Актуальность исследования обоснована тем, что в настоящий момент развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста играет важную роль в формировании у детей универсальных учебных действий. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, технологии формирования и измерения указанных компетенций.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Цель: разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста и получение профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Реализовать программу психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в соответствии с темой магистерской диссертации.
1.1Представить содержание экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения в виде тематического плана занятий с указанием сроков реализации ее компонентов.
2. Описать особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках реализации программы.
Школа призвана не только передать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. В школьном возрасте развиваются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Учащиеся коррекционных школ в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, поэтому так велика роль специально организованного обучения и воспитания.
Данная программа предназначена для развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 9 занятий, продолжительность занятий может варьироваться от 30 до 45 минут, в зависимости от темпа работы и индивидуальных особенностей учащихся. Программа направлена на решение следующих задач:
• повышение самопонимания и понимания других;
• развитие самостоятельности;
• развитие способности к самоанализу;
• повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей;
• развитие умений достигать поставленной цели;
• воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях;
• обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием;
• формирование способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние.
Для решения поставленных задач в программе используются методы психолого-педагогического воздействия и техники:
• элементы сказкотерапии (анализ сказок);
• психогимнастика;
• игровые методы;
• арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
• моделирование и анализ проблемных ситуаций;
• проективные методы вербального и рисуночного типа;
• цветомедитация;
• ролевая игра.
Программа ориентирована на создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся. Основной целью работы является развитие самостоятельности, воспитание у учащихся навыков поведения в обществе, умение контролировать собственные эмоциональные проявления, адекватно реагировать на поведенческие особенности окружающих.
Содержательная часть занятия может незначительно изменяться в зависимости от эмоционального и психофизического состояния участников, их готовности к восприятию предлагаемого материала. Педагог оставляет за собой право сокращать предлагаемый материал и наоборот добавлять новую информацию.
Тематическое планирование занятий
Вводное занятие. Самодиагностика (1 час)
Знакомство и работа с «Дневником саморазвития» (1 час)
Знакомство с понятием «воля» (1 час)
Мои сильные стороны (1 час)
Мои ценности (1 час)
Я могу…(1 час)
Злость и агрессия (1 час)
В поисках достойных путей выражения чувств (1 час)
Завершающее занятие (1 час)
Данная модель построена согласно основным педагогическим принципам – целесообразности, системности и динамичности.
Целесообразность выражена наличием общей цели всех взаимосвязанных субъектов – создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребёнком или группой детей.
Принцип системности выражается в том, что все субъекты процесса воспитания и социализации связаны между собой, налажена чёткая взаимосвязь между всеми субъектами, воздействующими на личность Ребёнка: Семья – Школа - Дополнительное образование – СМИ - Общественные организации.
Принцип динамичности актуален в свете быстрого и стремительного развития современного общества – система взаимосвязанных субъектов постоянно расширяется, совершенствуется, в работу включаются всё новые методы, а так же задействуются новые социальные институты.
Модель имеет форму пятиконечной звезды, и каждая из её граней символизирует один из взаимодействующих и воздействующих на личность Ребёнка социальный институт. Разделяя Звезду на грани, получаются треугольники, которые и представляют социальные институты на схеме. Треугольники, представленные в модели имеют различные цвета:
- Зелёный – Семья;
- Фиолетовый – Школа;
- Жёлтый – Общественные организации;
- Красный – СМИ;
- Оранжевый – Дополнительное образование.
Треугольники соединены двусторонними стрелками, что обеспечивает наглядность взаимодействия между всеми субъектами процесса воспитания и социализации.
Звезда на схеме расположена в круге того же цвета, что и цвет, которым изображена «область детства» (Ребёнок), на которого и направлены все взаимодействующие субъекты.
В центре Звезды расположена «область детства» - Ребёнок. Данная область изображена розовым – оберегающим и смягчающим - цветом. В центр направлены стрелки от всех субъектов данной схемы, что показывает воздействие данной системы (т.к. между собой они взаимосвязаны).
