабета у студентов, подверженных психоэмоциональному стрессу в процессе обучения.

Задачи исследования:

1) изучение патогенеза сахарного диабета и факторов, способствующих его возникновению;

2) проведение анкетирования студентов для определения уровня стресса;

3) проведение анкетирования по шкале FINDRISK для определения риска возникновения сахарного диабета.

Материалы и методы: теоретическая часть исследования включала изучение сахарного диабета, его этиологии и патогенеза, клинических проявлений и факторов, способствующих возникновению нарушений о стороны углеводного обмена. Практическая часть работы заключалась в проведении анкетирования студентов в возрасте 19-21 года, обучающихся в медицинском вузе, с целью выявить лица с повышенным уровнем стресса, с последующей оценкой степени риска развития СД по результатам опросника по шкале FINDRISK [3]. Все полученные данные были подвергнуты математическо-статистическому анализу с использованием t-критерия Стьюдента с вычислением среднего значения, стандартного отклонения, различия считали достоверными при р≤0,05.

Результаты. Актуальность изучения патогенеза сахарного диабета на сегодняшний день связана с высокой частотой встречаемости данного заболевания во всем мире. Развитие гипергликемии связано с невозможностью компенсировать инсулинорезистентность секрецией инсулина. Также существуют данные о дисфункции бета-клеток и нарушении выработки инсулина у пациентов с диабетом 2-го типа и тех, кто находится в группе риска. Высокий уровень глюкозы снижает чувствительность бета-клеток и/или нарушает их функцию – возникает глюкозотоксичность. Обычно для развития этих изменений в процессе заболевания требуется довольно длительное время. Ведущий фактор риска развития инсулинозависимого диабета является генетическая предрасположенность. Данный тип имеет сильный генетический компонент и вероятность его возникновения более чем на половину зависит от генетики. Один из основных факторов риска развития инсулиннезависимого сахарного диабета является наследственность – сахарный диабет у ближайших родственников. Наличие болезни у родителей, братьев, сестер увеличивает шанс возникновения патологии у человека. Ожирение является важным условием возникновения инсулинорезистентности при инсулиннезависимом сахарном диабете. В его основе могут лежать генетические факторы, диета, физическая активность и общий образ жизни. Организм не в силах подавить липолиз в жировой ткани, вследствие чего из нее высвобождаются свободные жирные кислоты. Повышение их уровня в плазме нарушает транспорт глюкозы, который стимулируется инсулином, и влияет на активность гликогенсинтазы в мышцах. Жировая ткань обладает эндокринной функцией, секретируя в кровь множество адипоцитокинов, которые стимулируют (адипонектин) или тормозят (фактор некроза опухолей- альфа, интерлейкин-6, лептин, резистин) обмен глюкозы [4]. Еще один важный фактор возникновения сахарного диабета – воздействие на организм стресса. При воздействии любого стрессового агента активируется реакция общего адаптационного синдрома, что служит причиной возникновения заболевания при различной предрасположенности. Во время стрессовой ситуации активируется гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, что приводит к кратковременной гипергликемии вследствие гликогенолиза и глюконеогенеза. Гиперинсулинемия, возникающая в ответ на повышенный уровень глюкозы, при длительном течении приводит к инсулинорезистентности вследствие снижения чувствительности периферических рецепторов и уменьшению их количества, и также приводит к уменьшению резервов бета-клеток поджелудочной железы. Хроническая гипергликемия, оказывая негативное влияние на бета-клетки, приводит к снижению секреции инсулина, а «глюкозотоксический эффект» приводит к их гибели [5, 6].

В рамках данного научного исследования нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 123 человека, обучающиеся на 3 курсе медицинского университета. Возраст испытуемых от 19 до 21 года. Результаты опроса показали, что у 57% опрошенных выявлен повышенный уровень стресса. 68% отмечают вялость и дрожь в теле, у 63% отсутствует желание что-либо делать, половина опрошенных замечают за собой нервозность, раздражительность и тревожность. Далее эти студенты прошли анкетирование на выявление предрасположенности к сахарному диабету. Полученные данные показали полное отсутствие сдвигов за пределы нормы только у 10% опрошенных. Наличие наследственной предрасположенности выявлялось у 40 % анкетируемых. Гипергликемию, не связанную с приёмом пищи, отмечали у себя 25% человек, а гипертензию – 20%. При этом у 20% опрошенных наблюдался повышенный индекс массы тела (ИМТ), у такого же количества обхват талии (ОТ) превышает верхнюю границу нормы (>80 см у женщин и >94 см у мужчин). Проанализировав полученные данные, были выявлены 30% человек, имеющих умеренный риск развития сахарного диабета. У 40 % из них было 8 баллов по шкале FINDRISK и у 60% – 10 баллов. Можно предположить, что стресс как фактор риска развития сахарного диабета может стать пусковым механизмом в возникновении стойкой гипергликемии у опрошенных на фоне наличия предрасположенности к возникновению патологии.

Заключение. В связи с этим можно сделать вывод, что на фоне повышенной эмоциональной и физической напряженности существует вероятность развития сахарного диабета. Однако предрасположенность не гарантирует возникновение данной патологии в будущем. Особенностью сахарного диабета является возможность его предотвращения путем профилактики: правильное сбалансированное питание, физическая активность, поддержание оптимального веса, отказ от вредных привычек и положительный эмоциональный фон.

Список литературы

Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабетологию (Руководство для врачей). М.: Берег, 1998. – 200 с.

Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К., Железнякова А.В., Исаков М.А. Эпидемиологические характеристики сахарного диабета в Российской Федерации: клинико-статистический анализ по данным регистра сахарного диабета на 01.01.2021 // Сахарный диабет. 2021;24(3):204-221. https://doi.org/10.14341/DM12759

Зеленин К.А. Роль эмоционального стресса в развитии сахарного диабета 2 типа // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 7.

M. Buckert, M. Hartmann, N. Monzer, K. Wolff, P. Nawroth, T. Fleming, C. Streibel, N. Henningsen, B. Wild. Pronounced cortisol response to acute psychosocial stress in type 2 diabetes patients with and without complications. Hormones and Behavior. Volume 141, 2022, 105120, ISSN 0018-506X, https://doi.org/10.1016/j.yhbeh.2022.105120.

Powers MA, Bardsley J, Cypress M, et al: Diabetes Self-management Education and Support in Type 2 Diabetes: A Joint Position Statement of the American Diabetes Association, the American Association of Diabetes Educators, and the Academy of Nutrition and Dietetics. Diabetes Care, 2015. 38(7). Р.1372–1382.

American Diabetes Association Clinical practice recomendations. – Diabetes Care (suppl. 1), 2000. P. S1. Р.116.

Просмотров работы: 1532