ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Коренева М.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализируя статью Л.В. Чупровой, образовательный процесс представлен как профессионально организованное взаимодействие преподавателя с учащимися, включающее в себя все элементы учебно-воспитательной работы. Понятия «образовательный» и «педагогический» процессы имеют много общего. Отличия заключаются в том, что ученик находится в центре образовательного процесса, и усилия всех учителей направлены на его достижения. В центре педагогического процесса находится учитель, который является организатором и руководителем взаимодействия с учащимися.

Педагогический процесс – это определенная система, компонентами которой является содержание, средства, методы, формы взаимодействия взрослых и детей. Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат [3, с.167].

Задачи педагогического процесса в университете взаимосвязаны и реализуются вместе с другими задачами воспитания и личностного развития, поскольку педагогический процесс обладает целостностью и единством.

Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с преподавателем и культурой. Цели образования заключаются в том, чтобы помогать человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации, в понимании самого себя [3, с.168].

Рассмотрение Программы развития ФГАОУ ВО «Северного (Арктического) федерального университета» на 2021-2035 гг. позволил определить приоритетные направления развития университета [2].

В настоящее время университет осуществляет подготовку по 48 образовательным программам, в основе которых, самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты. Так же образовательные программы реализуются в сетевой форме и большинство из них с применением дистанционных образовательных технологий.

К приоритетным направлениям развития университета, относятся:

совершенствование образовательной деятельности – развитие человеческого капитала в интересах Арктики;

совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности;

научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктике;

развитие кадрового потенциала университета;

совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университета;

повышение эффективности управления университетом.

Приоритетные направления развития университета предполагает опору на компетентных сотрудников.

При изучении локальных нормативных документов САФУ, были выявлены следующие характеристики образовательного процесса в вузе.

Университет реализует программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Образовательные программы разрабатываются организацией самостоятельно в соответствии с Федеральными государственными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ и утверждаются организацией.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (содержания, объем, планируемые результаты), организационных и методических условий, форм аттестации, который предоставляется в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин, программ практик, а также оценочных и методических материалов.

Трудоемкость образовательной программы в зачетных единицах характеризует объём образовательной программы. Объем образовательной программы устанавливается образовательным стандартом.

Образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения – учебным годам (курсам). А также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам).

При осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам организация обеспечивает: выполнение дисциплин посредством учебных занятий и промежуточной аттестации обучающихся; проведение практик; проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Учебная деятельность проходит в форме контактной работы с преподавателями, в форме самостоятельной работы студентов и в форме других видов работ.

Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в информационно-образовательной среде.

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам включает в себя: занятия лекционного типа, занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы и другие), групповые консультации и индивидуальную работу.

Все виды контактной работы проводятся в соответствии с утвержденным расписанием, которое формируется в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком и доводятся до сведения обучающихся.

Качество освоения образовательной программы обучающимися оценивается в ходе контактной работы путем: текущего контроля успеваемости; промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Государственная итоговая аттестация выпускников проводится в формах государственного экзамена и (или) защиты ВКР.

Государственный экзамен проводится устно или письменно, в форме защиты проектов, ответов на вопросы, решения кейсов и др.

Выпускная квалификационная работа является выполненной обучающимися работой, показывающая уровень подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности [1].

Все виды деятельности, которые предусмотрены образовательной программой должны осуществляться лицами компетентными в своей сфере. Поскольку работа со студентами не только аудиторная, но и проводится в информационной среде, она зависит от уровня компетентности не только преподавателей, но и других сотрудников вуза.

В связи с новыми требованиями все преподаватели САФУ раз в три года проходят обучение и тестирование по овладению ИКТ компетенциями, курсы повышения квалификации по своим направлениям работы. Руководители ОПОП проходят курс по нормативным знаниям, а руководители высших школ обучение по охране труда.

Список литературы

Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры от 05.04.2017 №301 - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://gate.narfu.ru/umup/uch.pdf/ (дата обращения 01.06.2022). – Загл. с экрана;

Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2021 №716-Р "Об утверждении программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы" - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-22.03.2021-N-716-r/ (дата обращения 10.11.2022). – Загл. с экрана;

Чупрова, Л.В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации / Л. В. Чупрова. // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 167-170. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2286/ (дата обращения: 16.06.2022).

Просмотров работы: 32