Современный быстро меняющийся мир предъявляет новые требования к системе подготовки специалистов, у которых уже на студенческой скамье должны быть сформированы такие качества, как инициативность, готовность к новациям, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Осуществление этой задачи должно базироваться на выверенных научных знаниях и их внедрении в практику профессиональной подготовки студентов
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности обучающегося, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа обучающегося. Задачей педагогического коллектива является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему квалифицированному учащемуся «войти» в реальные условия современной жизни.
Поэтому помощь должна осуществляться всеми специалистами университета на основе их совместного взаимодействия.
Педагогический коллектив содействует в постановке проблем, целей воспитательной деятельности, подбирает средства под реализации целей; разрабатывает способы (алгоритмы) деятельности, способствует развитию способностей студентов нового набора; помогает им осознавать качество своей и коллективной деятельности.
Таким образом, выявление трудностей у обучающихся и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность первокурсников, успеваемость и качество их знаний.
Данная программа предназначена для повышенияуровня социально-психологической адаптации первокурсников к социокультурной среде университета
Целью программы является создание социокультурной среды, способствующей успешной социально-психологической адаптации студентов первокурсников
Задачи:
формирования начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;
приспособление к особенностям выбранной специальности и учебной группы;
определение готовности студентов первокурсников к обучению в условиях Филиала;
оказания помощи студентам с низким уровнем такой готовности; обеспечения механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников;
создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
№ п/п |
Направление и тема тренинга |
Содержание |
Содержание |
1 |
Тренинг коммуникативных навыков: «Коммуникативные формы взаимодействия» |
Цель: Достижение гармоничных межличностных отношений. Задачи тренинга: Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и стимулирование их личностных изменений; Формирование хорошего социально-психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы; Развитие способности участников тренинга приходить к общему мнению, договариваться. План тренингового занятия: Приветствие участников тренинга –3 минуты. Информация о цели тренинга – 2 минуты. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут. Упражнение «Снежный ком» – 10 минут. Упражнение «Рукопожатие»– 5 минут. Упражнение «Говорящие руки» – 15 минут. 7. Игра «Поменяться местами» – 15 минут. 8. Упражнение «Сквозь кольцо» – 15 минут. 9. Рефлексия – 20 минут. |
90 мин. |
2 |
Тренинг коммуникативных навыков: «Формирование коммуникативных навыков и уверенности в себе» |
Цель: Создание условий для развития навыков уверенного поведения, формирования активной социальной позиции участников, самопринятия и отработки коммуникативных навыков. Задачи тренинга: 1.Формирование коммуникативных навыков. 2.Формирование уверенного поведения, эффективного взаимодействия с окружающими. 3.Развитие навыков уверенного поведения, самопринятия, активной социальной позиции обучающихся. План тренингового занятия: Приветствие участников тренинга –3 минуты. Информация о цели тренинга – 2 минуты. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут. Упражнение «Приветствие» – 10 минут. 5.Упражнение «Самодиагностика настроения» –5 минут. Упражнение «Комплимент» – 5 минут. Упражнение «Круг с карандашами»– 10 минут. Упражнение «Портрет» – 15 минут. Упражнение «Угадай себя» – 10 минут. Упражнение «Найди свою пару» – 5 минут. Рефлексия – 20 минут. |
90 мин. |
3 |
Тренинг коммуникативных навыков: «Навыки взаимодействия и взаимопонимания учебной группы» |
Цель: Создание условий для формирования навыков взаимодействия в учебной группе. Задачи тренинга: 1.Рассмотреть преимущества командной работы. Проработать темы общих принципов командной работы и эффективного общения в команде. Отработать навыки взаимодействия и взаимопонимания в команде. План тренингового занятия: 1.Приветствие участников тренинга – 3 минуты. 2. Информация о цели тренинга– 2 минуты. 3. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут. 4. Упражнение «Я – это...» – 10 минут. Упражнение «Невербальный контакт»– 15 минут. Упражнение «Ассоциации» – 10 минут. Упражнение «Дискуссия» – 15 минут. Упражнение «Объявление об объявлении» – 15 минут. Упражнение «Подарок» – 5 минут. Рефлексия – 20 минут. |
90 мин. |
4 |
Тренинг коммуникативных навыков: «Отработка умений и навыков коммуникации в группе» |
Цель: Создание условий для сплочения коллектива, рассмотреть командную работу как ценность человека, Задачи тренинга: 1.Формирование эффективного командного взаимодействия. Провести анализ отношений в группе. Отработать навыки эффективного группового взаимодействия, познакомить с приемами рефлексии. Развитие навыков самоанализа, самопознания собственного поведения, формирование ответственности и вклад каждого участника в решение общих задач. Осознание своей роли и функции в группе. План тренингового занятия: 1.Приветствие участников тренинга – 3 минуты. 2. Информация о цели тренинга– 2 минуты. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут. Упражнение «Самодиагностика настроения» –5 минут. Упражнение «Как дела?» – 10 минут. Упражнение «Шалаш» – 30 минут. Упражнение «Волшебная рука» – 20 минут. Упражнение «Чемодан в дорогу» – 5 минут. Рефлексия – 10 минут. |
90 мин. |
5 |
Тренинг социальных навыков: «Конфликт и пути выхода из него» |
Цель: Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Задачи тренинга: 1.Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты. 2.Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей. План тренингового занятия: Приветствие участников тренинга – 3 минуты. Информация о цели тренинга – 2 минуты. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут. Упражнение «Я сегодня вот такой» – 10минут. Мозговой штурм: Как вы понимаете слово «конфликт»? – 10 минут. Упражнение «Встреча на узком мостике». – 15 минут. Упражнение «Хорошо- Плохо». – 10 минут. Упражнение «Тропический ураган». – 5 минут. Упражнение «Найди выход». – 10 минут. Упражнение «Коридор доверия». – 10 минут. Рефлексия – 10 минут. |
90 мин. (2 академич. часа) |
6 |
Тренинг активизации внутренних ресурсов: «Овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я»» |
Цель: Отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции. Задачи тренинга: 1.Анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе. Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и стимулирование их личностных изменений. Формирование взаимопонимания внутри группы. План тренингового занятия: 1.Приветствие участников тренинга – 3 минуты. 2. Информация о цели тренинга – 2 минуты. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут. Упражнение «Что возьмешь на пикник?»– 10 минут. Упражнение «Если я…»– 20 минут. Упражнение «Правда или ложь?»– 15 минут. Упражнение «Рисунок по кругу»– 15 минут. Упражнение «Рецепт счастья»– 10 минут. Рефлексия – 10 минут. |
90 мин. |
Примечанияпопроведениютренинга:длительностькаждогоупражненияиобсуждения зависит от количества человек, а также от готовности участников приниматьактивноеучастиевтренинге.Задачапсихолога(ведущего)создатьмаксимальнокомфортныеусловиядляобучающихся,иконечномотивациястудентовиподдержка.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня подготовленности студента к восприятию учебного материала, комфортное состояние студента в ВУЗе, развитие личности студента.
В физическом плане студент должен быть: организованным, чистоплотным, здоровым, без вредных привычек, физически активным.
В сенсорном плане: контактным, спокойным.
В интеллектуальном: успевающим, понимающим, интересующимся, творческим.
В духовном: уверенным, выдержанным, терпеливым, волевым, ответственным, самостоятельным, дисциплинированным, доброжелательным.
Студент должен уметь ставить цель, рассчитывать способы и средства деятельности, владеть алгоритмами самостоятельной работы, осознавать качество и результаты своей деятельности.