Практика и перспективы взаимодействия финансовых организаций с государственными базами данных - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Практика и перспективы взаимодействия финансовых организаций с государственными базами данных

Семина Т.Г. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Взаимодействие с технологиями электронного правительства стало одним из ключевых направлений развития новых технологий, в том числе на финансовом рынке в современной действительности. В основном это связано с тенденцией к цифровизации бизнеса в области финансирования услуг мирового масштаба. Основными конкурентными преимуществами, привлекающими клиентов сегодня, являются скорость и простота проведения операций, минимизация количества документов, представляемые в ту или иную структуру, процедура ее подачи, отсутствие устранения бумажной волокиты, максимальная доступность всего желаемого перечня услуг через Интернет.

Однако преимущества и удобства, предоставляемые переходом к цифровой экономике, неизбежно влекут за собой увеличение рисков, как для компаний, так и для других заинтересованных лиц. Один из наиболее эффективных методов минимизации рисков организации – использование государственных ресурсов и систем.

При этом взаимодействие с государственной информационной системой должно обуславливаться гарантированностью, оперативностью и качеством предоставляемых услуг. Взаимодействие с государственными информационными системами должно быть гарантированным, содержательным и своевременным. [1]

Только выполнение вышеуказанных условий делает такое взаимодействие экономически целесообразным, способствует повышению качества и удобства обслуживания клиентов, и как еще одно формальное обязательство, подкрепленное его применением, ответственность регулирующих органов.

Какие преимущества имеют организации, которые взаимодействуют с государственными услугами? Ввиду системы информации, которая содержится в государственных ресурсах, следует более тщательно рассмотреть, для каких целей требуются финансовым организациям взаимодействия с государственные сервисы. В основном, данные касаются таких направлений как:

Идентификация клиентов;

Проверка сведений о клиенте, а также информации, представленной клиентом. [2]

Некоторые организации, которые используют операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны определять сведения о клиенте, а также о его представителе. В недавнем времени идентификацию личности перевели, в том числе, в дистанционный формат. Данное взаимодействие послужило развитию нормативного регулирования оборота денежных масс между финансовыми институтами и государственными информационными ресурсами. [3]

Иным важным направлением в переходе идентификации в онлайн является введение удалённый биометрической идентификации. Важнейшим процессом определения сведений организацией является аутентификация или верификации клиентов, так как определяет первичные правоотношения субъекта виду процедуры подтверждения, ибо организация, проведя данную операцию взаимодействует с тем клиентом, который ранее прошел идентификацию. Данные виды операций может осуществляться посредством единой системы идентификации и аутентификации. [4]

Верифицируемость, то есть доказательства корректности данных определяемых государством, в том числе ввиду использования открытых государственных реестров, например, ЕГРЮЛ или ЕГРИП; так и благодаря порталу государственных услуг, который в большей степени позволяет эффективно оценить тех или иных заинтересованных лиц. [5]

Система взаимодействия между государством и клиентами с применением простой электронной подписи, ключа, который получен ввиду личного присутствия в определённых органах. Такой порядок согласован правилами применения использования простой электронной подписи ввиду обращения к государственным услугам в электронном формате с целью подписания различных договоров благодаря проверки биометрической идентификации.

Важнейшим источников информации является сбор сведений о клиентах, гражданах, получающих те или иные государственные услуги. Банки получили право размещать, обновлять сведения о гражданах, дабы пополнять новую информацию в базе данных, этому поспособствовал Федеральный Закон от 30 декабря 2020 г. № 482-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". [6]

Единая биометрическая система является основным компонентом системы удалённой биометрической идентификации, которая отражает персональные данные физических лиц, в том числе изображение лица, а также голосовые данные.

Важнейшим элементом взаимодействия государственных организаций с гражданами является электронный документооборот, который нужен для взаимодействия между структурами, при этом договоры и соглашения, а именно- их подписания, проводится после удалённой биометрической идентификации. В этом случае данные электронные документы признаются действительными, имеющими равную силу с оригиналами документов, которые подписаны на бумажном носителе.

Электронный документооборот набирает обороты и охватывает все больше организацией из-за простоты осуществления операций, связанных с обработкой, использованием и хранением информации, документов на электронном носителе в цифровом формате. Так, с 1 января 2023 года внутренний ЭДО вводится для государственных и муниципальных учреждений в обязательном порядке, прежде всего это нововведение касается отражения в электронном формате финансовых операций, превечной документации и бухгалтерии. Бухгалтерский ЭДО предусматривает указание идентификатора контрагента ввиду заполнения и дополнения карточек физических и юридических лиц. Те сотрудники, которые будут формировать и подписывать цифровую документацию, должны пройти идентификацию и аутентификацию в удостоверяющем центре ФНС. Опять же, идентификация контрагента — это операции по отчётности и взаимодействия организаций, контроль которых осуществляется государством для систематизации процессов. Данный шаг в области обязательного введения электронного документооборота позволит государству пополнять свою базу данных новой информацией о взаимодействиях организации, а также собрать информацию с тех лиц, которые являются участвующими в электронном документообороте. [7]

Таким образом, главные проблемы введения государственных баз данных является неполная база данных о гражданах, неподтвержденные учётные записи. Увеличение числа граждан, которые имеют полную учётную запись в единой системе идентификации и аутентификации, а также повышение степени удовлетворённости лиц качеством услуг, предоставляемых государством, могут серьезно повлиять на развитие большой базы данных в целом, что позволит охватить больше государственных организаций, услуг, которыми могут пользоваться граждане с использованием информационных технологий.

Список используемой литературы:

Основные тендеции развития цифровой эк-ки // URL: http://duma.gov.ru/media/files/ONpz3AjFkualqgKS9lsgtqckucXiScBP.pdf (дата обращения: 13.01.2023).

Консультант. <Письмо> Минфина России от 02.10.2013 N 07-02-05/40858 <О практике применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма> Идентификация клиентов. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152900/0b21d25a4bfe4994ded8e55dd8dc210727234675/ (дата обращения 13.01.2023).

Банк России. Удаленная идентификация // URL: https://cbr.ru/fintech/digital_biometric_id/ (дата обращения: 13.01.2023).

Система безопасности. Удаленная биометрическая идентификация: разоблачение обмана // URL: https://www.secuteck.ru/articles/udalennaya-biometricheskaya-identifikaciya-razoblachenie-obmana (дата обращения 13.01.2023).

ФНС. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП // URL: https://egrul.nalog.ru/index.html (дата обращения: 13.01.2023)

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N 482-ФЗ. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286744/ (дата обращения: 13.01.2023).

Минфин России. Приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» // URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133647-prikaz_minfina_rossii_ot_15.04.2021__61n_ob_utverzhdenii_unifitsirovannykh_form_elektronnykh_dokumentov_bukhgalterskogo_ucheta_primenyaemykh_pri_vedenii_byudzhetnogo_ucheta_b (дата обращения: 13.01.2023).

Просмотров работы: 8