ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Никонорова К.С. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если взглянуть на мир современного человека, то его окружает бесконечный поток наглядной информации: рекламные постеры, знаки, журналы и т. д. Значительное место в обществе занимают различные гаджеты. Для адекватной обработки данного вида информации необходим достаточный уровень развития зрительного восприятия [5].

Дошкольный период – идеальное время для развития всех психических процессов, в том числе и зрительного восприятия. В этом возрасте ещё созревают и накапливаются нейроны и активные нейронные связи, мозг пластичен и обучаем [1].

Через зрительный анализатор ребёнок получает максимум информации, поэтому различные учёные очень интересуются данной темой (Т. В. Ахутина, 2001 [1]; А. Р. Лурия, 2002 [9] С. Л. Рубенштейн, 2012 [10] и др.). От развития зрительного восприятия зависят становление различных психических функций. Роль зрительного восприятия особенно отмечал А. Р. Лурия (1973) в своих исследованиях [9].

Особое внимание специалистами уделяется взаимосвязи созревания мозговых структур и развития зрительного восприятия в (М. М. Безруких, Н. Н. Теребова, 2008 [2] и др.).

Следовательно, тема зрительного восприятия актуальна в практическом плане, значит, и в научной деятельности.

К пониманию такого процесса, как зрительное восприятие есть много различных подходов. Одно из полных определений понятию «зрительное восприятие» дал Р. Л. Грегори. Зрительное восприятие – это совокупность процессов формирования зрительного образа мира, которые начинаются с выделения общих структурных особенностей объекта, на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы [6].

Зрительное восприятие, как и любой вид восприятия, осуществляется сложной многокомпонентной структурой [2; 4]. Это вызвано тем, что реализация визуального восприятия опирается на совместную работу комплекса корковых зон головного мозга, и каждая выполняет определённые функции в построение активной перцептивной деятельности. В процессе индивидуального развития структуры мозга, участвующих в акте восприятия, созревают неодновременно и достигают определенного уровня зрелости, характерного для взрослых, на разных этапах онтогенеза, поэтому восприятия, включающие структурные компоненты, имеет специфику на каждом возрастном периоде, дошкольный возраст не исключение. Следовательно, развитие зрительного восприятия происходит гетерохронно и каждый его компонент имеет свои особенности [2].

Разберём каждый компонент (по М. М. Безруких, Н. Н. Теребовой):

а) Зрительно-моторная интеграция – способность скоординировать моторные действия с зрительно-пространственной деятельностью [2]. Это совместная работа мелкой моторики, движения глаз, визуальной перцепции [7].

б) Помехоустойчивость восприятия – это восстановление сигналов, частично разрушенных помехами. Например, одно из проявлений помехоустойчивости: умение ребёнка отличить объект и фон, направить своё внимание на него, умение сопротивляться ярким деталям, отвлекающим факторам.

в) Константность восприятия – относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий зрительного восприятия.

г) Зрительно-пространственное восприятие, под которым понимается зрительное соотнесение предметов по их признакам и их различия положения в пространстве по отношению друг к другу и их основным частям.

д) Зрительный анализ-синтез – это способность дифференцировать части и целые объекты, определять операционную сторону реализации зрительного восприятия и связан с вовлечением всё более сложных сенсорных механизмов. К ним относятся координация, точность, интеграция зрительных и моторных функций [2].

Рассмотрим компоненты зрительного восприятия (как его виды) по Т. Г. Визель (2021):

а) Предметный зрительный гнозис – узнавание реальных предметов и реалистичных изображений. Важен для ориентации в окружающей среде. Этот вид зрительного восприятия включает понимание различий между объектами, формирование обобщённого образа предметов.

б) Цветовой гнозис – узнавание цветов, распознавание оттенков. Вначале ребёнком осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зелёный). К 6-7 годам происходит усвоение не только цветов спектра, но и их оттенков. В выборе цвета детьми движет психологический фактор.

в) Лицевой гнозис – узнавание лиц. Он формируется относительно изолированно от остальных видов зрительного гнозиса. Первое лицо, которое ребёнок усваивает – это лицо мамы или другого самого близкого человека.

г) Симультанный или по-другому одновременный гнозис – это способность видеть (одновременно) сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки [3].

Теперь обратимся к свойствам зрительного восприятия. Зрительное восприятие, как и все виды восприятия имеют такие свойства: осмысленность, предметность, историчность, направленность, константность (также выделяют не только как компонент, но и как свойство), целостность.

Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия.

Следующие свойства – это осмысленность и предметность. Восприятие предметно и осмысленно. Воспринимая предмет, человека интересует его определённое значение, то есть он видит форму, цвет объекта, а осмысливает какое-то под этим значение. Восприятие имеет не только чувственную основу, но мышление.

Здесь же стоит сказать о целостности восприятия. Чувственная основа и мышление совместны. Опыт (знания), переживания, состояние, уровень интеллектуального развития и т. д. влияет на восприятие окружающего мира.

Восприятие исторично. На перцептивные функции влияет исторический опыт человека (общественный). Он передаётся с помощью речи. Она возникла в человеческом обществе для того, чтобы эффективней взаимодействовать друг с другом, и включает в себя понятия. Они принадлежат определённой системе представлений и выражают её. С помощью них мы познаём мир. Понятия передают определённые признаки.

Восприятие зависит от наших потребностей, целей, интересов и т. д. Это и есть его направленность. Человек воспринимает мир не только с помощью анализаторов, в этом процессе участвует и его личность [10].

Если говорить про особенности компонентов и свойств зрительного восприятия именно у дошкольников, то они заключаются в том, что данный возраст является для них сенситивным, в этот период они наиболее пластичны, благодаря чему лучше поддаются коррекции. Это очень важные аспекты для успешной адаптации в обществе, прогрессивности интеллектуального развития, познавательных функций и т. д. [3; 4].

Своевременная диагностика развития зрительного восприятия и его функционирования, а также коррекция нарушений в данном направлении зависит ещё и от контроля факторов, влияющих на данный вид восприятия. Знание этих факторов позволяют также выявить детей, относящихся к группе риска относительно данной проблемы. Это те дети, которым требуется наибольшее внимание и профилактика. Факторы, определяющие темп развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста, делятся на 4 группы: медико-биологические, социально-экономические, психологические и педагогические факторы. Формирование медико-биологических факторов начинается ещё до рождения ребёнка В медико-биологические входят заболевания, наследственность, нарушения в психическом и физическом развитии и т. д. Социально-экономические включают также проявления девиантного поведения, финансовое положение окружения (в данном случае особенно материальное положение семьи) и другое. Проблемы с самооценкой, эмоциональная неустойчивость, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и другое – это факторы, относящиеся к психологическим. В педагогические факторы входят несоответствие содержания программ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, оценки ребёнка и т. д. [8].

Через зрительную систему ребёнок получает наибольший объём информации. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития ребёнка. Этот этап важно использовать эффективно. При разработке программ профилактики, диагностики и коррекции, стоит учитывать, что зрительное восприятие, связанно с другими системами. Следовательно, работу со зрительным восприятием можно осуществлять через внедрение упражнений с элементами, направленными на другие системы. Например, развитие зрительно-моторной интеграции с помощью физических упражнений или применение мелкой моторики в развитии компонентов зрительного восприятия.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, это необходимо учитывать при составлении упражнений и программ, направленных на развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие не функционирует обособлено. Психические процессы тесно взаимосвязаны, они оказывают влияние друг на друга, поэтому игры должны быть направлены и на развитие других психических функций. Игры могут быть как подвижными, так и настольными.

Список литературы

Ахутина, Т. В. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева [Текст] // Школьный психолог. – 2001. – № 15. – С. 8-9.

Безруких, М. М. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5-7 лет [Текст] / М. М. Безруких, Н. Н. Теребова // Новые исследования. – 2008. – № 1 (14). – С. 13-26.

Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное [Текст] / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ, 2020. – 544 с.

Викторова, О. Е. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием природных материалов [Текст] / О. Е. Викторова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70 (4). – C. 69-71.

Вольфон, Ю. Р. Визуальное восприятие в современном обществе или куда движется галактика Гуттенберга? [Текст] / Ю. Р. Вольфон, А. Е Вольчина // Современные исследования социальных проблем – 2015. – № 4 (48). – С. 177-187.

Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия [Текст] / Р. Л. Грегори. – М. : «Прогресс», 1970. – 223 с.

Девятерикова, А. А. Когнитивные и зрительно-моторные функции у детей школьного возраста в особых условиях развития [Текст] : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Девятерикова Алена Андреевна ; [Место защиты: ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» Моск. гор. психол.-пед. ун-т.]. – Москва, 2021. – 28 с.

Ильин, Е. П. Психология риска [Текст] : словарь или справочник / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 288 c.

Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст]. : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.

Просмотров работы: 51