СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное образование в Российской Федерации находится в постоянной модернизации. Цифровизация происходит повсеместно и включает в себя образовательную среду, тем самым модернизируя её в соответствии с актуальными вызовами. В рамках цифровизации образовательного пространства возникает необходимость развития определённых умений. На данный момент цифровизация образовательной среды обуславливает развитие новых форм и способов передачи информации в образовательном пространстве, а также обеспечивает формирование нового типа студента.

Переход России к открытому информационному обществу реализуется в массовом онлайн-обучении, тотальности Интернета, автоматизации интеллектуальных операций, технологического уклада, что переопределяет требования к современному студенту, способного на коммуникационную детальность не только в условиях электронной информационно-образовательной среды университета, но и сферах реального цифрового пространства. Информатизация оказывает влияние на формирование коммуникационных умений, трансформируя коммуникативный процесс. Выше сказанное инициирует необходимость в рассмотрении понятий «коммуникационные умения» и «коммуникативные умения».

В современной науке понятие «коммуникативные умения» имеет различные точки зрения. К примеру Т. А. Ладыженская отнесла те, которые необходимы человеку для адекватного выражения собственной или понимания чужой мысли: определение темы; раскрытие основной мысли высказывания; сбор и систематизация материала; построение текста в определенном жанре или в рамках определенного типа речи; правильное формулирование собственных мыслей; редактирование [8].

Исследователь О. В. Запятая причисляет к коммуникативным умениям:

- точно, компактно, без искажения выражать свои мысли устно;

- оформлять высказывание письменно;

- слушать, вникать в суть и ставить вопросы к прослушанному тексту;

- самостоятельно изучать литературу по той или иной теме [5].

Мудрик А.В. дает следующую классификацию коммуникативных умений: умение ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать их; умение ориентироваться в ситуациях общения [9].

Кузьмина Н.В. выделяет: умение вступать в контакт; умение устанавливать и поддерживать эмоционально положительный контакт; умение слушать и понимать партнера; умение управлять вниманием аудитории [7].

Зарубежные исследователи Д.Джонсон и Р.Джонсон классифицируют коммуникативные умения с точки зрения процессов передачи сообщения и восприятия между партнерами [14]. Хилл Р. классифицирует коммуникативные умения как умение сообщать, умение воспринимать, умения речевого и неречевого поведения [15].

Таким образом коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик [2].

Современные авторы, такие как Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков, исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Так как, актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации.

Потребность в общении, в формировании межличностных отношений, в понимании другого и себя в студенческом возрасте достаточно велика [1]. Многие психологи отмечают, что общение тесно связано с учебной деятельностью (В.Л. Арбенина, Л.И. Карлинская, В.Т. Лисовский, П.Г. Медведев, Л.В. Мешьшикова, С.И. Мещерякова, Р.М. Фатыхова и др.). С одной стороны, учебная деятельность опосредована общением по трем линиям: общение с преподавателями, общение с однокурсниками, профессиональное общение на практике. С другой стороны, общение в студенческом возрасте опосредовано учебной деятельностью. Будучи необходимым условием полноценной учебной деятельности, общение влияет на все остальные сферы деятельности студента как фактор генеза и как условие функционирования.

Понятие же коммуникации неразрывно связано с термином «социальные отношения». М. Вебер определяет социальные отношения как поведение нескольких лиц при том, что действие каждого из них по смыслу обусловливает действия других и ориентируется на эту взаимообусловленность [3]. Общение, в свою очередь, — это универсальная форма (способ) взаимоотношений людей, которая может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга [12].

Коммуникация представляет собой прежде всего взаимодействие, влияние на которое оказывает каждый из его участников. Коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но создание некой общности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи, взаимного наложения сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуникативном взаимодействии [13].

Ю.Д. Прилюк утверждает, что «самым общим понятием будет «коммуникация» (информационный обмен), менее широким - «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе), и, наконец, наиболее узким, означающим особую разновидность «социальной» коммуникации, осуществляющейся на вербальном уровне обмена информацией в обществе - «общение» [10].

А. П. Панфилова определяет коммуникацию как специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального интеллектуального содержания [11].

М.Ю. Коваленко предлагает следующее описание процесса коммуникации. Он утверждает, что «коммуникация как процесс представляет собой обмен смысловой информацией между людьми, при котором сообщение или сигнал в виде скомпонованных определенным образом знаков или символов передается целенаправленно, принимается в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату». Автор выделяет несколько основных элементов коммуникативного процесса: отправитель (источник, коммуникатор); сообщение; канал; получатель информации) [6].

Андреева так же, как и А.А. Леонтьев, определяет коммуникацию не как процесс односторонней передачи информации, а как процесс обмена информацией между субъектами коммуникации [1].

На сегодняшний день нет четкого определения понятия «коммуникационные умения». Коммуникационные умения неотъемлемо идут с формированием информационного пространства, как информационно-коммуникативные умения. В данном контексте коммуникационные умения приобретают инструментальный характер, посредством которого реализуется информационный аспект. Из выше рассмотренных понятий можно сделать вывод, что коммуникативные умения, в контексте учебной деятельности, это умения конструктивно воспринимать, анализировать и воспроизводить информацию, умения, которые способствуют установлению каналов, обеспечивающих информационный обмен. Коммуникационные умения являются шире, чем коммуникативные, так как коммуникация включает в себя коммуникативные процессы. Коммуникационные умения выступают в роли средства, реализующих взаимодействие в образовательном пространстве, которое включает в себя передачу содержания обучения.

Список литературы

Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособ. / Г. М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2016. -С. 120-145.

Алиризаева Р.З. Коммуникативные навыки как фактор успешности учебной деятельности студентов // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» (дата обращения: 15.01.2023 ).

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. 1. Москва/ М. Вебер // Издательский дом Высшей школы экономики. – 2016. – С. 447.

Глушко, В. В., Михайлова, Т.Л. Коммуникационное vs коммуникативное / В.В. Глушко, Т.Л. Михайлова // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» (дата обращения: 15.01.2023 ).

Запятая, О. В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования / О.В. Запятая// Красноярск. - 2005.- С.6.

Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко// - М.: Юрайт. - 2016. – С. 466.

Кузьмина, Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога/ Н.В. Кузьмина //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. - М.,- 1993. -С.26-37.

Ладыженской, Т. А. Система обучения сочинениям в V-VIII классах / Т. А. Ладыженской// М., - 1967. - С. 17.

Мудрик, А.В. Коммуникативная культура личности/ А.В, Мудрик // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр./АПН СССР: «Школа». -М.: 1989. - С.56-67.

Прилюк, Ю.Д. Общественные отношения и социальное общение / Ю.Д. Прилюк //Общественные отношения (социально-философский анализ) // Киев: Наук, думка. - 1991.

Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособ. / А. П. Панфилова // СПб: Знание. - 2004. - С. 12-14.

Рахимова Т.А., Даниленко Л.П., Крюкова Ю.Е. К вопросу о взаимоотношениях «Преподаватель — студент» в процессе общения /Т.А. Рахимова, Л.П. Даниленко, Ю.Е. Крюкова// Филологические науки. Вопросытеорииипрактики. – 2017. - № 5-1, -С. 199-203.

Якупов, П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры / П.В. Якупов // Вестник ГУУ. - 2016. - №10. – С. 261-266.

Johnson, D.W. Johnson, R. T. Social skills for successful group work / D.W. Johnson, R. T. Johnson // Educational Leadership. N-Y. – 2007. - PP. 29-33.

Teaching Revision: results and Perspectives / The Education Digest. - 2008. - V.54. - 1. - PP.22-23.

Просмотров работы: 94