Далее подробно рассматривается влияние каждого социального института на другие институты, а так же влияние всей их совокупности на Ребёнка, для достижения главной цели.
Рисунок 1 – Модель взаимодействия участников образовательного процесса в рамках разработанной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Цели процесса воспитания и социализации так же можно разделить на цели внутренние, т.е. действующие внутри данной системы, и цели внешние. На схеме внутренние цели изображены чёрным цветом, внешние – синим.
В целом, модель даёт наглядное представление о функционировании взаимосвязанных социальных институтов, направленных на повышение эффективности процессов воспитания и социализации личности Ребёнка.
Представим основные группы методов и технологий развития самостоятельности учащихся в начальной школе, используемые в разработанной нами программе.
В первой группе традиционных методов активизации в учебно–познавательной деятельности можно выделить следующие подгруппы: методы организации и реализации сенсорного восприятия учебной информации (перцептивные методы), методы организации и реализации мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и иной характер (логические методы), методы репродуктивного и исследовательского характера (гностические методы), и методы самостоятельной учебно–практической деятельности (методы управления на уроках). Учитывая детальное взаимодействие между учителями и учениками, методы восприятия можно описать следующим образом:
методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (сокращенно их называют словесными методами: рассказ, лекция, беседа и др.);
методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (сокращенное название – наглядные методы: иллюстрации, демонстрации и др.);
методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (сокращенно их называют практическими методами: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.).
Во второй подгруппе зависимости от степени творческой самостоятельности школьников выделяют репродуктивные и проблемно–поисковые методы организации. Репродуктивные методы характеризуют такой способ обучения, при котором заучивание информации учителем различными способами имеет ведущее значение. Проблемно–поисковые методы предполагают создание учителем проблемных ситуаций, активное мышление учащихся и на этой основе их самостоятельное продвижение в усвоении новых знаний. В зависимости от степени педагогического руководства деятельностью студентов различают методы воспитательной работы под руководством преподавателя и методы самостоятельной работы. При этом в процессе самостоятельной работы она опосредуется учителем, так как ученик чаще всего руководствуется ранее полученными инструкциями от учителя.
Хотя в данный момент учитель напрямую с ним не контактирует, что касается методов стимулирования и мотивации обучения, то их также можно разделить на ряд подгрупп, в зависимости от выбранной основы для классификации. Прежде всего, необходимо учитывать два основных типа мотивов обучения: мотивы познавательного интереса и мотивы долга в обучении. Соответственно можно выделить две подгруппы методов: методы формирования интереса к учению и методы развития долга и ответственности в учении.
В основном все методы обучения оказывают стимулирующее воздействие на деятельность учащихся: рассказывание историй, беседа, лекция, задачи рассуждения, использование визуализации, практические упражнения и.т.д. Но дополнительно в педагогической практике интересны некоторые специальные методы к совершенствованию знаний и навыков, но в первую очередь они имеют стимулирующую функцию. К таким методам стимулирования интереса к учению можно отнести метод познавательных игр, метод учебных дискуссий, методы создания ситуаций эмоционально–нравственных переживаний (например, успеха в учении), ситуаций занимательности, ситуаций апперцепции (опоры на полученный ранее жизненный опыт), ситуаций познавательной новизны и др.
К нетрадиционным методам развития самостоятельности обучающихся относятся: проектные, интерактивные, игровые технологии.
Роль проектных технологий в познавательном процессе школьников высоко оценивал еще Джон Дьюи. Выдающийся специалист в области детской и подростковой психологии, К.Н. Поливанова, подчеркивает реализацию в ходе проектной работы важного для школьника «авторского действия» и считает данную деятельность ведущей для школьника. В ходе выполнения проектной работы школьники учатся лучше понимать и формулировать цели деятельности, такая работа предполагает свободный выбор способа решения определенной творческой задачи, формируется ответственное отношение к делу, умение работать в команде, анализировать, презентовать результаты, рефлексировать.
