ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шлыков И.И. 1, Келарёва Ю.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обоснована тем, что в материалах Федерального Государственного Образовательного Стандарта II-го второго поколения в разделе «Начальное общее образование» «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации» входит в список основных ценностных ориентиров. Следовательно, одной из главных компетенций учащегося младшего школьного возраста является самостоятельность, которая базируется на процессе освоения им рефлексивных навыков, в котором учитываются его индивидуальные особенности и действующие общеучебные навыки и умения. Основы самостоятельности должны закладываться уже в 1-м классе – это является одним из основных показателей сформированности учебной деятельности ученика младшего школьного возраста.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что нет единого подхода к сущности понятия «самостоятельность».

Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других.

«Самость» или «self» (в англоязычной терминологии) представлена в многочисленных психологических источниках. Личностные концепции бихевиористов рассматривают формирование качеств человека под воздействием набора моделей поведения. В гуманистической теории психологии (А. Маслоу) самость представлена как сущность личности. Согласно концепции, К. Юнга, «самость» – сердцевина личности, вокруг которой организованы все другие элементы, самое главное для человека – развитие «самости», что является условием свободного развития человека.[1] В индивидуальной психологии А. Адлера – «творческая сила делает каждого человека свободным – самоопределяющимся индивидуумом».

В психологической литературе, самостоятельность рассматривается, как волевая черта личности. Е. П. Ильин считает, что «Самостоятельность – это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания».[2, c.218]

С.Л. Рубинштейн самостоятельность трактовал как целостное качество личности, представляющее единство рационального, эмоционального и волевого начал.

Г. Олпорт представляет «самость» как развивающееся свойство человека; «самость» − центральное, позитивное, творческое, развивающееся качество личности, охватывающее все ее аспекты и способствующее формированию чувства внутреннего единства.[3]

Анализируя самостоятельность с точки зрения становления субъектного опыта, А.К. Осницкий выделяет пять компонентов, формирующихся в возрастные периоды от младенчества к юности:

опыт ценностей (связан с формированием интересов, нравственных норм, идеалов, убеждений, предпочтений);

опыт рефлексии (опыт соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире с требованиями выполняемой деятельности, о возможных преобразованиях в самом себе);

опыт привычной активизации (ориентирован на определенные условия работы, усилия и уровень достижения успеха);

операциональный опыт;

опыт, включающий общетрудовые знания и умения, связанные с предметным преобразованием и умениями саморегуляции;

опыт сотрудничества (соотносится с умениями осуществлять, налаживать сотрудничество, взаимодействие).

Таким образом, ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» можно сделать вывод: самостоятельность – способность личности распределять, исполнять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний самостоятельно. Все вышесказанное позволяет определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста [4, с.56].

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие [5, с.37].

В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

А.И. Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания [6, с. 224].

Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе. Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность. В младшем школьном возрасте большое место продолжает занимать игровая деятельность.

Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят. В этом возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры детей. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником.

Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию. В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют также в дидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные). В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными [7, с.45].

Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер. Итак, в младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство формирования самостоятельности в учебной и трудовой деятельности детей.

В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность. Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Очень важным является развитие на уроках труда такого волевого качества, как самостоятельность. Особенностью младшего школьника в начале обучения является интерес не к результату, а к процессу труда. В силу большой отвлекаемости, непроизвольности в первое время ученик часто не следует образцу, получает какие-то случайные детали и начинает сам выдумывать. Обучение планированию, составлению чертежей, пооперационным действиям учит младших школьников действовать последовательно, целеустремленно, развивает произвольность. Большое значение для формирования у младшего школьника самостоятельности в трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Важное значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др. Те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача – добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта – самостоятельность; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

Таким образом, самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности. Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования. Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра.

Список литературы

Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 317 с.

Ильин Е. П. Психология для педагогов. — ПИТЕР, 2012. — 638 с.

Alport G.W. Pattern and growth in personality. New York: H. R.W., 1961.

Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин – М.: Харвест, 2018. – 225с.

Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – М. : Мозаика–Синтез, 2013. – 286 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-480с.

Боричевская, В. И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся / В. И. Боричевская // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 6–44.

Просмотров работы: 6