СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный быстро меняющийся мир предъявляет новые требования к системе подготовки специалистов, у которых уже на студенческой скамье должны быть сформированы такие качества, как инициативность, готовность к новациям, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Осуществление этой задачи должно базироваться на выверенных научных знаниях и их внедрении в практику профессиональной подготовки студентов

Главным в адаптации остается  процесс психологической перестройки личности обучающегося, его заинтересованности, а также  способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к  условиям обучения.

И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа обучающегося. Задачей педагогического коллектива является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему  квалифицированному учащемуся «войти» в реальные условия современной жизни.

Поэтому помощь должна осуществляться всеми специалистами университета на основе их совместного взаимодействия.

Педагогический коллектив содействует в постановке проблем, целей воспитательной деятельности, подбирает средства под реализации целей; разрабатывает способы (алгоритмы) деятельности, способствует развитию способностей студентов нового набора; помогает им осознавать качество своей и коллективной деятельности.

Таким образом, выявление трудностей у обучающихся и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную  активность первокурсников, успеваемость и качество их знаний.

Данная программа предназначена для повышенияуровня социально-психологической адаптации первокурсников к социокультурной среде университета

Целью программы является создание социокультурной среды, способствующей успешной социально-психологической адаптации студентов первокурсников

Задачи:

формирования начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;

приспособление к особенностям выбранной специальности и учебной группы;

определение готовности студентов первокурсников к обучению в условиях Филиала;

оказания помощи студентам с низким уровнем такой готовности; обеспечения механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников;

создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

п/п

Направление и тема

тренинга

Содержание

Содержание

1

Тренинг коммуникативных навыков:

«Коммуникативные формы взаимодействия»

Цель: Достижение гармоничных межличностных отношений.

Задачи тренинга:

Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и стимулирование их личностных изменений;

Формирование хорошего социально-психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;

Развитие способности участников тренинга приходить к общему мнению, договариваться.

План тренингового занятия:

Приветствие участников тренинга –3 минуты.

Информация о цели тренинга

– 2 минуты.

Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

Упражнение «Снежный ком»

– 10 минут.

Упражнение «Рукопожатие»– 5 минут.

Упражнение «Говорящие руки» – 15 минут.

7. Игра «Поменяться местами»

– 15 минут.

8. Упражнение «Сквозь кольцо»

– 15 минут.

9. Рефлексия – 20 минут.

90 мин.

2

Тренинг коммуникативных навыков:

«Формирование коммуникативных навыков и уверенности в себе»

Цель: Создание условий для развития навыков уверенного поведения, формирования активной социальной позиции участников, самопринятия и отработки коммуникативных навыков.

Задачи тренинга:

1.Формирование коммуникативных навыков. 2.Формирование уверенного поведения, эффективного взаимодействия с окружающими.

3.Развитие навыков уверенного поведения, самопринятия, активной социальной позиции обучающихся.

План тренингового занятия:

Приветствие участников тренинга –3 минуты.

Информация о цели тренинга

– 2 минуты.

Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

Упражнение «Приветствие»

– 10 минут. 5.Упражнение «Самодиагностика настроения» –5 минут.

Упражнение «Комплимент» – 5 минут.

Упражнение «Круг с карандашами»– 10 минут.

Упражнение «Портрет» – 15 минут.

Упражнение «Угадай себя» – 10 минут.

Упражнение «Найди свою пару» – 5 минут.

Рефлексия – 20 минут.

90 мин.

3

Тренинг коммуникативных навыков:

«Навыки взаимодействия и взаимопонимания учебной группы»

Цель: Создание условий для формирования навыков взаимодействия в учебной группе.

Задачи тренинга:

1.Рассмотреть преимущества командной работы.

Проработать темы общих принципов командной работы и эффективного общения в команде.

Отработать навыки взаимодействия и взаимопонимания в команде.

План тренингового занятия:

1.Приветствие участников тренинга – 3 минуты.

2. Информация о цели тренинга– 2 минуты.

3. Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

4. Упражнение «Я – это...»

– 10 минут.

Упражнение «Невербальный контакт»– 15 минут.

Упражнение «Ассоциации» – 10 минут.

Упражнение «Дискуссия» – 15 минут.

Упражнение «Объявление об объявлении» – 15 минут.

Упражнение «Подарок» – 5 минут.

Рефлексия – 20 минут.

90 мин.

4

Тренинг коммуникативных навыков:

«Отработка умений и навыков коммуникации в группе»

Цель: Создание условий для сплочения коллектива, рассмотреть командную работу как ценность человека,

Задачи тренинга:

1.Формирование эффективного командного взаимодействия.

Провести анализ отношений в группе.

Отработать навыки эффективного группового взаимодействия, познакомить с приемами рефлексии.

Развитие навыков самоанализа, самопознания собственного поведения, формирование ответственности и вклад каждого участника в решение общих задач.

Осознание своей роли и

функции в группе.

План тренингового занятия:

1.Приветствие участников тренинга – 3 минуты.

2. Информация о цели тренинга– 2 минуты.

Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

Упражнение

«Самодиагностика настроения» –5 минут.

Упражнение «Как дела?»

– 10 минут.

Упражнение «Шалаш» – 30 минут.

Упражнение «Волшебная рука» – 20 минут.

Упражнение «Чемодан в дорогу» – 5 минут.

Рефлексия – 10 минут.

90 мин.

5

Тренинг социальных навыков: «Конфликт и пути выхода из него»

Цель: Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи тренинга:

1.Развитие способности

адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

2.Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать

возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

План тренингового занятия:

Приветствие участников тренинга – 3 минуты.

Информация о цели тренинга – 2 минуты.

Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

Упражнение «Я сегодня вот такой» – 10минут.

Мозговой штурм: Как вы понимаете слово «конфликт»? – 10 минут.

Упражнение «Встреча на узком мостике». – 15 минут.

Упражнение «Хорошо- Плохо». – 10 минут.

Упражнение «Тропический ураган». – 5 минут.

Упражнение «Найди выход».

– 10 минут.

Упражнение «Коридор доверия». – 10 минут.

Рефлексия – 10 минут.

90 мин.

(2 академич. часа)

6

Тренинг активизации внутренних ресурсов:

«Овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я»»

Цель: Отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции.

Задачи тренинга:

1.Анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и

доверия к самому себе. Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и стимулирование их личностных изменений.

Формирование взаимопонимания внутри группы.

План тренингового занятия:

1.Приветствие участников тренинга – 3 минуты.

2. Информация о цели тренинга – 2 минуты.

Принятие правил группы на тренинге – 5 минут.

Упражнение «Что возьмешь на пикник?»– 10 минут.

Упражнение «Если я…»– 20 минут.

Упражнение «Правда или ложь?»– 15 минут. Упражнение «Рисунок по кругу»– 15 минут.

Упражнение «Рецепт счастья»– 10 минут.

Рефлексия – 10 минут.

90 мин.

Примечанияпопроведениютренинга:длительностькаждогоупражненияиобсуждения зависит от количества человек, а также от готовности участников приниматьактивноеучастиевтренинге.Задачапсихолога(ведущего)создатьмаксимальнокомфортныеусловиядляобучающихся,иконечномотивациястудентовиподдержка.

В результате реализации программы ожидается повышение уровня подготовленности студента к восприятию учебного материала, комфортное состояние студента в ВУЗе, развитие личности студента.

В физическом плане студент должен быть: организованным, чистоплотным, здоровым, без вредных привычек, физически активным.

В сенсорном плане: контактным, спокойным.

В интеллектуальном: успевающим, понимающим, интересующимся, творческим.

В духовном: уверенным, выдержанным, терпеливым, волевым, ответственным, самостоятельным, дисциплинированным, доброжелательным.

Студент должен уметь ставить цель, рассчитывать способы и средства деятельности, владеть алгоритмами самостоятельной работы, осознавать качество и результаты своей деятельности.

Просмотров работы: 21