Использование интерактивных методов делает обучаемого полноправным участником восприятия и обучения, его индивидуальный опыт служит источником учебного познания. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику может позволить сделать работу учителя наиболее продуктивной и эффективной. Использование ИКТ неотъемлемо могут дополнять традиционные формы работы, при этом расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным способом. На слайдах можно разместить то, что понадобится, например, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; по желанию можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально–кинестетические и визуально – аудиальные условно–рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самостоятельность за своей речью [43, с.15].
Игровые методы – они очень гибкие, многие из них даже используются с разными возрастными группами и в разных жизненных условиях. В игре возникает самостоятельная деятельность, в которую ребенок вовлекает других детей.
О том, что игра способствует развитию самостоятельности, писала и А.П.Усова. Она отмечала, что игрой детей необходимо осознанно руководить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, понимать ее смысл и цель, поставленную перед педагогом. По ее мнению, руководство игрой, не должно быть навязчивым или пассивным, оно должно способствовать развитию самостоятельности детей, их интересов и фантазии. А.П. Усова отмечала, что обыгрывая роль, ребенок проявляет самостоятельность, принимает решения, творчески мыслит, обдумывает и самостоятельно развивает события, по собственному замыслу.
Процесс развития самостоятельности детей, по мнению Б.Г. Ананьева, берет свое начало из детских игр, средства и мотивы для которых, ребенок получает в процессе общения с взрослыми людьми. Он писал, что: «…в процессе развития игры перестают быть полностью подражательными и все более становятся самостоятельными и творческими».
Важное место в процессе развития самостоятельности, занимают организованные взрослыми коллективные игры, способствующие проявлению высокой самостоятельности детей, их инициативы, выдумки и фантазии. Предпосылками для возникновения детских игр Л.Ф. Островская, считала наблюдения за окружающей реальностью, детские теле– и радиопередачи, чтение детских художественных книг, а также рассказы взрослых, способствующие осмыслению того, что видит и чувствует ребенок.
Педагогические игры классифицируются:
по виду деятельности (физические, интеллектуальные, социальные, трудовые и психологические);
по характеру педагогического процесса:
1. Обучающие, контролирующие, тренировочные, обобщающие;
2. Развивающие, познавательные, воспитательные;
3. Творческие, продуктивные, репродуктивные;
4. Профориентационные, коммуникативные, диагностические.
по характеру игровой методики: имитационные, предметные, ролевые;
по игровой среде: комнатные, компьютерные, с предметами, без предметов.
Дидактическая игра от обычной игры отличается четко поставленной целью – обучение, и соответствующими ей педагогическими результатами. Возможности дидактических игр уступают более традиционным формам урока при усвоении новых знаний. Поэтому данные игры чаще применяют при проверке результатов обучения, либо при выработке навыков и умений.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Упражнения. Улучшают познавательные способности учащихся, способствуют закреплению пройденного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Путешествия. Способствуют закреплению и осмыслению учебного материала. Активность в данных играх может быть выражена в виде рассказов, творческих заданий, дискуссия, высказываний.
Соревнования. Включают сразу все виды дидактических игр. Младшие школьники соревнуются, разделившись на группы, подгруппы.
Деловая игра. Делится на организационно–деятельностные, производственные, учебные, проблемные и комплексные.
В игровой деятельности школьники способны к определенной самоорганизации и самостоятельному замыслу, его выполнению. Младший школьник сам в игре проверяет свои силы, возможности в своих действиях, самовыражаясь и самoутверждая себя. Игра побуждает их к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности. Когда школьники увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия, психологические барьеры. Происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств. Саморегуляция развивается и на игровых занятиях, исходными принципами построения которого являются: использование привычного, хорошо знакомого материала для детей; расширение диапазона познавательных процессов; интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий.